Сценарий классного часа Завершая Год Литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час.

7 класс

Завершая Год Литературы...

Цель: воспитание неравнодушного думающего человека на знаниях школьников по литературе, воспитание интереса к литературе и чтению.

Задачи:

• приобщать школьников к чтению и изучению литературы;

• развивать память, логическое мышление, творческие способности;

• повышать культурный уровень школьников;

• воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Беседа «2015 - год литературы».

Учитель: Вспомним, каким событиям были посвящены предыдущие года... (на доске или на слайде презентации написаны года:

2010 - Год Учителя

2011 - Год российской Космонавтики

2012 - Год истории

2013 - Год охраны окружающей среды

2014 - Год культуры )

Учитель: Почему именно 2015 - год литературы? (Ответы ребят....). Действительно, ребята, в любое время и каждому человеку необходимо уметь читать. Даже, работая с компьютерными программами, играми, вы используете это умение. Но а литература учит вас ещё и думать, и фантазировать, и красиво и интересно выражать свои мысли. Замечательные писатели, юбилеи которых мы с вами отметили в 2015 году, ещё раз напомнили вам, как важно внимательное отношение к слову. Давайте вспомним их имена...

2. Просмотр видеофильма «Год литературы в России - 2015» (можно смотреть не весь)

3. Литературные конкурсы.

Учитель: Насколько хорошо вы знаете и любите литературу, покажут конкурсы.

1. Конкурс. РАЗМИНКА. (Участвует весь класс. Дети слушают вопросы учителя - поднимают руки и отвечают. За правильный ответ получают жетон в виде книги (См. Приложение). Ребята могут дополнять друг друга)

«Кому принадлежат вещи?» (указать имя литературного героя, фамилию автора и название книги).

  • Маленькая хрустальная туфелька. (Ш. Перро «Золушка».)

  • Большой самодельный меховой зонтик. (Д. Дефо «Робинзон Крузо»).

  • 12 шариков, сломанная губная гармошка, осколок бутылочного стекла, пустая катушка, ключ. ( М.Твен «приключения Тома «Сойера»).

  • Сачок и банка с пиявками. ( А. Толстой « Золотой ключик»).

  • Кортик, на нём клеймо - волк, скорпион, лилия. Вокруг рукоятки извивается змея. На лезвии кортика зашифрованная надпись. (А. Рыбаков «Кортик»).

2. Конкурс. АУКЦИОН ЛЕТ.

Учитель: В 2015 году очень много писателей-юбиляров. Но вы, ребята, не всегда знаете точную дату. Посмотрите на портреты писателей (на доске или на слайде презентации): кто точнее угадает юбилейную дату - тому балл. Справиться с заданием, если вы были внимательны, вам поможет фильм, который мы посмотрели вначале. Не забудьте сначала назвать фамилию писателя.

(Ответ:

МАРК ТВЕН - 180

А.П.ЧЕХОВ - 155

С.ЕСЕНИН -120

К.М.СИМОНОВ -100

БРЭДБЭРИ - 95)

3. Конкурс. УКРАСЬ КОЛОБКА.

Учитель: Литература начиналась с фольклора. Как вы думаете, какой самый известный фольклорный герой? (Ответы ребят....). Большинство из вас назвали колобка. Предлагаю: двоим из вас превратить наши воздушные шарики в колобка за пять минут. А мы с ребятами тоже поговорим о начале... начале произведения.

4. Конкурс. УЗНАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЕГО НАЧАЛУ. Дети слушают вопросы учителя - поднимают руки и отвечают. За правильный ответ получают жетон в виде книги.

  1. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин». (А. С. Пушкин «Дубровский»).

  2. « У лукоморья дуб зелёный». (А. С. Пушкин « Руслан и Людмила»).

  3. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов». ( А. П. Чехов «Хамелеон»).

  4. «Жили да были два генерала» (С. -Щедрин « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

  5. « Ох ты гой еси, Иван Васильевич» ( М. Ю. Лермонтов « Песня про купца Калашникова»).

5. Конкурс. ИГРА «ТРОЙКА».

Учитель: Литература связана с другими искусствами и науками, и не только с лингвистикой. Например, с математикой любимой во многих произведениях цифрой «три».

Вспомните... (За правильный ответ получают жетон в виде книги).

1. Как звали трех мушкетеров? (Атос, Партос, Арамис)

2. Как звали трех богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. Как звали трех медведей? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

4. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Нуф - нуф, Наф-наф)

5. Определите функции каждого из трех богов? (Афродита - богиня красоты и любви. Аполлон - бог солнца, гармонии и красоты. Аид - бог подземного царства)

6. Конкурс. КОНКУРС ЧТЕЦОВ.

Учитель: Некоторые литературные произведения вы учите наизусть. Приглашаем желающих исполнить произведения, которые вам понравились и запомнились.

7. Конкурс. УЗНАЙ ГЕРОЯ ПО КАРТИНКЕ (См. Приложение).

Учитель: В 2015 году юбилеи отмечали не только писателям, но и книгам. Попробуйте по иллюстрациям узнать героя. А сколько лет он живёт и радует читателей, посмотрите на иллюстрации (на доске или на слайде презентации).

230 лет - «Приключения барона Мюнхаузена» Э.Распэ (1785)

195 лет - «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)

180 лет - сказки «Русалочка» Х.-К. Андерсена (1835)

155 лет - «Всадник без головы» Майн Рида (1860)

50 лет - «Незнайка на Луне» Н. Н. Носова (1965)

70 лет - повесть «Сын полка» В. Катаева (1945)

- сказки-были «Кладовая Солнца» М. М. Пришвина (1945)

7 конкурс. ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?

Учитель: Многие строчки литературных произведений давно стали крылатыми выражениями. Определите, ребята, из каких произведений следующие строки...

  1. « Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой».(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»).

  1. « На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

И вдаль глядел.» ( А. С. Пушкин « Медный всадник»).

  1. « Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой».( М. Ю. Лермонтов « Бородино»).

  1. « Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен» ( А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

  1. « О страшное невиданное горе!

Прогневали мы Бога, согрешили!

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли». (А. С. Пушкин «Борис Годунов»).

  1. « Чужды вам страсти

И чужды страдания» ( М. Ю. Лермонтов « Тучи»).

8 Конкурс. БИАТЛОН.

Учитель: Сейчас нам предстоит выполнить самое простое задание - называть слова. Я задаю вопрос, а вы дайте на него столько ответов в одно слово, сколько придумаете. Отвечать будем по очереди. (Если класс большой, можно вызывать желающих по парам. Кто сделает паузу - проиграл).

1 ПАРА: Где не нужна книга? Примерные варианты ответов:

- на Луне

- в Антарктиде

- в зоопарке

- в кино

- в бассейне

- в магазине

- на лыжной прогулке

- на концерте

2 ПАРА: Какая бывает книга? Варианты ответов:

- умная

- добрая

- поучительная

- занимательная

- развлекательная

- скучная

- научная

- веселая

- серьезная

3 ПАРА: Что есть у книги? Варианты ответов:

- заглавие

- автор

- страницы

- обложка

- корешок

- главы

- содержание

- иллюстрации

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЛИТЕРАТУРА?

Учитель: Зачем же человеку литература? Выскажите своё мнение о литературе, ответив на вопросы (На распечатанных листочках. См. Приложение) :

1. Что такое литература?

2. Зачем в школьную программу ввели урок литературы?

3. Какие люди любят литературу?

Лучшие ответы наша редколлегия обязательно поместит в классный уголок.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.








© 2010-2022