Разработка урока русского языка на тему: Правописание приставок пре и при

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

«Правописание гласных в приставках пре- и при-».

Класс: 6

Учитель: Оганесян Е.В.

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый

Цель:

  • изучить условия написания приставок пре- и при-.

Задачи урока:
Образовательные:

  • выявить условия выбора гласных е - и в приставках пре и при,

  • формировать орфографические навыки написания приставок пре-/ при-;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову.

Оборудование: разноуровневые карточки, учебник русского языка для 6 класса.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация.

2. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
- Что такое приставка?
- Почему приставка значимая часть слова?
- Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.
- Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?
Выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Чтоб совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.

Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.

3. Изучение нового материала.

- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока (учащиеся высказывают предположения).
- Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры - приставки При- и Пре. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
- Как вы думаете от чего зависит написание приставок пре и при?

- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.

4. Работа с учебником.

- Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно написать приставку (при- или пре-). Заполните в рабочей тетради 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Приставка

Значение приставки

Примеры

ПРИ



ПРЕ



- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значения приставок).
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких - пре-?
5. Физкультминутка.

Ребята повторяют набор стандартных разминочных упражнений, повторяя за учителем стихотворение.

ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорало - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
ПРЕ- или ПРИ-?
ПРЕ- или ПРИ-?
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело - помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой -
ПРЕ- мы напишем об этом.

-Надеюсь это стихотворение поможет вам в дальнейшей работе.

6. Формирование умений и навыков.

Коллективная работа.
1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.
Орфографический разбор слова прийти.
2. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание.
1)Погода была ужасная,
Принцесса была ____красная.
2)Городничий между тем
Наказал ____строго всем,
Чтоб коней не покупали.
3)____длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать.
4)Петин папа был ____важный,
Дом имел пятиэтажный.
5)Я на первый твой ____каз
____бегу к тебе как раз.

7. Закрепление и совершенствование ЗУН.
Работа по разноуровневым карточкам.

Карточка 1. Уровень - запоминания.
Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.
Пре- При-
пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)
пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)
пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)
пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)

Карточка 2. Уровень - понимания.
Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда - отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.

Карточка 3. Уровень - умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
- Что дал вам сегодняшний урок? Поделимся своими впечатлениями.
- Прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я понял, что…», «Мне было непонятно, потому что…»
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу?

- Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

9. Домашнее задание.

1.Составить предложение, где есть слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-

2.Упр. 157, правило, с. 66








© 2010-2022