Самоанализ результатов профессиональной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хужирская средняя общеобразовательная школа»













Самоанализ результатов профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы

Малашкиной Светланы Ангадаевны







п. Хужир Ольхонский район

2014 г.

Я, Малашкина Светлана Ангадаевна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа» Ольхонского района Иркутской области. Образование высшее. В 1993 году окончила Иркутский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы по специальности «Учитель русского языка и литературы». Стаж работы 20 лет. В этом учебном году работаю в 6, 8, 10 классах. Учебная нагрузка - 18/3. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, сформировать основные предметные компетенции на уроках русского языка и литературы и внеклассной работе. Она тесно связана с темой школы: «Качественное образование - основа устойчивого развития школы».

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:

  • развивать и укреплять интерес к предмету;

  • дать учащимся качественную предметную подготовку;

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал учащихся;

  • использовать новые педагогические технологии;

  • совершенствовать формы организации учебной деятельности.

Достижение цели и задач вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств и новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся, через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Как учитель-словесник, считаю, что моя главная задача - не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

В школе имеются все условия для успешного решения вышеназванных задач: кабинет русского языка и литературы оснащен полным комплектом современного оборудования. В урочное и внеурочное время располагаю свободным доступом к Интернету.

Разрабатываю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты, карточки-задания с учетом индивидуальных особенностей учащегося, раздаточный материал. Веду подборку методических пособий, журналов, газет, регулярно пополняю электронную библиотеку. Разработаны и применяются на практике 2 авторские программы элективных курсов, прошедшие экспертизу ИПКРО: «Формы устной и письменной речи в научном стиле» и «Литература Сибири». Созданы рабочие программы к факультативным занятиям по темам: « От слова к тексту», «Новая жизнь литературных героев», утвержденные на РМО.

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации. В 5-8 классах русский язык веду по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и А.Д. Дейкиной. Комплекс мне нравится тем, что в нем есть дополнительный материал к учебнику (карточки-задания, рабочие тетради, скорая помощь), который дает возможность работать дифференцированно. В 10-11 классах работаю по УМК А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Уроки по литературе веду по УМК Г.С.Меркина. Выбор УМК обоснован тем, что в нем большое разнообразие приемов и методов работы в классе: помимо традиционных вопросов, содержатся упражнения и тесты, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии; оригинален материал в рубриках «Для вас, любознательные», «Пофантазируем», «После уроков», «Живое слово», способствующие развитию интереса к изучению литературы.

Знание предмета, ответственное отношение к своим обязанностям способствуют развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • игровые технологии;

  • проектная технология.

Технология личностно ориентированной направленности (автор И.С.Якиманская) применяется мною на уроках литературы. Она позволяет пополнить опыт творческой деятельности и развивает эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям в ходе чтения и анализа художественного произведения, способствует развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции. Например, на уроке «Значение эпизода кулачного боя на Москве-реке в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» (7 класс) в начале урока ребятам была представлена обычная школьная ситуация: мальчик обидел одноклассницу, второй за нее заступился, завязалась драка, вошел учитель и наказал обоих. Эта личностно-ориентированная ситуация дала каждому возможность для формирования самооценки и самопознания через идентификацию с героем, через осмысление и понимание внутреннего мира героя. «А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Онегина» (9 класс).

В своей педагогической практике использую уроки проблемного характера, когда проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. Например, в 10 классе при изучении драмы А.Островского «Гроза» перед учениками ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагаю учащимся высказать свои версии развития сюжета, отличные от авторской. Такие уроки провожу, когда вижу, что у учеников остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их волнуют. Ученики высказывают свои версии, подкрепляя свои мнения примерами из литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», Тургенев «Отцы и дети») или из жизни.

Уроки с применением проблемной технологии зависят от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию с учителем и друг с другом. В зависимости от этого провожу уроки- дискуссии (Победитель Чацкий или побежденный), уроки-исследования (сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Пушкина и Державина). Проблемные уроки считаю удачными, если ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов; смогли установить связи между явлениями; в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики; если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем. После такого проблемных уроков дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.

Мой кабинет оснащен компьютером, экраном и проектором, что дает мне возможность проводить уроки с использованием интернет-ресурсов, электронных приложений, собственных презентаций. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Не секрет, что в последнее время резко снизился интерес учащихся к чтению художественных произведений. И чтобы приобщить к чтению, стараюсь на уроках литературы включать прослушивание произведений классиков в исполнении мастеров художественного слова, просмотр фильмов и спектаклей. Мои ученики являются постоянными ведущими школьных и поселковых мероприятий и праздников, принимают участие в конкурсе чтецов и занимают призовые места.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к учебному предмету, это один их приемов преодоления пассивности учеников;

  • в составе команды ученик несет ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. А это способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Так, ребятам 5-7 классов нравятся такие виды дидактических игр, как разгадывание кроссвордов и ребусов, игры-соревнования, учащимся старших классов - ролевые игры «Суд присяжных» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»), деловая игра «Делаем газету» (8 класс),

игра «Что? Где? Когда?» (по произведениям писателей II половины 19 века). Особое место в моей работе занимает игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (страниц, станций), по которым путешествуют игроки в определенной последовательности, решая комплекс вопросов или заданий не только из области литературы, но и истории, музыки, ИЗО. Это такие уроки, как «В гостях у Толстого» (10 класс), «Путешествие в страну Грамматика» (5 класс).

Главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении - это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Вношу личный вклад в повышение качества образования, работая с одаренными детьми, занимаясь проектной деятельностью. Учащиеся развивают навыки научного исследования: умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы, планировать и проводить эксперимент; навыки наблюдения, записи и представления результатов, их анализ, отрабатывают не только интеллектуальные навыки, но и навыки презентации результатов своей работы. Ежегодно принимаем участие в районной НПК «Мой Ольхон», где были представлены исследовательские работы: «Проблема функционирования русского языка в современном мире», «Эволюция именника в бурятском роду», « Почему мы «ботаем» по фене»? «Эстафета времени» и другие. Все они вошли в сборники «Мой Ольхон-1», «Мой Ольхон-2», «Мой Ольхон-3». Моя ученица, Буинова Лариса, работала над темой исследовательской работы «Ольхонские пословицы и загадки», приняла участие в региональной научно-практической конференции «Байкальское кольцо - 2012» и заняла почетное второе место.

В 2012 году 50% моих учеников приняли участие в Общероссийской дистанционной олимпиаде школьников «Олимпус» по русскому языку и литературе, двое из них вошли в десятку. В 2013 году во Всероссийской дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по русскому языку 3 моих ученицы заняли вторые места.

Большое значение в повышении научно-теоретического и методического уровня я отвожу самообразованию. Изучаю новую научно-методическую литературу, знакомлюсь с материалами педагогов, размещенными на сайтах Интернета: nsportal.ru , Сеть творческих учителей, proshkolu.ru Proшколу.ru, festival.1september.ru Первое сентября. Фестиваль педагогический идей, fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

Районным методическим объединением учителей гуманитарного цикла была выбрана единая тема самообразования «Современные технологии образования». Мною был составлен по теме самообразования план, состоящий из 3 этапов: диагностический, прогностический, практический. Это дало мне возможность ознакомиться и применить на практике вышеперечисленные образовательные технологии.

Взаимный обмен опытом с учителями школы, района, проведение мастер-классов, «консультаций по телефону», а также создание своего сайта nsportal.ru/malashkina-svetlana-angadaevna является хорошим стимулом для дальнейшего моего педагогического роста.

В 2010 году приняла участие в муниципальном конкурсе на премию мэра района педагогическим работникам за высокие достижения в педагогической деятельности и стала победителем.

С 2012 года руковожу методическим объединением учителей гуманитарного цикла, участвовала в районном семинаре «ФГОС: метапредметная связь», анализировала мероприятия, результаты ГИА, ЕГЭ, совместно с коллегами планировала будущую деятельность. Также выступала на школьном педсовете с докладом «Культура речи учителя».

Педагогу, как человеку творческой профессии, необходимо повышать свой профессиональный уровень. Поэтому являюсь активным участником семинаров и курсов повышения квалификации в ИПКРО и ИРО, а также дистанционных курсов:

  • В 2012 году в рамках региональной НПК приняла участие в семинаре

«Организация исследовательской деятельности со школьниками» («24 часа)

  • В ноябре 2012 года была участником ХХ педагогических чтений, посвященных памяти В.Д. Кудрявцева (статья «Функции народной приметы и ее изучение в школе» в сборнике «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы», Иркутск , 2013 г.; (8 ч.)

  • приняла участие в I Международной НПК «Педтехнологии в современном образовании» (статья «Теоретические основы этнокультурного образования», 2013 г.(сборник в печати)

  • На днях прошла региональная НПК «Шаг в будущее, Сибирь!», где был представлен мой доклад на тему «В душе каждого ребенка есть невидимые струны…» (Из опыта работы с одаренными детьми)


  • В 2012 году Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт образовательных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе» (108 ч.;)

  • 2013 г. ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» «ФГОС: содержание и технологии введения»,72 ч.;

  • 2013 г. ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС", 72 ч.

  • ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» «Нормативно-правовая основа процедуры аттестации» 18 ч;

Мною были разработаны и размещены 2 Интернет - урока: по литературе -«Серебряный век»(exbntkm: vc200871.blogspot.com/2010/04/blog-post) и по русскому языку - «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» на учебном портале «Использование ЭОР в образовательной деятельности».( eorhelp.ru/sites/default/files/)

  • разработаны и опубликованы уроки и внеклассные мероприятия на Всероссийском фестивале «Открытый урок» ИД «Первое сентября» (диплом №228-345-117/ОУ-8) - урок русского языка в 10 классе «Великое русское слово», в социальной сети работников образования pedsovet.su/load/31-1-0-30291, - Устный журнал «От буквы к книге», на сайте Сеть творческих учителей nsportsal.ru/node/376046 - создан личный сайт, размещены уроки личностно-ориентированной направленности, на сайте prosckolu - игра «Родной край» , а также на сайте районного ресурсного центра tt://trc-olhon.ucoz.ru/

Являюсь классным руководителем 10 класса. Для успешной социализации учащихся тесно сотрудничаю с поселковой библиотекой, краеведческим музеем, музыкальной школой, волонтерскими движениями, спортивными клубами. Мои ученики убирают мусор на побережье Байкала, озеленяют территорию школы, выезжают с концертами на периферию, участвуют в соревнованиях. Дважды ребята моего класса защищали честь района на региональном уровне: Президентские соревнования в г. Усолье-Сибирское, где заняли общекомандное 3 место, а также в г. Байкальске на экологическом фестивале «Байкальский калейдоскоп -2012» стали победителями в номинации «Музыкальная визитка». Медведева Яна является спикером школьного парламента, отличница Осипова Наталья - призер районных олимпиад, региональных НПК, Попова Тамара - призер районных и региональных творческих конкурсов, Брянский Дмитрий - победитель районных соревнований по вольной борьбе, по хоккею с мячом, по легкой атлетике. (Мониторинг по методике Лутошкина - справка М,Р,)

Ежегодно в школе проводится опрос родителей и обучающихся на предмет оценки учителей по формированию качества образовательной услуги. По результатам опроса средний балл моей деятельности составил 4,98 балла.

Выбор устного экзамена по русскому языку в 9 классе свидетельствует о повышении мотивации к изучению предмета. О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся по моим предметам за последние 3 года свидетельствуют результаты ЕГЭ, а также участие и победы в районных олимпиадах, региональных и всероссийских конкурсах. Отличники учебы подтверждают свои знания на ЕГЭ и ГИА. (Приложение)

Говоря об успехах своих учеников, нельзя не сказать о трудностях, которые я испытываю в своей педагогической деятельности. Одной из самых главных проблем считаю проблему развития связной речи учащихся через активизацию мыслительной деятельности, ведь «…речь, как лакмусовая бумажка: открыл человек рот - и вот он весь, как на ладони». Развивая речь, мы развиваем мышление, а это в свою очередь ведет к ситуации успеха для ученика и его положительной адаптации. Еще одна проблема в моей работе - проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Я думаю, что это связано со снижением интереса к чтению, влиянием интернет-сленга, SMS-языка, падением культуры общества. В прошлом учебном году начала работать над решением этой проблемы: проверила технику чтения в 5 классе, провела тестирование и выявила, что из 17 учащихся любят читать и хорошо читают -50%, не любят читать, но читают, т.к. заставляют родители - 27%, оставшиеся 23% читать не любили. При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, чтобы увлечь учащихся текстом, стала давать разноуровневые задания: пересказать историю Жилина и Костылина от лица Дины, написать письмо, сделать репортаж. Появляется возможность и необходимость полной характеристики героев. Каждому ученику нужно обратиться к тексту. А при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщает биографические сведения, другая учит стихи, третья анализирует поэтические тексты. Создавали кластеры, синквейны, писали буриме, миниатюры с использованием как минимум 3-х изобразительных средств и читали, читали. По данным поселковой библиотеки, 6 класс оказался самым читающим, повысилось качество знания

Подводя итог самоанализа, хочу сказать, что «…чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Я полностью согласна со словами Л.Н.Толстого. Это еще раз доказывает, что учитель должен самосовершенствоваться, самореализовываться и быть в русле всех актуальных событий.

Приложение

Учебный год

Успеваемость

Качество

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

2010-2011

100%

100%

65%

88%

2011-2012

98%

100%

64%

84%

2012-2013

100%

100%

69%

88%


Результаты экзаменов:

Качество

Ср. балл класса

Ср. балл по району

Ср. балл по области

ЕГЭ 2012

58,33

56,43

57,33

ГИА 2013

60

44

27,9

Результаты конкурсов и олимпиад

Год

Мероприятие

Уровень

Результат

2010

Олимпиада по русскому языку

район

2место -Малашкина В.

2011

XIX литературный конкурс «Любимый Иркутск - середина Земли»

область

Благодарность Осипова Н

Благодарность Попова

Олимпиада по русскому языку

район


1 место - Ощепков И.

Русский медвежонок - языкознание для всех

1 место - Имихелова

2 место - Ощепков И.

3 место - Томашов Д.

Творческий конкурс «О матери можно говорить бесконечно…»

1-3места (Попова, Уланова, Дьякова)

2012

Конкурс творческих работ, выполненных в системе Zoobust

район

2 место - Попова Т.

Конкурс творческих работ «Далеко в глубоком тылу»

2 место - Даксуев Ю.

Русский медвежонок - языкознание для всех

1 место - Зурмаев Д.

2 место - Маслова Н.

3 место - Боброва Н.

Конкурс эссе «Если бы я был президентом России»

область

грамота, сборник сочинений Малашкина В.

Конкурс творческих работ «Мое будущее - Иркутская область»

диплом лауреата

Малашкина В.

НПК «Байкальское кольцо - 2012»

2 место диплом Буинова Л.

Проект для одаренных детей «Алые паруса»

Россия

Свидетельство Малашкина В.

2013

Предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус» (апрель)

Россия

7 и 9место: Попова Т.,

Зурмаев Д.

Дистанционная олимпиада по русскому языку (декабрь)

Россия

2-е место - Попова Т.

2 место - Дьякова К.

2 место - Маслова Н.



© 2010-2022