ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Уровень речевой подготовленности учащихся с интеллектуальным недоразвитием является недостаточным, что затрудняет их коммуникацию и в целом снижает успешность адаптации в обществе. Формирование речевых умений происходит при выполнении целого ряда упражнений. Наиболее важным из них является такое комплексное упражнение, как СОЧИНЕНИЕ, поскольку при его выполнении происходит становление и совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации речевого общения до умения о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ.


Уровень речевой подготовленности учащихся с интеллектуальным недоразвитием является недостаточным, что затрудняет их коммуникацию и в целом снижает успешность адаптации в обществе. Формирование речевых умений происходит при выполнении целого ряда упражнений. Наиболее важным из них является такое комплексное упражнение, как СОЧИНЕНИЕ, поскольку при его выполнении происходит становление и совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации речевого общения до умения осуществлять контроль своей речи. Но это упражнение позволяет обогатить опыт речевой деятельности учащихся с недоразвитием интеллекта при правильной методической организации работы на всех этапах.

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;

  • подчинить свое сочинение определенной мысли;

  • собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;

  • определить границы сочинения;

  • составить план и писать по плану;

  • создать текст и записать его;

  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

  1. на основе личного опыта учащихся:

  • сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

  • сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;

  1. на основе опосредованных источников информации:

  • сочинения по картинам делятся на три основных вида:

а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

в) описание картины;

  • сочинение на основе прочитанного;

  • сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

  • сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

  1. на материале разных источников - книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

  2. на основе творческого воображения - по данному началу или концу, импровизация сказок и т. п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

  1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

  2. Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

  3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения


  1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

  2. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

  3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. Рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

  4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

  5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) - коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

  6. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

  7. Самостоятельное письмо сочинения - основная часть урока. Самая продолжительная по времени. Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

  8. Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).


РАБОТАЮ ПО СЛАЙДАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ 7-17


Памятка для редактирования текста сочинения

Проверь!

  1. Ясно ли передал свою мысль?

  2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

  3. Все ли слова употреблены удачно?

  4. Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

  1. Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):

а) несоответствие содержания сочинения его теме;

б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;

в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;

г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;

е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

- зачитываются лучшие сочинения;

- коллективный анализ сочинений:

  • содержания

  • построение целого текста и связи его частей

  • построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое

  • порядка слов в предложении

  • связи между словами в предложении

  • употребление отдельных слов и предложений.

- коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

- индивидуальная работа над ошибками.




© 2010-2022