Методическая разработка Викторина по русскому языку для студентов 1 курса «Грамотеи»

Викторина  по русскому языку проводится в рамках Недели цикловой комиссии.  Цель игры— обобщить и систематизировать знания студентов 1 курса по пройденному материалу, продолжить работу над грамотностью студентов; развивать речь, мышление, смекалку; воспитывать аккуратность, прилежание; прививать интерес к русскому языку, развивать творческие и познавательные способности студентов: с помощью занимательного материала убедить студентов по-новому взглянуть на особенности русского языка. Методическая...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

ГБОУ СПО ЛО «Волховский колледж транспортного строительства»








Методическая разработка

Викторина по русскому языку

для студентов 1 курса

«Грамотеи»













Подготовила

преподаватель русского языка и литературы

С.А. Сухова

















Волхов 2013

Интеллектуальная игра «ГРАМОТЕИ».


Цель игры- обобщить и систематизировать знания студентов 1 курса по пройденному материалу, продолжить работу над грамотностью студентов; развивать речь, мышление, смекалку; воспитывать аккуратность, прилежание; прививать интерес к русскому языку, развивать творческие и познавательные способности студентов: с помощью занимательного материала убедить студентов по-новому взглянуть на особенности русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийное сопровождение.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Друзья, сегодня у нас с вами игра по русскому языку. И называется она «Грамотеи». Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как са­мое дорогое богатство.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков ми­ра. Прекрасным и звучным, вырази­тельным и гибким назвал русский язык А. С. Пушкин. Многие русские писатели также говорили о необы­чайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно пере­дать самые сложные, самые разно­образные мысли и чувства.

Итак, в путь! Отправимся мы туда двумя командами.

Внимание!.. Кажется, впереди - игра.

Игра - наш друг, большой и умный,-

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Для подсчета очков нам нужно будет компетентное жюри. Представляю Вам его:___________________________________________________________


Предлагаем первый конкурс «Конкурс капитанов»: Вам нужно за 1 минуту ответить на вопросы. Если ответа нет, то Вам следует выбрать следующий вопрос, чтобы не терять времени. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1 команда

  1. Грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль. ( Предложение)

  2. Неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложения. (Предлог).

  3. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. (Словарь).

  4. Часть слова, морфема, стоящая перед корнем ( Приставка).

  5. Создатель какого - нибудь произведения (Автор).

  6. Знак препинания, отделяющий законченное предложение, а также употребляющийся при сокращенном написании слов.(Точка)

  7. Часть речи, обозначающая предмет, имеющая категорию рода и изменяющаяся по падежам и числам.(Существительное)

  8. Раздел языкознания - наука об устойчивых выражениях и конструкциях (Фразеология)

  9. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким- нибудь текстом. (Книга).

  10. Государственный язык Российской Федерации (Русский).

  11. Любитель книг (книголюб)

  12. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете.(Числительное)

  13. Главный член предложения, обозначающий предмет, отвечающий на вопросы кто или что( подлежащее).


2 команда

  1. Знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой ( двоеточие).

  2. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой, какая, чей (прилагательное)

  3. Правила образцового литературного произношения (орфоэпия)

  4. Краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм (пословица).

  5. Новое слово или выражение, а также новое значение старого слова (неологизм).

  6. Учащийся высшего или среднего учебного заведения (студент).

  7. Учебный час, посвященный отдельному предмету (урок)

  8. Книга для обучения чему-нибудь (учебник)

  9. Словообразовательная морфема, часть слова между корнем и окончанием (суффикс).

  10. Лицо, которое обучает чему - нибудь (учитель, преподаватель).

  11. Красная строка, отступ в начале в начале строки (абзац).

  12. Порядок букв, принятый в азбуке, то же, что и азбука (алфавит).

  13. Раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложения. (синтаксис).

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет второй конкурс «Кто последний»:

(за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Каждая команда получает листоч­ки со словом "Грамота ". За 1 мину­ту нужно составить из его букв как можно больше слов. Это должны быть имена существительные нарицательные, в единственном числе, именительном падеже.

Друзья, вы убедились, что слов у нас в запасе, ока­зывается, немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова? С помощью какой книги мы можем проверить свою грамот­ность? (Орфографический словарь.)

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет третий конкурс «Самый грамотный».

(за правильный ответ команда получает 1 балл)

Каждая команда получает листочки со словами ИНТЕ…ИГЕНЦИЯ и РОВЕ…НИК .

Нужно за 1 минуту написать правильно предложенные слова.

Первая команда: и Вторая команда:

интеллигенция, ровесник,

(Команды выполняют задание.)

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет четвертый конкурс «Головоломка»:

Задание. Отрывок стихотворения из 4-12 слов разрезается на отдельные слова. Необходимо, опираясь на смысл, стихотворный размер и рифму, восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это правиль­но и быстрее всех. Примечание для жюри.

Максимальная оценка - 5 баллов.

Мороз и солнце - день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроре

Звездою Севера явись.

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет пятый конкурс «Кто правильно?»

(За правильный ответ команды получает 1 балл)

Участников олимпиады по русскому языку спросили, с какого года они нача­ли готовиться к олимпиаде. Все ребята дали разные ответы. Кто же ответил верно? Дайте правильный ответ через минуту.

Коля: С двух тысяч пятого года.

Боря: С две тысячи пятого года.

Надя: С двух тысячи пятого года.

Ксюша: С двух тысяче пятого года.

(Прав Боря, так как у составных порядковых числительных скло­няется только последнее слово).

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет шестой конкурс «Собери фразеологизмы»: (За каждый правильный ответ команды получает 1 балл)

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

( как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)

(Ответы: куда Макар телят не гонял, на языке вертится, ветер в карманах свистит, как в воду канул, в ежовых рукавицах).

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет седьмой конкурс "Соколиный глаз".
Определите и через 1 минуту скажите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.


(6 раз, в словах [жыл], [крышы], [жыл'и], [мышы].)


Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет восьмой конкурс «Занимательные падежи» .

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родитель­ного падежа множественного числа. Запишите полученный вариант.

1. Пачка (макароны) - макарон

2. Группа (грузины) - грузин

3. Пять (кочерга) - кочерег

4. Килограмм (мандарины)- мандаринов

5. Порция (оладья) - оладий


Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет девятый конкурс "Переводчик".
Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами за 1 минуту?

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1) Доктор прописал пациенту инъекции.

2) Разъяренная вьюга замела тропинки.

3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

1) Врач выписал больному уколы.2) Свирепая метель накрыла дороги.3)Водитель опять начал осторожно смотреть во тьму. 4)Охранник укрылся от дождя под крышей дома.

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет десятый конкурс «От имен собственных»

Образуйте прилагательные от имен собственных за 1 минуту.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Кривой Рог, Белая Церковь, Париж, Воронеж, Чернигов, Винница, Западная Европа.

(Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский),Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), Западная Европа (западноевропейский).

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет одиннадцатый конкурс "Корректор".

Вам необходимо за 1 минуту найти ошибку в выборе слова.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.

4) Благодаря пожару, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.


  1. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали капли.2) В конструкции есть дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отставшую. 4) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.)

Жюри подводит итоги, преподаватель объявляет двенадцатый конкурс «Найди лишнее слово».

Вам необходимо за 1 минуту найти лишнее слово в предложении и указать правильный вариант

1) Петя ушиб колено ноги.

2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3) Собрание будет в декабре месяце.

4) Многие города были превращены в руины и развалины.

5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6) Он написал свою автобиографию

(1) Петя ушиб колено. 2) Робинзоны ослабли от недоедания. 3) Собрание будет в декабре. 4) Многие города были превращены в руины. 5) Путь кораблю преградил айсберг. 6) Он написал автобиографию)

Жюри подводит итоги.

(Награждение победителей.)

Раздаточный материал


Инт…лигенция, рове…ник,

Инт…лигенция, рове…ник,

4 конкурс: «Головоломка»

Мороз и солнце - день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроре

Звездою Севера явись.

Мороз и солнце - день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроре

Звездою Севера явись.

как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.



Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши.



1. Пачка (макароны) -

2. Группа (грузины) -

3. Пять (кочерга) -

4. Килограмм (мандарины) -

5. Порция (оладья) -



1. Пачка (макароны) -

2. Группа (грузины) -

3. Пять (кочерга) -

4. Килограмм (мандарины) -

5. Порция (оладья) -


Игра "Переводчик".
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции.

2) Разъяренная вьюга замела тропинки.

3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Игра "Переводчик".
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции.

2) Разъяренная вьюга замела тропинки.

3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

ОТ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ

Образуйте прилагательные от имен собственных.

Кривой Рог ,Белая Церковь, Париж, Воронеж , Чернигов, Винница, Западная Европа.




ОТ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ

Образуйте прилагательные от имен собственных.

Кривой Рог ,Белая Церковь, Париж, Воронеж , Чернигов, Винница, Западная Европа.

Игра "Корректор".
1. Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.. 4) Благодаря пожару, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.


Игра "Корректор".
1. Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.. 4) Благодаря пожару, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.


Найди лишнее слово.

1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.

Найди лишнее слово.

1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Сек­реты хорошей речи. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 280с.

Голуб И. Б. Моя самая первая книжка о словах.- М.: Дрофа, 1995.-320 с.: ил.

Мир слов. Занимательные рас­сказы о русском языке. - СПб.: ИКФ ."МиМ-Экспресс", 1995. - 192 с.

Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 клас­сов. - М.: Дрофа, 1995. - 400 с.

11

© 2010-2022