«Урок Любовь – волшебная страна» по повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Любовь - волшебная страна» по повести Н. Карамзина «Бедная Лиза»

Задачи урока.

Обучающая:

Совершенствование навыков ведения диалога

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

Воспитывать толерантное отношение к окружающим

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор. Сегодня у нас состоится конференция по книге Н. Карамзина «Бедная Лиза»

В конференции принимают участие: Н.Карамзин, биограф Н. Карамзина, В. Белинский- критик, А. Пушкин ,фотокорреспондент, редактор «Московского журнала», читатели, литературовед Ю. Лотман и я, ведущая конференции.

-ΙΙ Основная часть

-Ведущая

Начать нашу встречу мне хочется с прослушивания песни «Любовь - волшебная страна» Любовь - волшебная страна Чудесных тайн она полна.
С пути там можно сбиться
И, чтоб не заблудиться,
Ты не ходи туда одна.

Там и днём, и во тьме ночной
Будет грустно тебе одной.
Будет трудно тебе одной, пойми.
И поэтому в день любой,
Собираясь в страну Любовь,
Друга верного ты с собою возьми

Как вы думаете, почему мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина «Бедная Лиза» и песня? Этот вопрос я адресую вам, читатели.

-Читатель

-Речь идет о любви, о том, что волнует сердца. Любовь- это всегда двое. Главная героиня повести думала, что она нашла верного друга, не думала, что может оказаться одна. Да, Лиза, можно сказать, сбилась с пути.

-Ведущая

А теперь я хотела бы послушать биографа, который расскажет нам о творческом пути Н. Карамзина, о том, как создавалась эта повесть.

-Биограф
- Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналист

замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

.Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

-Ведущая

В разговор вступает критик В.Белинский

- В.Белинский

Я хочу сказать, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени».

-Ведущая

Я бы хотела задать вопрос А. Пушкину.

Уважаемый Александр Сергеевич! А как Вы относитесь к творчеству Карамзина?

-А.С.Пушкин

- Я считаю, что чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности.

-Ведущая

-Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты - все о нём знают, все любят его!...» Скажите, господин Карамзин, в чём секрет литературного творчества?

- Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей

-Ведущая

Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм - литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания. И читателей интересует мнение литературоведа.

-Читатель

- Юрий, скажите, чего вы ждёте от произведений сентиментализма?

-Ю. Лотман

- Это будут произведения, "красиво написанные"; это лёгкие, "спокойные" произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях. Я могу сказать, более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства.

- Слово берет редактор «Московского журнала»

В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Мне часто задают вопрос: « Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? Хочу ответить: «Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.»

-Ведущая

Я хочу предоставить слово читателю

-Читатель

- Я хочу обратиться к автору повести. Скажите, Николай Михайлович, в чем смелость, новизна позиции автора?

- Н.М. Карамзин

- Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека. Вы, читая повесть, обратили внимание, что в повесть я ввел лирические отступления. Пейзаж стал не просто фоном, красота природы стала для Лизы неотделима от ее любви. Я хочу, чтобы иллюстратор повести провел экскурсию по местам, описанным в повести.

-Ведущая

Слово предоставляется фотокорреспонденту

-Я хочу показать вам несколько фото и дать краткие пояснения к ним.

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Я думаю, что, глядя на эти картины вы ,читатели, поймете, что Карамзин связывает сюжет повести с конкретными местами, чтобы сделать свою повесть правдивой.

Ведущая

- Я думаю, что мы можем подвести итог нашей беседе. Каждый, кто прочитал повесть, не остался равнодушным к судьбе героев. Почему так трагичен финал. На этот вопрос я попрошу ответить автора

-Н.М.Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. В повести есть слова «И крестьянки любить умеют». В них и заключается смысл повести: «С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной человеческой личности.»

-Ведущая

Всем спаси

ΙΙΙ. Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «Сентиментализм в живописи»

© 2010-2022