- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Изобразительно-выразительные средства казахского и русского языков
Изобразительно-выразительные средства казахского и русского языков
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агеева Н.Р. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алматинская область
Карасайский район
Сш № 76
Агеева Н. Р.
Мудуарова Л.М.
Изобразительно-выразительные средства казахского и русского языков
(элективный интегрированный курс)
Пояснительная записка
Основная цель данного курса - научить учащихся чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл на материале казахского и русского языков; восхищаться казахским и русским языками, осознавать их самобытность, выражать себя в слове; овладевать несметными богатствами русского и казахского языков.
Спецкурс берёт за основу последовательную демонстрацию изобразительных средств двух языков в разных их проявлениях и их сравнение. Под этим углом зрения на занятиях рассматриваются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике казахского и русского языков.
Интегрированный элективный курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием языковых средств в лучших образцах казахской и русской литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила двух языков. Многоаспектная языковая сравнительная работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа художественного произведениях, что становится особенно актуально на уроках казахской литературы в русскоязычных классах. Тем самым данный курс в известной мере поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьных курсов казахского и русского языков, а также казахской и русской литературы.
№
Количество часов
Содержание занятий
1
1
Введение. Богатство и выразительность казахского и русского языков
2
1
Родство языков
Звуковая выразительность языка
3
1
Звуковые особенности русской и казахской речи
4
1
Звукопись (ассононс, аллитерация и другие фонетические явления)
5
1
Стилистические функции звукописи в стихотворной речи
6
1
Звукоподражание
7,8
2
Использование звукописи в произведениях художественной литературы. Практикум.
9
1
Тестирование
10
1
Анализ тестов
Лексические средства выразительности
11
1
Лексическое богатство русского и казахского языков
12,13
2
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слова, заимствования
14
1
Процессы словотворчества и заимствований, характерные для последних двух десятилетий.(Проектные исследовательские работы учащихся)
15 -17
3
Прямое и переносное значения слова. Поэтические тропы.
18
1
Роль синонимов в точном, правильном и образном выражении мысли.
19,20
2
Употребление синонимов, антонимов, омонимов в художественных произведениях. Практикум.
Стилистическое расслоение словарного состава
21
1
Стили речи
22
1
Разговорный стиль. Игра «Составление двуязычных диалогов»
23
1
Научная речь.
24
1
«Канцелярит» и официально-деловая речь.
25
1
Практикум. «Учимся писать тексты официально-делового стиля на государственном языке»
26
1
Язык современной интернет-субкультуры (исследовательские работы учащихся)
27
1
Искусство образной речи
28
1
Тематика и структура казахских ораторских изречений.
29
1
Историзмы, архаизмы в художественных текстах
30
1
Неологизмы. Влияние рекламы на обогащение языка. (проектные работы учащихся)
32
1
Итоговая контрольная работа
33
1
Анализ контрольной работы
34
1
Рефлексия.