• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Исследовательская работа «Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Исследовательская работа «Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

 О природе нашего края, Придонья, с восхищением говорят все, кто побывал на моей малой родине. Академик Д.И.Лихачев в письме «О русской природе» отмечал: «Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами». Это слова о земле, на которой живу я. Река Дон, безусловно, является жемчужиной нашего...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области


Исследовательская работа

«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»


Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»


Выполнила: Кучинская Екатерина,

ученица 8 класса

МКОУ Сергеевской СОШ

Руководитель: Дуплякина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ Сергеевской СОШ


С. Сергеевка, 2013 г.



Содержание



Введение

Глава I. Дон - тысячелетний свидетель русской истории.

Глава II. Образ Батюшки Дона в стихах поэтов Павловского и Подгоренского районов.

Заключение






















Введение

Я живу в селе Сергеевка Подгоренского района Воронежской области. Примерно в восемнадцати километрах от нас протекает одна из крупнейших рек Европы - батюшка Дон. Об этой реке ходят легенды, о ней сложено немало стихов и песен. О природе нашего края, Придонья, с восхищением говорят все, кто побывал на моей малой родине. Академик Д.И.Лихачев в письме «О русской природе» отмечал: «Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами». Это слова о земле, на которой живу я.

Река Дон, безусловно, является жемчужиной нашего края, она поражает своей красотой, неповторимостью пейзажа. И, конечно же, вдохновляет людей творческих, тех, у которых «поет душа», слагать прекрасные стихи и песни, героем которых часто становится наш могучий, величественный батюшка Дон.

Познакомившись с творчеством членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»», я решила провести исследование, касающееся образа Дона в их стихах. Это было увлекательно, потому что многие авторы сумели не только нарисовать прекрасный образ реки, но и связать сегодняшний день с историческим прошлым, рассказать о том, как переплетаются их судьбы с Доном, какие чувства они испытывают к великой реке, какими изобразительно-выразительными средствами пользуются, чтобы ярко, эмоционально, оригинально раскрыть тему реки, человеческой жизни, судьбы любимой родины.

Я увидела, что представители «Донских родников» чаще пишут о своем детстве, тесно связанном с Доном, а члены Подгоренского ЛИТО «Эдельвейс», которые реже видели и видят реку, встречи с нею описывают, как праздник, как прекрасные, незабываемые мгновенья, удивительные, сказочные ощущения.

Я постаралась также выяснить, откуда берет свое начало Дон, почему он так называется, какие легенды существуют о нем, кто из великих мастеров слова прошлого посвящал свои стихи этой реке.

Я считаю, что мое исследование будет интересно многим любителям поэзии, преподавателям литературы, краеведам, потому что стихи как членов ЛИТО Павловского района, так и авторов из Подгоренского района не так широко известны любителям поэзии. Я постаралась приблизить их творчество к читающей аудитории.

Источниками для написания работы стали сборники стихов поэтов, материалы Интернета.

Глава I. Дон - тысячелетний свидетель русской истории.

Изучив материалы Интернета, мы выяснили, что название Дону дали в глубокой древности скифо-сарматские племена. На их языке это слово означало просто «река». Древние греки называли его «Танаис» и считали границей между Европой и Азией. Первые сведения об этих землях имеются у Геродота (5 век до н.э.). И связаны они с переселением в эти места славного племени амазонок. У Плутарха (ок. 45 - ок. 127г. н.э.) тоже есть упоминание об амазонках в «Трактате о цветах», где он дает свою версию происхождения названия реки Танаис (Дон): «Танаис - это река в Скифии, которую раньше называли Амазонис, потому что в ней купались амазонки. А река поменяла свое название вот из-за какой истории: Танаис, сын Бероссы и амазонки Лисиппы, презирал любовные утехи и любил только войну. Венера решила наказать Танаиса за высокомерие и заставила его воспылать желанием к своей собственной матери. Танаис, отчаявшись победить в себе вспыхнувшее желание, бросился в реку и отдал реке себя и свое имя».
В раннем средневековье Дон стал для наших южных соседей «рекой славян», или «Русской рекой». Во второй половине IX века русские купцы вели здесь оживленную торговлю с арабским Востоком. С тех пор ласковое имя «Дона-батюшки» неразрывно связано с историей России.
Святослав первым из русских государей попытался утвердиться на Дону, разорив в 967 году стоявшую на его берегах хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу).
В XI-XII веках на Дону появились многочисленные русские поселения. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Чуть позже в его низовьях обосновались казаки, состоявшие большей частью из беглых крестьян и холопов. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил на Дону, в Воронеже, первую русскую флотилию, взял (и упустил) Азов. Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в царствование Анны Иоанновны (1736).
За истекшую тысячу лет тихие воды Дона качали быстрые ладьи Святослава, казачьи струги Степана Разина и галеры Петра I, из него черпали шеломами храбрая дружина князя Игоря и непобедимые полки Дмитрия Донского. На его берегах лилась кровь добровольцев Белой гвардии и казачества, кипели гигантские стройки пятилеток, лязгали гусеницы немецких танков. Плавное течение Дона - словно полноводный ход самой русской истории. Один из эпизодов ее - нашествие на Русь монголо-татарских племен. Об этом событии напоминает загадочное озеро Тахтарка, которое расположено недалеко от г. Павловска. Оно сложной формы: от центра идут четыре неравных рукава, которые окружены лесом.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Озеро Тахтарка

Поэт Геннадий Лутков пересказывает живущую в народе легенду о возникновении этого озера, описывает восточный обычай, по которому во времена жестоких набегов монголо-татарских завоевателей здесь похоронена единственная дочь золотоордынского хана красавица Тахтарка:

Сверкающим оружием бряцая, Шли воины потоком бесконечным И в шапках золотой песок несли. И поднимался холм все выше, выше. Он, как шатер уже, как два, как десять, Вот над дубами выросла вершина, Как острие огромного копья. А там, где шапки черпали песок, Вода вдруг проступала голубая, Такая ж голубая, как глаза, В которых навсегда померкло небо. То озеро лесное дончаки С тех самых пор Тахтаркой окрестили.

Мой руководитель Дуплякина Л.А. много лет прожила в Средней Азии. Она считает - что слово «Тахтарка» - это не имя девушки, а искаженное от «татарка», то есть, принадлежащая к татарскому племени, в данном случае - дочь татарского хана. Эта версия более правдоподобна, но первая - более поэтична!


Интересные факты
Дон появился на Земле примерно 23 миллиона лет назад в виде каньона, как все молодые реки. Каньон этот прорезал плоскую равнину в пределах современной Окско-Донской низменности, которую оставляли моря, постепенно отступавшие на юг. По-видимому, эта река, палео-Дон, собирала воды всей Русской равнины. Русло палео-Дона прослеживается восточнее Москвы.
У нашего Батюшки-Дона есть две младшие тезки в Англии: pека Дон (Don) в шотландском графстве Абердин, длиной 132 км, и одноименная река в английском графстве Йорк, длиной 112 км.
У древних греков и римлян низовья Танаиса (Дона) слыли местом обитания легендарных амазонок. Эти женщины-воительницы попали и в наши былины, которые часто повествуют о схватках русских богатырей с удалыми наездницами-«поляницами».
В 1957 г. на экраны страны вышла выдающаяся кинотрилогия С. Герасимова «Тихий Дон» - экранизация гениального романа М. Шолохова. В фильме был занят великолепный актерский ансамбль: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Михаил Глузский, Зинаида Кириенко.
В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реки с именем Россошка.

Дон в источниках и литературе:

Красивая легенда живёт в народе про наш Дон - батюшку. "У старого Иван-озера было два сына - Дон Иванович и Шат Иванович. Братья по характеру отличались друг от друга. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен был Шат, тих и ласков, сдержан и послушен был старший сын Дон. Отец любил и дорожил обоими. Шат - шатун, пока старик был здоров, не смел своевольничать и перечить ему. Но после тяжёлой болезни Иван - озеро ослеп и не мог присматривать за младшим сыном. И тут Шат решил сбежать от старого отца, искать счастья и удачи в дальней стороне. Отец Иван отличал сыновей по правой руке: у Дона была сильная, мужественная, лохматая, а у Шата - тонкая, гладкая. Чтобы обмануть слепца, одел Шат шубу, пришёл к отцу и просил отпустить посмотреть иные земли. Пощупал отец протянутую руку, решил, что это Дон и дал благословление. Обрадованному Шату не удалось далеко уйти, упал он в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша понёс свои воды на юг и достиг Азовского моря".


Если русы отправляются по Танаису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар, правитель которого взимает с них десятину.
Ибн Хордадбех, арабский историк IX века

Дон-река три дня кровью текла.
Сказание о Мамаевом побоище

Река Дон вытекла из Иваня озера, от Дедилова верст с 30, и потекла под Епифань.
Дон в «Книге Большому Чертежу», 1627 год


Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.
М. Шолохов. Тихий Дон

***
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Старинные казачьи песни
Дон
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!… Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
А.С. Пушкин

***
Там, за Непрядвою, за Доном
Где нынче вызрели хлеба,
В большом бою ожесточенном
Решалась и моя судьба.

Там, уминая супостата,
Дружины русских полегли…
На их крови взросли когда-то
Трава-полынь и ковыли.

Не потому ли и поныне
Еще хранит моя земля
И этот горький дух полыни,
И скорбный шелест ковыля…
Н. Старшинов

Образ Батюшки Дона в стихах поэтов Павловского и Подгоренского районов

В стихах поэтов как Павловского литературного объединения «Донские родники», так и Подгоренского ЛИТО «Эдельвейс» воспевается величественный, прекрасный Дон. Авторы отмечают, что он тих и в то же время мятежен, что он помнит ратные подвиги Дмитрия Донского и Петра первого, казачью вольницу Степана Разина и Кондратия Булавина, победителей белогвардейцев, интервентов, фашистских захватчиков, Семена Буденного и Георгия Жукова.
Многие стихи поэтов Павловского района посвящены утопающему в зелени старинному городу Павловску, которому в 2009 году исполнилось 300 лет.
С петровских времен Павловск является городом с «морскими» традициями, потому что в нем много лет подряд располагалось Российское адмиралтейство, строились военно-морские корабли. Петр первый посчитал, что именно на месте нынешнего Павловска необходимо воздвигнуть «знатную крепость». И она была заложена на возвышенном левом берегу Дона при впадении в него реки Осередь. Уже в 1711 году на Павловской верфи были построены три военных корабля.
К 300-летию флота Российского Павловский поэт Николай Воробьев написал стихотворение «Движемы волею Петра», где, как бы вглядываясь в прошлое, воссоздает картину всенародной стройки:
Смешались все: купец с мошною,
Из Пензы- лапотник безусый,
Волгарь в рубашке распашной
И лесоруб из Белоруси.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Пришли, воздвигли пилораму,
Соорудили шалаши,
Разметили участок храму,
Святому месту для души.

Здесь не было такой поры,
Теперь костры глаза слепили,
Стучали звонко топоры,
И пели зубчатые пилы.

Нет, не за пряник залежалый
И не за «длинные» рубли,
А для могущества державы
Здесь возводились корабли.


То есть, можно сказать, что наш Дон-батюшка с далеких времен стал защитником наших предков, героической рекой, великим тружеником.
В годы Великой Отечественной войны эта река преградила путь на восток врагам, рвавшимся к Сталинграду. В наших местах, дойдя до сел Белогорье, Басовка враг был остановлен, не смог перебраться на левый берег Дона. В стихотворении «Пусть не очень дальний поэт» с болью пишет о страшных боях, о выгоревших от разрывов снарядов приречных трав, о том, что
… и сегодня слышется мне стон.
Это плачут Россошь, Острогожск и Лиски,
Это по погибшим плачет тихий Дон.
Река в стихотворении может, как живая, оплакивать павших, хранить память о них.
Н. Воробьев говорит о том, что вместе с однополчанами дошел до далекой Эльбы, но снова и снова испытывает потребность встречи с рекой, на берегах которой у обелисков может вспомнить боевые годы, боевых товарищей:
Были мы на Эльбе и в других местах,
Но вернулись к Дону, чтоб у обелисков
Вспоминались строчки в наградных листах…
А стихотворение «Перекаты» -своего рода лирическая песня о родной реке, которая, как в детстве, зовет « постоять на берегу». Он испытывает к «реченьке своей» нежные чувства:
Кудри нежно ей приглажу,
В косы синие завью....
В плеске ее вод поэт слышит «родниковый перезвон», находит такие эпитеты: «ненаглядная река ты, Православный Тихий Дон».
В поэтической форме рассказывая о географическом положении реки, автор пишет о том, что исток Дона находится « где-то там, у древней Тулы». Притоки Дона - «красивая, статная Меча», «милая, ласковая Сосна», «Воронеж-речка, и Битюг, и Осередь…».
Поэт пишет о них, как о своих родных, знакомых:
Попрошу я их с крылечка
Чуть помедленней стареть.
И в последнем четверостишье-опять прекрасный облик Дона, сравнение его с монахом, неутомимо несущим свой нелегкий крест:
Как монах под образами
Много зим и много лет,
Брызнет Дон-река слезами
На заплаканный свой след.
А в начале стихотворения «Танаис» Н. Воробьев пишет о древнем Доне, которому покланялись многие племена:
Танаис, мой Танаис,
О тебе слагались мифы,

Тебе в верности клялись
Анты, русичи и скифы….

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»
Лирический герой восхищен красивой историей реки, красивой донской природой, он сравнивает звучание донских родников со звоном монист:
Танаис, мой Танаис,
Родников твоих звучанье,
Как счастливый плач монист
В час цыганского венчанья!
В этих строках, стремясь передать свое восхищение любимой рекой, автор использует целый букет изобразительно-выразительных средств. Здесь и инверсия, и повтор, и сравнение, и эпитеты, и метафоры, и обращение, и риторическое восклицание, и звукопись…
В последнем четверостишье Н. Воробьев обращается к Дону по-сыновьи:
«Танаис, мой батька Дон!...»
С такой же глубокой любовью пишет о нашей прекрасной реке поэтесса Любовь Кудемена. В стихотворении «Дон» читаем:
…лишь в начале тихий он,
А дальше - баржи, катера
И озорная детвора-
Шумит наш славный батька Дон!
Невольно вспомнится о том,
Как воевал, как мирно жил,
Как струги русичей носил
И боевые корабли.

Казачьи вольные клинки
Сверкали на его брегах…
В «Песне о Доне» Марии Кулешовой мы читаем о красоте Тихого Дона и Придонья:
Ой, красив Тихий Дон
Молодою весною румяной,
Когда воды шумят
И поют соловьи,
Когда воздух от запаха трав
Будто пьяный
И гудят трактора
В поле песни свои.
Она гордится рекой, любуется ею, слагает ей гимн:
Ты, наш батюшка Дон,
И богат, и велик, и прекрасен..,
Мы гордимся тобой…
У великой реки-
Глубина и размах.
Защищая наш дом
И народ свой российский,
Ты веками пронес
По стремнине державный наш флаг.
В стихотворении «Танаис» поэтесса рисует чудесную картину утра над Доном.
На фоне дивного пейзажа,
На сколько взором охватить,
Стоит маяк, как будто стража,
Танаис медленно бежит.
Он бледно-розово туманит,
Разлив парное молоко.
Коснусь воды и легче станет!
Вздохну свободно, широко.
Дон словно делится своей силой, удивительным образом умеет успокаивать, возвращать веру в себя, даже молодость:

В минуты грусти безнадежной

Иду на склон его крутой

И становлюсь сильней, как прежде,

И будто даже молодой.

В заключении стихотворения автор вспоминает знаменитых людей, с судьбами которых в большей или меньшей мере связан Дон:

Столпы России:
Царь и Пушкин…
Два разных племени текли-
И Шолохов часами слышал
Простор степей донской земли.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»


Автор песни «Батька Дон» Николай Омельченко опьянен красотой природы Придонья, город историей родного края. Он вспоминает, что именно здесь, у берегов Дона, его качала мать, «отец с друзьями чарки поднимая за славный город»:
Я заблужусь у Осереди
В прохладе утренней росы,
Среди цветов и разнотравья
Вновь захмелею от красы.
И выйду я на берег левый

Отвесив до земли поклон.
Ты для врагов крутой и сильный,

А для друзей ты тихий, Дон.
Поэт-фронтовик Иван Пахомов в стихотворении «И вспомнился сорок второй» воссоздает картину жестоких боев на правом берегу Дона в 1942 году:
И вспомнился сорок второй,

Тот грозный год, год страшный,

Когда рекою фронтовой

Дон тихий стоял однажды.

…Декабрь наступит многотрудный.

Бои, бои - кромешный ад!

Потери будут обоюдны,

Врагов морозы довершат.
Автор пишет, что донские берега были буквально усыпаны минами, и подростки в ту пору «как один, все на минеров обучались». И. Пахомов чувствует вину перед погибшими сверстниками:

Война тут всех косой косила.
Меня минула стороной.
Стою один. Стою с повинной
Пред теми. Кто в земле лежат…

Я тяжело был ранен миной.

Но выжил! Выжил, как солдат

Поэт Николай Проскурин, как многие авторы, обращается к Дону со славами любви, восхищается его славной историей:

Здравствуй, Дон, колыбельная моя, здравствуй!

Ты, как прежде, мне дорог и мил;

Я волной твоей в детстве обласкан

И в разлуке тебя не забыл.

Поэт пишет о прошлом:

Басурманская дикая Азия

Умножала неволею грусть:

Чингисхана орда косоглазая
Разоряла великую Русь.

Трогательно Н.Проскурин говорит о Дмитрии Донском:

Слезы суженой наскоро вытерев,

Князь дружину повел за собой…

Куликово сражение Дмитрия

Окрестило крылато-Донской.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Поэт пишет, что на донских берегах пришла слава к Степке Разину и Емельяну Пугачеву:

Тихий Дон… Только тихий ты разве?

Не с твоих ли крутых берегов
На борьбу поднимались и Разин,

И мятежный казак Пугачев?...

Великий Александр Пушкин тоже бывал на берегах Дона, восхищался его красотой. Н.Проскурин пишет об этом так:

Как всегда, вдохновенно послушен,

Возвращаясь с Кавказа домой,

«Здравствуй, Дон!»-очарованный Пушкин

Восклицал, покоренный тобой.

В последнем четверостишье поэт подчеркивает, что его любовь к реке возвышена и благородна, она не отпускает от себя автора:

Здравствуй, Дон, моя славная родина!

Как бы мне ни штормило в судьбе,

Знаю я: нет любви благороднее

Той, которая тянет к себе.

Василий Сотников в стихотворении «Дон мой синий» разговаривает с рекой, как с хорошим другом, который дарит радость и очень дорог поэту:

С добрым утром и прохладой,

Дон мой синий, тихий друг!

Послужи ты мне отрадой,

Не спиши катить на юг!

Не спеши, разлейся морем.

Расступитесь, берега!

До чего же с птичьим хором

Ты мне, речка, дорога!

Плывя на лодке, он обращается к реке с просьбой объясниться ей в любви «звуком утренним весла».

Небольшое - в 12 строк - стихотворение написано со светлым, легким юмором, оставляет радостное впечатление.

Всю жизнь прожили на берегу Дона белогорьевская поэтесса Прасковья Острогорская. Ее судьба крепко-накрепко связана со ставшей родной рекой. В стихотворении «Батюшка Дон» говорится и о значении реки для автора, и о ее роли в судьбе страны:

О Дон! Всю жизнь ты рядом. Мой!

Люблю я с детства твои воды.

Прекрасен ты в мороз и зной.

Воистину ты - дар Природы.

Я помню, как в сорок втором

Остановил ты вражьи силы.

На берегу твоем крутом

Враги нашли себе могилы.

И до сих пор любой порой

Своим величием пленяешь

И красотой своей речной

Мою ты душу озаряешь.

В стихотворенье «В Белогорье» П.Острогорская воспевает родной край, говорит о его неповторимой красоте:

На большой планете нашей

Много сел и деревень.

Есть похуже, есть покраше,

Но такого нет, поверь.

По-над лугом белы горы,

Внизу речка - Тихий Дон,

Бирюзовы свои воды

Вниз к Ростову катит он….

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

И в «Песне о родном селе» автор снова не забывает о родной реке:

Люблю встречать зарю над Тихим Доном,

Ходить по травке летом босиком.

Мне каждая тропинка здесь знакома,

И каждый камень с детства мне знаком…

П. Острогорская - член ЛИТО «Эдельвейс». С ее стихами, наполненными любовью к родному краю и гордостью за него, перекликаются и стихотворения других поэтов Подгоренского района.

Воспет Дон и в прекрасных стихах поэта из Каменки Анатолия Хильченко. Во многих из них автор говорит о своей любви к малой родине, рисуя прекрасные русские пейзажи, создавая образ русской природы. Мы видим в его стихах и чистое небо, и перепелов, которые «в жите водят «хоровод» и «невесту-липу», и забытый хуторок, и что-то поющие седые ковыли. Это все - Придонье, которой автор любит щемящей, пронзительной любовью.

Небо голубое,

Даже тучек нету.

Перепелки в жите

Водят хоровод.

Негой полон воздух

И звенит приветом,

И, ликуя, сердцем

О любви поет.

От невесты-липы

Аромат медовый.

Соловей защелкал

В балке у ручья.

Край ты мой придонский,

Край мой воронцовый,

Хуторок забытый,

Родина моя.

В рощах не смолкает

Шум листвы зеленой.

Будто тучка, коршун

Видится в дали.

По степи бескрайней

Разбежались села

И поют седые

Что-то ковыли.

Речки и речушки

К Дону все стремятся

И текут, от сини

Сказочной синей.

Ой, мое Придонье,

Разреши признаться,

Стало ты любовью

Навсегда моей.

Донские пейзажи мы видим в стихотворении старейшей подгоренской поэтессы Веры Бод «Дон»:

Меж степными берегами

Тихо дремлет Дон,

И под знойными лучами

Серебрится он.

В жаркий весенний день лирическая героиня идет по степи, дыша запахами полыни, слушая, как «льется в выси бледно-синей жаворонка звон». Она ведет «с родной стороной тихий разговор». Заканчивается стихотворение искренним, спокойным (это не обсуждается!) признанием в любви:

Я тебя, мой край раздольный,

Всей душой люблю!

Коротенькое двустишье Валентины Бурьян «У Дона»- тоже восторг перед первозданной красотой древней русской реки:

Непричесанные травы

На холме у Дона.

Хвойный бор и шум дубравы,

Песни перезвоны.

Кружат птицы в поднебесье,

Сердце рвется ввысь.

С неразгаданною песней,

Мир, во всем явись!

Спокоен и величествен Дон в стихотворении Александра Дуплякина «Вечерний Дон», покачивающий слегка лодку рыбаков, которых на берегу ждет почти готовая уха. Донская волна будто сливается с бесконечностью космоса:

Волной спокойною река,

Как шалью, ляжет нам на плечи,

Покачивая нас слегка,

И в блестках Путь покажет Млечный.

Камыш шуршит, тесним волною,

Скользит моторка вдалеке.

И пахнет сладкою ухою,

Почти готовой, в котелке…

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

В стихотворении Людмилы Дуплякиной (Сейтназаровой) «Боль моя» Дон становится местом трагедии - он унес жизнь подгоренского поэта Б.Пополитова, спасавшего свою тонувшую дочь. «Вод стеклянных плеск - леденящий бред - /Заманил его, /Застил белый свет». Дон «зол и страшен». Эта же тема-тема гибели в синих водах Дона - в стихотворении Любови Тобратовой «Дон был ему, как друг, и часто…», посвященном А.И.Рубцову.

Его герой - заядлый рыбак: «Как только пелена с небес,/ Шел за своим рыбацким счастьем со снастями наперевес»

Река уносила в свои глубины печаль, обиду, суету, рыбак получал от реки «…как подарок в именины - улов и неба чистоту».

Но однажды Дон принял героя в свои объятия, как брата - «и от себя не отпустил…»

Но в стихотворении, посвященных Дону, несравненно больше не трагических мотивов, а восторга, любования, восхищения, радости.

Счастьем встречи с собратьями по перу наполнено стихотворение Л.Дуплякиной «Так не бывает!». Чувства переполняют лирическую героиню, она в восторге от всего, что происходит вокруг:

Мчится автобус,

Свободный. Как ветер

Синие шторы,

В салоне - поэты.

….Так не бывает,

Что море улыбок,

Море тепла -

И не капли ошибок.

…..Сяду в песочек

У самого Дона.

….Так не бывает:

Веселая песня,

Струны гитары,

Хорошие вести.

Волны целуют

Так нежно ладони.

Радуюсь встрече я

С батюшкой Доном.

Река словно очищает душу, просветляет лица, смывает печали, зависть, дарит молодость:

Души у всех,

Словно белые горы,

Что на Дону

За селом Белогорьем…

Лирической героине не хватает здесь только любимого, с которым она рассталась совсем не надолго…

Дана пейзажная зарисовка и в стихотворении Любови Тобратовой «Рассвет на Дону»:

Ночь. Река. И серебристый диск

В водной глади ищет отраженье.

В небе он, как сирота, завис

И как будто замер без движенья.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Поэтесса описывает необыкновенные ощущения от плавания в прохладных водах утреннего Дона:

Я плыву, а может быть, парю,

Речка, небо - все теперь едино,

И туман окутает зарю,

Будто бы волшебник паутиной.

…….

Я напьюсь, как меда, тишины,

Бег воды размеренный, спокойный,

Колебанья вздрогнувшей волны,

Словно вздох неторопливо - томный.

Испытывая «неслыханный восторг/ От кувшинок медных, от покоя», героиня понимает, что такую красоту «мог придумать только Бог,

Только он способен на такое!»

О славных традициях донских казаков, о возрождении казачества на Дону рассказывает в стихотворении «В Черноземье, посреди раздолья» поэтесса Юлии Ливерко. Она словно смотрит в глубины веков, говоря о меловых донских берегах:

Стражи - меловые великаны,

Молчаливые свидетели мои

Тех времен, когда лишь океаны

Укрывали твердь родной земли…

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Прошлое как будто учит нас жить, раскрывает перед нами древние тайны, советует учиться «щедрости у солнца», дарить свое сердце людям.

А будущее - в руках наших внуков, с появлением которых «не прервется жизни цепь». Их заботливые руки будут нужны там, где человек родился, там, где его ждут и любят. Родина автора и читателя - Придонье, здесь можно найти успокоение, счастье, понимание:

Батько-Дон своей водой омоет,

Вольный ветер кудри разовьет.

Коль беда - ее он успокоит,

Коль печаль - навеки унесет…

Особенно тонко чувствует красоту родной природы Лидия Потемкина. В стихотворении «Люблю тебя, родная сторона» она воссоздает образ родного края и органично вводит свою малую родину в бескрайний «дом российский»:

Полынью пахнут травы степняка,

Ковер лугов богаче, чем персидский.

А меж лугов сияет Дон-река -

Все это - мой любимый дом российский…

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Поэтесса любит слушать «музыку земли». Рисует в своих стихах скромные, но прекрасные уголки родной природы, любуется рассветами и закатами, которые особенно восхитительны на Дону. В стихотворении «Утро на Дону» автор рисует образы утренней зари и облаков, камыша и рыбешек, говорит о том, что природа «от ночного холодного сна» постепенно просыпается, «Только Дон и не спал, и не спит,/И над ним белый пар поднимается,/ Словно ночь уходящая с днем/ В его водах глубоких встречается…»

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Очень подробно поэтесса описывает стрекозу, которая пытается прокатиться на плавучей ветке-кораблике. Стихотворение заканчивается величественной картиной:

Вот уж солнышка огненный шар

Вверх по лестнице будто бы катится.

И пропал над водой белый пар.

Утро кончилось. День начинается.

Зримую картину знойного летнего дня в стихотворении «На Дону» рисует поэтесса Людмила Барабашова: от изнуряющей жары все кажется спящим царством. «Дремотно стелются вьюнки», «Застыли в полной тишине ромашки», «Уснуло мертвым царством поле», «Один лишь коршун в вышине Парит лениво и кружится»

Повис над Доном знойный день,

Уснуло мертвым царством поле,

И лишь спасает липы тень

Да речки водное раздолье.

Дремотно стелются вьюнки,

Прильнули к матушке-землице,

И голубая гладь реки

Зеркальным глазом серебрится.

Застыли в полной тишине

Ромашки в беленьких ресницах.

Один лишь коршун в вышине

Парит лениво и кружится.

И только там, где поворот,

Где Дон извилисто петляет

Моторной лодки быстрый ход

Речную дрему нарушает.

Вдруг набежали чередой

Круги, накатом волн балуя

В плену песчаных берегов,

Сливаясь в жарком поцелуе.

Исследовательская работа«Образ Батюшки Дона в стихах членов литературного объединения Павловского района «Донские родники» и литературного объединения Подгоренского района «Эдельвейс»»

Поэтесса Ольга Туриева слышит в названии «Дон» звон колокольчиков. Ее пленяет эта река своей прелестью, способностью дарить радость , полет душе. Лирическая героиня пристально вглядывается в воды Дона, наблюдает за жизнью обитателей реки и словно попадает в сказочный, волшебный мир, слившийся с реальным: рядом с рыбами живут прекрасные русалки и водяные…

Колокольчиков звон в названии Дон,

Слышу музыку эту я с детства.

Так поют ручейки, так звенят родники,

Так поют и не могут напеться.

Я плыву на спине, облака надо мной,

Солнце радугой бьется в ресницах.

Плещет ласково Дон серебристой волной,

Наяву это все или снится?

…………………………………

Стайка рыбок блестящих резвится в воде,

В глубине водяной притаился.

Он поранил плавник, он сегодня в беде.

Потому на весь мир разозлился.

Под корягой на дне прикорнул сом слегка,

На волне его Дон чуть качает.

А русалки, смеясь, то щекочут бока,

То, подергав усы, убегают…

В любви к великой русской реке объясняется еще один автор - Светлана Дьяченко. В стихотворении «Дон» она воспевает красоту Дона, разговаривает с ним, как с родным, живым существом, без которого поэтесса не мыслит себя.

О, Дон! Как ты прекрасен

Вечернею порой,

Как гордый лик твой ясен,

Как чуток твой покой.

Лишь только ветер дунет-

Ты всколыхнешься вновь,

Как будто вдруг почуешь

И радость, и любовь.

Стою с тобою рядом

И чувствую с тобой,

Один ты мне отрада,

Молчащий, но живой.

Здесь взор мой отдыхает,

Здесь чистые мечты,

И где бы ни был я,

Стремлюсь туда, где ты.

Заключение

Проанализировав стихи поэтов двух соседних районов, мы сделали вывод, что всеми ими движет чувство глубокой, искренней, естественно живущей в душе любви к родному краю, к степным просторам, лугам и пашням и, конечно же, к Тихому Дону, кормильцу и поильцу, заботнику и утешителю, воину и труженику. Именно в этих образах выступает Дон в их произведениях. Он живой, он может чувствовать и сочувствовать, советовать и оберегать. С ним ведут неторопливые беседы, делятся радостью и болью. У него ищут понимания, ждут от него ласки и совета. Им восхищаются и гордятся, считая, что великая река не только прекрасна, но и мудра, что она обладает таинственными силами, душой, что она - чудесное живое существо, живущее не века - тысячелетия…

Авторы стихов ярко, эмоционально передают свои чувства, ощущения. Мастерски владея словом, они в своем творчестве используют различные поэтические фигуры и тропы. Мы встречаем в стихах риторические вопросы и восклицания, повторы, бессоюзие:

«О, Дон! Как ты прекрасен вечернею порой!» (Светлана Дьяченко), «О Дон! Всю жизнь ты рядом. Мой!» (Прасковья Острогорская), «С добрым утром и прохладой,/Дон мой синий, тихий друг!» (Василий Сотников), «Здравствуй, Дон, колыбельная моя, здравствуй!» (Николай Проскурин), «Танаис, мой Танаис,/О тебе слагались мифы» (Николай Воробьев).

Мы обратили внимание на то, какие цвета преобладают в стихах о Доне. Чаще всего - синий, голубой, белый, серебристый, бледно-розовый:

Н.Воробьев: «Кудри нежно ей приглажу,/В косы синие завью....».

М.Кулешова: «Танаис медленно бежит./Он бледно-розово туманит./ Разлив парное молоко».

В Сотников: «Дон мой синий, тихий друг!».

П Острогорская: «По-над лугом белы горы,/Внизу речка - Тихий Дон,/Бирюзовы свои воды/Вниз к Ростову катит он…».

А.Хильченко: «Речки и речушки/ К Дону все стремятся/И текут, от сини/Сказочной синей».

В.Бод: «Меж степными берегами/ Тихо дремлет Дон,/ И под знойными лучами/Серебрится он»

Л.Тобратова: «Ночь. Река. И серебристый диск/ В водной глади ищет отраженье…»

Л.Потемкина: «Только Дон и не спал, и не спит,/И над ним белый пар поднимается,/ Словно ночь уходящая с днем/ В его водах глубоких встречается…»

Л.Барабашова: «…И голубая гладь реки/Зеркальным глазом серебрится./Застыли в полной тишине/Ромашки в беленьких ресницах».

В стихах прекрасно сочетаются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, создавая неповторимые картины - донские пейзажи: «Солнце радугой бьется в ресницы», «Русалки - речные шалуньи» (Ольга Туриева), «Брызнет Дон-река слезами /На заплаканный свой след», «Это по погибшим плачет тихий Дон» (Николай Воробьев) «Я волной твоей в детстве обласкан /И в разлуке тебя не забыл» (Николай Проскурин), «Стражи - меловые великаны,/ Молчаливые свидетели мои» (Юлия Ливерко), «И голубая гладь реки /Зеркальным глазом серебрится», «Вдруг набежали чередой/Круги, накатом волн балуя,/В плену песчаных берегов /Сливаясь в жарком поцелуе» (Людмила Барабашова), «Вот уж солнышка огненный шар /Вверх по лестнице будто бы катится» (Лидия Потомкина), «И туман окутает зарю, /Будто бы волшебник паутиной», «Колебанья кормовой волны, /Словно вздох неторопливо-томный» (Любовь Тобратова).

Можно утверждать, что у каждого автора свой стиль, свой почерк, своя манера изложения мыслей, выражения чувств. Каждое стихотворение - это новое слово о нашей любимой реке, о ее истории, красоте, значении в судьбах создателей стихов, людей талантливых, тонко чувствующих, зорко вглядывающихся в мир, умеющих показать красоту родной природы, любящих свою родину - великую и скромную Россию.



Источники и литература:

1.images.yandex.ru/?uinfo=sw-1248-sh-667-fw-1206-fh-461-pd-1

2. «У Дона тихого», Воронеж, 2009;

3. «Край родной Воронежский», Воронеж, 2009;

4. «Качели времени», Воронеж, 2007;

5. «Память жизни», Воронеж, 2003;

6. «Души порывы и раздумья», Воронеж, Кварта, 2002.





© 2010-2022