Статья Использование современных подходов к организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ОШ Сельхозтехника»









Использование современных подходов к организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС (технология деятельностного метода обучения).


Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Давыдова О.В.



2015

Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства, поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации взялось за разработку новых законопроектов и внесение поправок в закон «Об образовании».

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач, обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в школьниках творческие способности, предприимчивость, коммуникабельность, толерантность, способность видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовность и способность постоянно учиться новому, работать в команде.

Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации «Школа 2000...» и Центре системно - деятельностной педагогики «Школа 2000...» в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы.

Дидактическая модель деятельностного метода обучения позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и её результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Технология деятельностного метода обучения может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

  • целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;

  • учебные действия детей - на этапе открытия нового знания;

  • действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Уроки деятельностной направленности можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: обучающиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются обучающиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создаёт условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идёт формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у обучающихся уважительное отношение к слову. Выделяются несколько приёмов работы с текстом: составление плана; приём тезирования; приём составления сводной таблицы; приём комментирования; приём логического запоминания; пересказ в парах с опорой на конспект; составление граф - схемы; составление аннотации учебного текста.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Можно использовать различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Дискуссия, диалоги в устной и письменной форме - средство формирования УУД.
В условиях модернизации образования учитель должен уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы, работу в парах, в команде.

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения школьников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века. Именно поэтому технология деятельностного метода обучения взята за основу системно - деятельностного подхода, являющегося основным методическим принципом ФГОС второго поколения.


Литература.

  1. Горденко Н. В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса, 2007.

  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». - Москва, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

  3. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка. «Русский язык в школе», 2011, №6.

  4. Киселёва Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендации. «Русский язык в школе», 2011, №8.


© 2010-2022