Методическая разработка урока развития речи в 6 классе по теме

        Урок развития речи по теме "Описание природы" в 6 классе разработан к учебнику М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской и др.       Предварительная подготовка к уроку: - творческая работа "Первая встреча с зимой"( стихотворения, сочинение-эссе; - рисунок на зимнюю тему. - подготовить художественное чтение стихотворения о зиме.       Урок проходит в "творческой мастерской". Класс поделен на группы (по рядам). Заранее приготовить по 3 карточки на каждую парту с текстами, по которым ребята будут раб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Зимняя сказка»

урок развития речи в 6 классе



Составила Шевчук Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» города Братска

Иркутской области.

Тема: Описание природы.

Цель: 1. Дать образцы описаний природы.

2. Проанализировать изобразительно - выразительные возможности

слова в художественном описании.

3. Обучение умению работать с текстом, работать в паре.

4. Подготовить к написанию сочинения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1. ТСО (мультимедиа), муз оформление,

2. Выставка-экспозиция с образцами пейзажей (иллюстрации

художников).

3. Выставка творческих работ обучающихся:

а) иллюстрации к отрывку из повести А.С. Пушкина

«Метель»;

б) пейзажные зарисовки, стихотворения,

сочинения обучающихся на тему «Встреча с зимой»,

«Зима в нашем городе».

4. Выставка книг писателей-пейзажистов.

5. Карточки с текстами на каждой парте.

Ход урока:

  1. Звучит запись (птичьи голоса, плеск волны и др.)

  2. Вступительное слово учителя:

- Чувствуете, ребята, что Вы попали в царство природы?.. Здесь надо всмотреться, вслушаться, и вы откроете для себя неповторимую прелесть царства природы. И помогут нам это сделать наши поэты, писатели, художники, композиторы и ваши наблюдения.

? - Какое время года сейчас за окном?

? - Назовите приметы зимы.

(после ответов учащихся)

- Послушайте, что написала ваша одноклассница о первых впечатлениях от встречи с зимой

(зачитывается одна из работ, это было предварительным домашним заданием)

Пример (из работы ученицы):

Зимняя сказка

Каждый день я хожу в школу через парк. Иду очень быстро, думаю о чем-то своем и не вижу, что вокруг такая красота!

Зимним декабрьским днем я решила прогуляться по парку.

Он весь в снегу, очень красивый. Кусты и деревья запорошены снегом. Тени от деревьев напоминают великанов, встретившихся на перекрестке дорог.

Подул ветерок. Зазвенели сосульки на ветках, будто маленькие колокольчики. Ветки покачиваются на ветру и поблескивают от лучей зимнего солнца.

Ветерок стих. И снова тишина. Ни души кругом. Я поднимаю голову. Небо надо мной голубое-голубое! Солнце такое яркое! Как хорошо кругом!

Мне хочется еще гулять, но я немного замерзаю.

Иду домой, прикрыв рукавичкой нос и щеки. Иду и думаю: «Как хорошо, что зима нам дарит такую сказку»…


  1. Постановка задач и целей урока:

- Сегодняшний урок развития речи мы проведем с вами в творческой мастерской писателя и назовем его «Зимняя сказка».

В нашей мастерской мы познакомимся с образцами художественных описаний природы, проанализируем изобразительно-выразительные возможности слова, которыми пользуются писатели, создавая свои прекрасные творения.

Наш урок - урок подготовки к описанию картины. Откройте свои словари с записями на зимнюю тему.

  1. Работа в творческой «мастерской «писателя».

- Итак, мы в мастерской писателя. Прежде чем сесть за рабочий стол творца, вспомним:

? - Что такое пейзаж?

? - Каким бывает пейзаж? (после ответов учащихся обратиться к выставке художников и показать через м/м образцы пейзажа - слайды зимнего, летнего, горного, морского, городского и т.д.)

? - Для чего в тексте художественного произведения дается пейзаж?

(выслушивается несколько ответов)

? - Из какого произведения этот отрывок?

(зачитывается отрывок)

«…Но едва Владимир выехал за околицу, поднялась такая метель…и т.д.)

Учитель: Правильно. Это отрывок из повести А.С. Пушкина «Метель».

Отрывок, к которому на уроке литературы вы делали иллюстрацию

(показать )

А.С. Пушкин не раз повторял, что осень - его любимое время года. Осенью и об осени он много писал. Но Александр Сергеевич писал и о зиме.

? - Какие «зимние» стихотворения А.С. Пушкина вы знаете?

? - Кто прочитает наизусть?

( зачитывается одно стихотворение, «Зимнее утро»).

? - В чем особенности описаний, сделанных художником-пейзажистом и описаний, созданных писателем?

(у художника-живописца - краски, у писателя живописца - слово).

Учитель: Словом писатель пытается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину. Мы слушаем звуки природы, падающих снежинок, молчаливых сугробов. Мы проникаемся настроением автора, будь это восхищение красотой, радость или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное - надо уметь читать и видеть, читать и слышать, жить одним настроением с автором. Надо уметь читать, надо уметь быть умным и душевным читателем.


  1. Знакомство с образцами художественных описаний. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Учитель: Открываем нашу мастерскую и начинаем знакомство с образцами художественных описаний природы.

1)Читаем задание и текст упр.277.

2)Беседа по тексту:

? - Что описывает И. Бунин в этом тексте? (зимний лес)

? - Где он находится и откуда видит картину зимней природы?

? - Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил «бунинский» пейзаж?

? - Что именно описывает И. Бунин? (зимний лес описывается таким, каким его автор видит утром)

? - Какова основная мысль данного текста - описания?

Учитель: Это описание - своеобразное, как бы этюд с натуры. И.А. Бунин описывает только то, что можно увидеть из окна дома: небо над снегами, солнце за лесом, просеку, дорогу к дому, вершины сосен. У этого описания есть продолжение. Послушаем:

«…Две галки звонко и радостно сказали что-то друг - другу.

Одна из них с размаху опустилась на самую верхнюю веточку густо-зеленой ели, закачалась, едва не потеряв равновесия - и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и все тише становится в просеке…»

? - Скажите, почему галка «засмеялась»? Какое настроение нам передает автор?

(ответы детей)

Учитель: Как важно учитывать ту позицию, с которой описывается предмет: находясь в доме, нельзя ничего услышать, но можно по движениям галок догадаться, когда и как они кричат, и когда умолкают. И. Бунин передает свои зрительные впечатления - то, что он увидел, поэтому в описании много цветовых слов. Назовем и запишем их в словарь.

(небо синее, тень в полях совершенно синяя, на зеленых вершинах сосен золотистый солнечный свет и т.д.)

Учитель: Что делает писатель? Он краски, которые видит, переводит в слова. Так же как художник-пейзажист подбирает и наносит на полотно краски, так и писатель называет эти краски словами и передает картину, которую мы как бы видим перед собой.

Слово в художественной речи может приобретать самое неожиданное значение. Здесь многое зависит от того, каким увидит автор тот или иной предмет.

Посмотрите, как писатель В. Солоухин «обыгрывает» прилагательное сиреневый. Он это слово как бы открывает заново.


  1. Работа по карточке №1

Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на березах, сиреневатые березовые стволы, сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту показаться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небе сиреневый солнечный шар.


  1. Работа по карточке №2(на карточке напечатаны 3 текста с заданиями)

Учитель: - Возьмите в руки карточку №2, рассмотрим задания, на подготовку дается 5-7 минут, выполняют:

1 ряд - задания к тексту №1

2 ряд - задание к тексту №2

3 ряд - задание к тексту №3

(Пока учащиеся готовятся, звучит музыка. П. Чайковский «Зимние грёзы» )

Текст №1

Задание: Какие слова находит писатель Н. Панфилов, чтобы передать звуки?

Наступит, скажем, оттепель - с деревьев, медленно стекая, к концам побегов и веточек потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. А к вечеру или поутру, когда усилится мороз, налетит ветер. Качнет деревья, хрупкие сосульки и леденцы придут в движение и тогда по роще или по лесу зазвенят, будто малюсенькие колокольчики, раздастся мелодичный звон на разные голоса. И покажется человеку, что он участвует в зимней сказке.

Сходите в березовую рощу в гололед, и вы обязательно услышите этот хрустальный перезвон.

(П. Панфилов).

Текст №2

Задание: Найти в тексте В. Набокова художественные сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.

Дверь поддалась не сразу, затем сладко хрустнула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.

(В. Набоков).

Текст №3

Задание: Найти в тексте В. Короленко слова, показывающие движение в природе.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черной массой лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу. Казалось, кто-то вздыхал среди глубокой холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительной грустью.

(В. Короленко).


  1. Проверка выполнения заданий.

  2. Вопрос к первому тексту:

? - Как озаглавим текст? Найдите ключевые слова. («Зимняя сказка»)

- Выразительно прочитаем стихотворениес Б. Юрченко с таким же названием «Зимние сказки». Выделенные слова употреблены в переносном значении.

? - Что они обозначают в данном случае?

Карточка №3

Зимние сказки

В белых платьях белые березы.

В масхалатах белые дубы.

На поляне, скованной морозом,

Волны снега встали на дыбы.

И застыли… Радужно сверкая,

В пляске здесь вчера была метель.

Грезит лес… И тишина такая,

Что вздремнула сторожиха-ель.

Я глотками пью лучистый воздух,

Не спеша веду упрямый путь.

Дятел простучал депеши грозно,

Зайцу нынче долго не уснуть.

Елочки распахивают шубу,

Протянув мне добрую ладонь.

Белке по стволам резвиться любо,

Но ее, пожалуйста, не тронь.

Солнце золотистым караваем

Уплыло за синий горизонт.

Месяц, эстафету принимая,

Рассыпает звездный перезвон.

(Б. Юрченко).

Итог урока:

? - Над чем мы сегодня работали? С чем познакомились?

? - Что вы узнали о художественном описании?

- Отгадайте загадку. Над чем я работала?

(вывешивается плакат или проецируется на экран м/м стихотворение И. Бунина, в котором разными подчеркиваниями разным цветом выделены художественно-выразительные средства)

Темный ельник снегами, как мохом,

Опушили седые морозы,

В блёстках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

(И.Бунин).

Учитель: Вновь возвращаемся к Ивану Бунину, Бунину-поэту. Что я выделила в поэтических строчках? (сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты)

Домашнее задание:

  1. Продолжить составление словаря на «зимнюю» тему.

  2. Упр. 279

Дополнительно: Творческая мастерская (если осталось время) 4 -5 учащихся зачитывают (защищают) свои творческие работы, написанные по первому впечатлению от встречи с зимой. Это могут быть сочинения, стихотворения, рисунки на зимнюю тему к их работе.

Использованная литература:

Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 30-е изд.-М. : просвещение, 2008.

  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). 6 класс.- М.: ВАКО, 2007.

  2. Дейкина А.Д., ПахноваТ.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. Санкт - Петербург,1997.

  3. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык в 6 классе». Москва. «Дрофа», 2002.

  4. Стихотворения русских поэтов (из разных сборников).


© 2010-2022