Урок -игра по повторению на тему

Перед вами урок-игра по повторению на тему"Лексика и фразеология".Учащиеся получают предварительные задания, выполняют их дома.Они отвечают на вопросы.Затем выполняют практическую часть. класс делится на 2 команды.Учитель называет блок по теме,учащиеся выбирают вопросы, отвечают на них.Команды заранее готовят вопросы команде- сопернице. Ученики заполняют кроссворд.Далее проводится этап"Гонка за лидером".В гостях появляется Незнайка.Он читает стихи- загадки, задаёт вопросы.А затем проводит конкур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра «Счастливый случай»

Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»

Подготовила и провела: Рязанова О.И.

5 класс

Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология».

1. Слово капитанам команд

Связный ответ по теме «Лексика и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы.

1. Что такое лексикология?

2. Однозначные и многозначные слова.

3. Омонимы, синонимы, антонимы.

4. Общеупотребительные и не общеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова. 5. Исконно русские и заимствованные слова.

6. Устаревшие слова и неологизмы.

7. Фразеологизмы.

2. Один за всех, а все за одного

Учитель называет тему «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде).

Примерные вопросы командам

1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: сvш. им. п. - сvш. им. п..

2. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.

3. Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории).

4. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью АЛушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

в толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал 3а князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана3а их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай»

Учитель называет темы: «3аимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если «повезет», то можно заработать вместо одного балла два, так как есть вопросы, ответы на которые совпадают в этих двух темах.

1. Что означает слово литера? Составьте словарную статью для толкового словаря. Литера, -bI, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе).

Вам «повезло», так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латинского происхождения.

2. Что означает слово пенальтu? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов. Пенальти (англ. букв. «наказание», «штраф») - одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам противника в футболе.

А вот этой команде «не повезло», так как слово пенальти общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова».

4. Ты - мне, я - тебе

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С.И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь - это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в

предложении - ответе на вопрос.

5. Темная лошадка

Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

у Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.

- Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я - Незнайка. В прошлом году мне так понравилось у вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание?

- А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал, как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята?

- А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался проиллюстрировать?

- А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И.А. Крылова. Из его басен часто используются в речи афоризмы. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам.

Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи?

1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

З. Слона-то я и не приметил.

4. Медвежья услуга.

5. Услужливый дурак опаснее врага.

б. А Васька слушает да ест.

7. Тришкин кафтан.

8. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

9. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

10. Демьянова уха.

- Мне очень понравилось у вас, ребятаl Можно остаться у вас в гостях до конца урока и работать с вами?

6. 3аморочки из бочки

- Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент?

- Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А.Чехов изменил его первоначальный вид.

Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую.

- У какого бора никогда нет листвы и хвои?

- Всякий ли пар способен подниматься кверху?

- Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги.

- Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки?

- Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?

- Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?

- Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Гонка за лидером

1. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.

яблоку негде упасть в три ручья

вывести на чистую воду стричь всех под одну

делать из мухи слона гребенку

за тридевять земель убить двух зайцев

зарубить на носу на всех парусах

засучив рукава садиться не в свои сани

иметь голову на плечах взять голыми руками

в двух словах раз, два и обчелся

в двух шагах со всех ног

одного поля ягода без году неделя

водить за нос как свои пять пальцев

бить баклуши скрепя сердце

сломя голову ни свет ни заря

себе на уме быть на седьмом небе

клевать носом ломать голову

как рыба в воде как снег на голову

семь пятниц на неделе как в воду канул

оказаться между двух огней болеть душой

в два счета

задирать нос

2. Словарный диктант в форме кроссворда

вставлять палки в колеса два сапога - пара

сидеть сложа руки повесить нос

кривить душой

спустя рукава

от корки до корки вызывать огонь на себя заблудиться в трех соснах на все четыре стороны гнаться за двумя зайцами кусать себе локти

брать себя в руки

с три короба

не покладая рук

рукой подать

в час по чайной ложке стреляный воробей

душа в душу


1





2




3



4



5



,


7




8


,




))


n



JZ


D



14




);

I





.




1. Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука (резина).

2. Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать).

З. Зеленовато-голубой цвет (аквамарин).

4. Член КПРФ (коммунист).

5. Краски, разводимые на воде (акварель).

6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).

7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса). 8. Старый заслуженный работник (ветеран).

9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).

10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).

11. Синоним к слову багровый (кровавый).

12. Темно-красный (бордовый).

13. Заявить о своем несогласии (возражать).

14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера). 15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать).

16. Ограда по краю лестницы (перила).

З. Тестирование

1. Укажите заимствованное слово.

а) стена,

б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

2. Укажите устаревшее слово.

а) приказчик, б) бумага, в) писатель, г) отрывок.

З. Укажите профессиональное слово.

а) книга,

б) изобретение, в) печать,

г) зубило.

4. Укажите диалектное слово.

а) морковь, б) овощи, в) свекла, г) бурак.

5. Укажите неологизм.

а) соревнование, б) луноход,

в) аппаращ

г) корабль.

6. Укажите фразеологизм.

а) Петя плохо работал.

б) На уроке Петя работал спустя рукава.

в) Он не выполнил задания. г) Он бездельничал.

7. Укажите раздел, изучающий лексику.

а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.

8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

а) свежий костюм,

в) свежий воротничок, б) свежий журнал,

г) свежий хлеб.

9. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца.

в) Змей Горыныч унес царевну далеко.

г) Оля сильно покраснела.

10. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а) перен., б) обл., в) спец., г) устар.

8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы






© 2010-2022