Конспект урока по русскому языкуна тему Деепричастие (7 класс)

Урок - повторение темы. На уроке применяются интерактивные методы, системно-деятельностный подход. В ходе урока учащиеся самостоятельно тестируют и оценивают свои знания по изученной теме. Уроку  предшествует домашнее задание, в котором учащиеся записывают  стихотворение, в котором  есть деепричастия. Повторяется написание частицы НЕ с деепричастиями, выделение деепричастий и деепричастных оборотов запятыми.На уроке учащиеся выполняют  разноуровневые задания. в конце урока рефлексия, где ребята ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: повторение темы «Деепричастие».

Цели:

  1. Повторить изученное о деепричастии.

  1. Развивать навыки определения деепричастия в тексте

  2. Закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.

  3. Производить морфологический разбор деепричастий.

  4. Уметь правильно использовать деепричастия в речи.

  5. Развивать у детей творческие способности, коммуникативные умения

и навыки.

1.Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний.

Слайд 1

1) Орфографическая разминка ( и, ы после ц)

Словарный диктант «Угадай слово»:

Учитель дает толкование слов, дети записывают слова

- Пластинка с делениями, по к-рым движется стрелка в часах, измерительных приборах; вообще пластинка с показателями измерительных приборов.( ЦИФЕРБЛАТ,)

-. Род деревьев и кустарников сем. мимозовых. Белая а.(высокое де-рево с кистями белых душистых цветков). Желтая а. (кустарник сжелтыми цветками). АКАЦИЯ,

знаки для обозначения чисел (Цифры)

Народность индийского происхождения, живущая кочевыми и полукочевыми группами в Европе, Азии и Африке (ЦЫГАНЕ).

То, что перешло от одного поколения к другому( взгляды, вкусы, обычаи) (Традиция)

Дословная выдержка из какого-н. текста, сочинения. (ЦИТАТА)

Птенец курицы.( ЦЫПЛЁНОК)

Мальчик с круглым лицом (круглолицый)

поставьте во множественное число слово «синица», « огурец».

Учитель: «Сформулируйте тему орфографической разминки.»

Учащиеся формулируют правило написания и, ы после ц

Слайд 5

Взаимопроверка. слова написаны на доске, учащихся сверяют с записями в тетрадях.

2) Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают стихи, записанные дома с использованием в тексте деепричастий.

На доске ( в тетрадях) записывают деепричастия через запятую.

II Работа над темой урока

1.Определение темы и цели урока

Учитель: какие мы темы изучали в разделе «Деепричастие», обратимся к содержанию учебника (учащиеся смотрят содержание учебника), называют темы. Все ли мы темы изучили в этом разделе?. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.( учащиеся формулируют тему урока), какие задачи стоят перед нами на уроке? Ответы учащихся.

Слайд 6 «Повторение темы «Деепричастие»

запись в тетради

Слайд 7

2.Тесты

Запишите цифры правильных утверждений

1.найти деепричастие

а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься

2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?

А) признаки глагола б) прилагательного в) наречия

3. Какими суффиксами обладают деепричастия?

А) -енн-, -нн-, -т-.

Б) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-

В) -а-, -я-, -вши-, -ши-, -в-.

Слайд 8

4. Какими грамматическими признаками обладают деепричастия?

А) вид, возвратность\невозвратность, неизменяемость

Б) вид, возвратность\невозвратность, лицо, число.

5. Что называется деепричастным оборотом?

А) деепричастие с глаголом, который оно поясняет

Б) деепричастие с зависимым от него словом

6. В каком случае -НЕ- пишется слитно?

А) /Не/вернувшись б) /Не/играя, в) /Не\годуя.

Слайд 9

Подведение итогов. Самопроверка.

3. Нахождение деепричастий в тексте, морфологический разбор деепричастий.

Учитель: «Обратимся к деепричастиям, которые выписали, опираясь на схему разбора деепричастий в учебнике стр 100, выполним морфологический разбор .

2) Работа у доски

Утёс (М. Лермонтов)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

играя - деепричастие, (Постоянные признаки) несов. вид, невозвратное, входит в состав деепричастного оборота.. обстоятельство

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был её наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув.
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
деепричастия - держа, смеясь, откинув.

Начало формы

Следующие слова ( 4 слова) учащиеся разбирают самостоятельно.

Проверка разбора деепричастий.

Учитель:

как вы думаете, а для чего необходимо знать и уметь выполнять морфологический разбор?

(это полная грамматическая характеристика данной словоформы. При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении.)

4. Конструирование предложений.

Замените выделенные части словосочетаний фразеологизмами, в состав которых входили бы деепричастия.

Сдайд 10

Сидеть без дела, работать небрежно, бежать стремительно, слушать с очень большим интересом, согласиться неохотно, работать старательно, сказать откровенно.

Слова для справок: засучив рукава, раскрыв рот, скрепя сердце, сложа руки, очертя голову, спустя рукава, положа руку на сердце.

- будут деепричастные обороты выделяться запятыми?

- нет

  • Когда деепричастие не выделяется запятыми?

Слайд 11

1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Такие деепричастия по функции сближаются с наречием:

Ср., однако, при изменении порядка слов и в результате - подчеркнутом усилении глагольности (обозначении действия): Инженер,лежа, читал свое горное искусство (Фад.); или когда между деепричастием и глаголом находятся другие члены предложения: Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил... (Шол.). Ср.: По дорожке сада он шел не оглядываясь. -Не оглядываясь, он шел по дорожке сада;

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот:

5. Дифференцированные задания разного уровня сложности.

(Все учащиеся самостоятельно работают в тетради)

Желтая карточка с заданиями повышенного уровня сложности.

Спиши текст, заменяя глаголы деепричастиями ; найди в полученном тексте деепричастные обороты, расставь запятые

Вот и пришла весна, растопила снега и льды, прогревает промерзшую за зиму землю.

На деревьях протянувших свои ветви к солнцу устроились неугомонные птицы, подняли невероятную шумиху. Люди, прогуливаются по парку, обсуждают последние новости.. Все вокруг ожило, предчувствуют приближение долгожданного лета

Красная карточка с заданиями среднего уровня сложности.

Спиши текст; найди деепричастные обороты, расставь запятые.

Вот и пришла весна растопив снега и льды прогревая промерзшую за зиму землю.

На деревьях протянувших свои ветви к солнцу устроились неугомонные птицы подняв невероятную шумиху Люди прогуливаясь по парку обсуждают последние новости.. Все вокруг ожило предчувствуя приближение долгожданного лета.

Зеленая карточка с заданиями низкого уровня сложности.

Выпиши из текста деепричастия .

Вот и пришла весна, растопив снега и льды, прогревая промерзшую за зиму землю. На деревьях ,протянувших свои ветви к солнцу, устроились неугомонные птицы, подняв невероятную шумиху.

Люди, прогуливаясь по парку, обсуждают последние новости.. Все вокруг ожило, предчувствуя приближение долгожданного лета.

Подведение итогов.

Учащиеся читают тексты, называя деепричастные обороты и знаки препинания.

5. Редактирование предложений. Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи.

Учитель. Деепричастный оборот - это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.

- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

- Что означает это слово?

(Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

Слайд 12

1. Затормозив у станции, я вышел из вагона.

2. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

3. Играя на рояле, мне пришла в голову мысль.

Работа выполняется устно, затем в тетрадях записываются от одного до трех исправленных предложений.

Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!

III Подведение итогов урока.

Учитель предлагает закончить предложение

  • сегодня на уроке я повторил....

  • на уроке я узнал новое о.......

  • мне было интересно.......

  • самое трудное для меня было.......

  • по теме «Деепричастие» я поставлю себе оценку....

IV Домашнее задание

1уровень :написать сообщение «Что такое деепричастие»;

2 уровень работа по учебнику стр , упр



© 2010-2022