- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе Литература 9 класс
Рабочая программа по литературе Литература 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куцаева Е.С. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №55 ГОРОДА ЛИПЕЦКА «ЛИНГВИСТ»
Согласовано:
руководитель НМС
___________ С.М. Бритвина
( протокол № 6 от 26.08.15 г. )
Утверждена
директором МАОУ СШ №55
г.Липецка «Лингвист»
(приказ № 197от 31.08.2015 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 9 классов
Количество часов:105
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
Цель программы - воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист», реализующей основные образовательные программы общего образования.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по литературе 5-9 классы.
Для прохождения программы в процессе обучения используются следующие учебники: учебник «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2014.
Выбор данной программы обоснован тем, что в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации; на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
В основу программы положен принцип вовлечения обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.
Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.
Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым - становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.
Программа полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Место и роль литературы в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Содержание курса литературы в 9 классе максимально приближено к потребностям учащихся. В процессе обучения используются следующие технологии и методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
система инновационной оценки «портфолио»;
-
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
проблемное изложение;
-
частично-поисковый;
-
исследовательский.
Виды деятельности:
-
восприятие,
-
истолкование,
-
оценку литературных произведений,
-
различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.)
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю).
Виды и формы контроля
Виды и формы контроля будут осуществляться согласно локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования в МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист».
Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе
Для прохождения программы в учебном процессе обучения используются следующий учебник: учебник «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2014.
-
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Тема урока
К-во
час
Содержание учебного материала (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовленности учащихся
Виды контроля
Введение - 1 ч.
Введение. Литература -история-судьба. Личностный характер художественного творчества
1
Связь литературы и истории, влияние литературы на формирование личности, роль личности в литературе
Знать/понимать: образную природу словесного искусства
Уметь: строить устное высказывание
Древнерусская литература - 3 ч.
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
История создания «Слова…», судьба произведения, особенности произведений древнерусской литературы
Знать: историю произведения, его особенности
Уметь: доказать принадлежность «Слова…» к древнерусской литературе
Идейно-художественное значение «Слова…»
1
Тема необходимости объединения русских княжеств - основная тема произведения
Знать/ понимать: основные проблемы произведения
Уметь: рассуждать о них, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою
Художественные особенности «Слова…»
1
Фольклорные мотивы в «Слове…», мастерство автора
Знать/ понимать: образную природу словесного искусства
Уметь: определять средства художественной выразительности, выразительно читать фрагмент произведения
Классическая литература XIX века-44+5
Классическая литература XIX века. А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество писателя
1
Биография А.С. Грибоедова
Знать/ понимать: основные факты биографии писателя
Уметь: владеть различными видами пересказа
Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма
1
Литературные направления, роды и жанры литературы.
Знать/ понимать: понятия: классицизм, просветительский реализм, романтизм, драма, трагедия, комедия.
Уметь: определять направление и жанр литературного произведения.
«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии
1
Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии
Знать/ понимать: особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь: выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста.
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
1
Позиция Чацкого и Фамусова, проблематика комедии.
Знать/понимать: теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание.
Чацкий в системе образов комедии. Судьба личности в русском обществе.
1
Знакомство с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о Чацком
Знать/ понимать:
содержание комедии
Уметь: давать сравнительную характеристику персонажей, в том числе речевую, выявлять авторскую позицию.
Художественные средства создания характеров. Анализ ключевых сцен
1
Идейно-композиционная роль бала в комедии; смысл финальной сцены
Знать/ понимать: содержание комедии
Уметь: сопоставлять эпизоды, владеть театральной лексикой, создавать эскизы костюмов
Язык комедии. Сатира в комедии
1
Крылатые выражения, способы создания комического
Знать/ понимать: содержание комедии
Уметь: делать выводы по изученному произведению, аргументировать свою точку зрения.
Комедия в русской критике. Подготовка к написанию эссе
1
Знакомство с критическими статями о комедии
Уметь: конспектировать статью.
13-14
Р/Р Сочинение по комедии «Горе от ума»
2
Сочинение
Уметь: составить план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно расположить материал, подобрать цитаты, логически выстраивать подобранный материал, превращая в связный текст.
Сочинение
15
Вн/чт. Ю.М. Поляков «Работа над ошибками»
1
Диалог по повести
Знать: содержание повести
Уметь: участвовать в диалоге
16
Дж. Г.Н. Байрон. Из биографии. «Паломничество Чайльд-Гарольда»
1
Биография Байрона, влияние личности поэта на современников
Знать/ понимать: основные факты биографии писателя
Уметь: делать выводы по изученному произведению, аргументировать свою точку зрения
17
«Мировая скорбь». Байронический тип героя
1
Знакомство с байроническим типом героя
Знать/ понимать: понятие байронического типа героя
Уметь: строить монологическое высказывание
18
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество
1
основные этапы творческого пути поэта, осознание творчества А. С. Пушкина как выражения
высочайшей духовной гармони
Знать/ понимать:
основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.
Уметь создавать хронологическую канву лекции.
19
Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа
1
История создания, композиция, сюжет, жанр романа. Онегинская строфа
Знать/понимать: теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы
20
Изображение высшего света и поместного дворянства
1
Типичное в литературе, роман как историческое свидетельство, «энциклопедия русской жизни»
Знать/ понимать: содержание романа
Уметь: выделять смысловые части текста.
21
Евгений Онегин
1
герой в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский
Знать/ понимать:
содержание романа
Уметь: давать характеристику персонажа
22
Онегин и Ленский
1
Сходство и различие героев
Знать/ понимать:
содержание романа
Уметь: давать сравнительную характеристику персонажам
23
Татьяна
1
нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений
Уметь: интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.
24
Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне
1
Белинский о романе.
Уметь: составлять вопросы по теме урока. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа
25
Автор романа и лирический герой
1
Авторская позиция в романе, понятие лирического героя
Знать/ понимать: авторскую позицию в романе Уметь: доказывать свою точку зрения, различать автора и лирического героя
26
Роль лирических отступлений в романе
1
Роль лирических отступлений в романе
Знать/ понимать:
Роль лирических отступлений в романе
Уметь: интерпретировать роль стилистических фигур в тексте
27
Особенности стиля романа
1
Знать/ понимать:
Особенности стиля романа
Уметь: интерпретировать роль стилистических фигур в тексте
28
Споры об Онегине в русской критике
1
Различные точки зрения на роман и его героев
Знать/ понимать: мнения критиков о романе
Уметь: выражать своё отношение к прочитанному
29
Р/Р Творческая работа по роману «Евгений Онегин»
1
Сочинение
Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, логично в соответствии с планом излагать материал, соблюдая композицию сочинения
Сочинение
30
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
1
знакомство с биографией поэта, особенностями времени
Знать: основные факты жизни и творческого пути Лермонтова
Уметь: анализировать стихотворения двух авторов, объединенных одной темой.
31
«Герой нашего времени». История создания романа. Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет и фабула. Жанр романа
1
понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, ее общем принципе: от загадки к загадке
Знать/ понимать: содержание романа
Уметь: характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования)
32
Печорин и другие
1
помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами
Знать/ понимать:
особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. Уметь: сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей.
33
Любовь в жизни Печорина
1
Взаимоотношения Печорина с Бэлой, Верой, княжной Мери
Знать/ понимать:
особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. Уметь: сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей.
34
«История души» Печорина
1
романтическая загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедия и индивидуализм;
Знать/ понимать:
особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе. Уметь: сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей.
35
Печорин и Онегин
1
Сходство и различие героев, тип «лишнего человека»
Знать/ понимать:
Сходство и различие героев, тип «лишнего человека»
Уметь: давать сравнительную характеристику персонажей
36
Судьба и случайность (гл. «Фаталист»)
1
Тема судьбы и случая -- центральная в повести «Фаталист».
Знать/ понимать:
особенности композиции романа: нарушение последовательности повествования.
Уметь: приводить аналогичные примеры из других произведений или жизни.
37
Художественное описание природы Кавказа. Поэтичность языка романа
1
Поэтичность языка романа
Знать/ понимать: роль описаний природы в романе
Уметь: анализировать средства художественной выразительности
38
Споры вокруг романа М.Ю.
Лермонтова в русской критике
1
Русские критики о романе
Знать/ понимать: различные точки зрения на роман Уметь: аргументированно доказывать свою точку зрения
39
Печорин и лирический герой Лермонтова
1
Сходные черты характера Лермонтова и Печорина
Знать/ понимать:
Авторская позиция в романе, понятие лирического героя
Уметь: различать автора и лирического героя
40
Р/Р Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1
Сочинение
Уметь: логично излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения
Сочинение
41
Вн/чт. К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
1
Изображение ВОВ в повести, героизм солдат, их самоотверженность
Знать/ понимать: содержание повести
Уметь: выражать своё отношение к прочитанному
42
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя
1
понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.
Знать/ понимать:
биографию писателя
Уметь: конспектировать лекцию, выделять главное и существенное
43
«Мертвые души». История создания. Замысел и композиция. Жанр.
1
История создания. Замысел и композиция. Жанр.
Знать/ понимать:
историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие
Уметь: воспринимать художественное произведение в контексте эпохи
44
Чичиков как герой нового времени
1
Сатирическое изображение нового «героя» эпохи, способы характеристики персонажа.
Знать/ понимать:
роль главного героя в системе образов.
Уметь: характеризовать Чичикова, оценивать поступки главного героя с нравственных позиций
45
Тема пошлости в произведении: образы помещиков
1
Способы и приемы типизации при создании характеров; сатирические приемы в поэме
Знать: представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь: находить типичные черты у представителей помещичьей России
46
Групповой портрет чиновников
1
Способы и приемы типизации при создании характеров.
Знать/ понимать: содержание поэмы
Уметь: анализировать художественный текст.
47
Средства создания портрета. Особенности стиля
1
Средства создания портрета. Особенности стиля
Знать/ понимать:
особенности стиля Гоголя
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст
48
Лирические отступления в «Мертвых душах»
1
Художественная ценность лирических отступлений
Знать/ понимать:
образную природу словесного искусства
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст
49
Обучение анализу эпизода
1
Анализ эпизодов
Уметь: строить устное высказывание на основе прочитанного
50
Образ автора в поэме. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мертвых душ»
1
Понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя
Понимать: роль главного героя в системе образов. Уметь: характеризовать Чичикова, оценивать поступки главного героя с нравственных позиций
51
Поэма Гоголя в русской критике
1
Русские критики о произведении Гоголя
Знать/ понимать:
позицию русских критиков на поэму «Мертвые души»
Уметь: участвовать в диалоге
52
Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1
Сочинение
Уметь:
составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.
Сочинение
53
Повторение. Романтизм и реализм
1
Понятие о романтизме и реализме
Знать/ понимать:
отличительные
черты реализма и романтизма
Уметь: определять, к какому литературному направлению относится произведение
Вечные образы в литературе - 8 ч.
54
Вечные образы в литературе. М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Конфликт мечты и реальности в романе
1
Вечные образы в литературе. Основные факты биографии Сервантеса. Основная проблематика романа.
Знать/ понимать:
содержание романа
Уметь: высказывать обоснованную точку зрения о прочитанном
55
Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в композиции романа
1
Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в композиции романа
Знать/ понимать:
изученные теоретико-литературные понятия
Уметь: давать характеристику героев
56
У. Шекспир. Из биографии
1
Биография Шекспира
Знать/ понимать:
Основные факты биографии Шекспира
Уметь: владеть различными видами пересказа
57
Трагедия «Гамлет» как трагедия личности
1
Проблематика трагедии
Знать: сюжет трагедии
Уметь: анализировать драматический текст
58
Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя
1
Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя
Уметь: давать характеристику героя
59
Одиночество Гамлета. Сравнительный анализ переводов «Гамлета»
1
Различные переводы трагедии, различие трактовок
Знать/ понимать:
Содержание трагедии
Уметь: выражать своё отношение к прочитанному
60
И.С. Тургенев. Речь «Гамлет и Дон Кихот»
1
Отношение великого русского писателя к вечным героям мировой литературы
Знать/ понимать:
Содержание речи
Уметь: выявлять авторскую позицию
61
Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»
1
Рассказ «Гамлет Щигровского уезда»
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
Уметь: формулировать тему и идею произведения
Литература конца XIX века - начала XX века - 19+2
62
Литература конца XIX века - начала XX века. А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя
1
Биография писателя
Знать/ понимать:
Основные факты биографии
Уметь: владеть различными видами пересказа
63
Образы «футлярных людей»
1
Образы «футлярных людей»
Знать/ понимать:
Особенности характеров, изображаемых Чеховым
64
Рассказ «Крыжовник»
1
Рассказ «Крыжовник»
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
65
Рассказ «О любви»
1
Рассказ «О любви»
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
66
М. Горький. Жизнь и творчество
1
Биография писателя
Знать/ понимать:
Основные факты биографии писателя
Уметь: владеть различными видами пересказа
67
Рассказы о босяках. «Челкаш».
1
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
68
Челкаш и Гаврила
1
Уметь: сравнивать героев
69
Символический образ моря в рассказе
1
Знать/ понимать:
Образную природу словесного искусства
Уметь: характеризовать роль изобразительно-выразительных средств
70
Р/Р Сочинение по произведениям М. Горького
1
Сочинение
Уметь: составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.
Сочинение
71
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Понятие о символизме.
1
Биография поэта.
Понятие о символизме.
Знать/ понимать:
Основные факты биографии поэта, отличительные черты символизма
Уметь: определять течение, к которому относится стихотворение
72
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…»
1
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…»
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
73
«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с тобою встречаться…» и др. Теория «Вечной Женственности»
1
Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с тобою встречаться…» и др. Теория «Вечной Женственности
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
74
С.А. Есенин. Жизнь и творчество
1
Основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Знать: основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.
Уметь: анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
75
Лирический герой и мир природы. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тесаные дроги…», «Зеленая прическа…» и др.
1
Лирический герой и мир природы. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тесаные дроги…», «Зеленая прическа…»
Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях
76
Особенности поэтики Сергея Есенина
1
Особенности поэтики Сергея Есенина
Знать/ понимать:
особенности поэтики Сергея Есенина
77
Вн/чт. В.М. Маяковский «Сергею Есенину»
1
В.М. Маяковский «Сергею Есенину»
Уметь:
анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
78-79
Р/Р Эссе-рассуждение
2
Эссе-рассуждение
Уметь: составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.
Эссе-рассуждение
80
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. «Пощечина общественному вкусу». Эстетика футуризма
1
Поэтическое новаторство Маяковского
Знать/ понимать:
теоретико-литературное понятие сатира. Уметь: выделять смысловые части.
81
Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Нате!», «Кофта фата», «Дешевая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
1
Знакомство с творчеством поэта, его лирикой, работа над чтением «лесенки» поэта.
Уметь:
анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы
82
Р/Р Устное сообщение о модернистских течениях в русской литературе
1
Знать/ понимать:
Сведения о модернистских течениях
Уметь: составлять устное высказывание
Из русской и зарубежной литературы XX века - 17+3
83
Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя
1
Биография писателя и его творческая деятельность, особенности булгаковской сатиры
Знать/ понимать:
особенности булгаковской сатиры
Уметь: владеть различными видами пересказа
84
«Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы
1
Идея переделки человеческой природы
Знать/ понимать:
содержание повести, особенности булгаковской сатиры,
85
Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама» ( Д.С. Мережковский)
1
Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама» ( Д.С. Мережковский)
Знать/ понимать:
содержание повести
Уметь: раскрывать художественное своеобразие повести, определять её нравственную проблематику
86-87
Сатирическое изображение действительности
2
Сатирическое изображение действительности
Знать/ понимать:
особенности булгаковской сатиры
88-89
Р/Р Аналитическое сочинение
2
Сочинение
Уметь: составлять план сочинения, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию сочинения.
Сочинение
90
Г.Н. Айги. Из биографии. Лирика разных жанров
1
Биография поэта
Знать/ понимать:
Основные факты биографии поэта
Уметь: анализировать поэтический текст
91
А.И. Солженицын. Из биографии
1
Знакомство с жизнью и творчеством , ранним периодом творчества, осознание его пророческого дара, предощущения будущей трагедии.
Знать/ понимать:
основные события творческой биографии поэта, программные произведения.
Уметь: анализировать текст, выделяя стилистические приемы
92
«Матренин двор». Тема праведничества в рассказе
1
Особенности стиля писателя
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
Уметь: анализировать текст, выделяя стилистические приемы
93
Образ Матрены
1
Образ Матрены
Знать/ понимать:
Содержание рассказа
Уметь: анализировать текст, выделяя стилистические приемы
94
Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и стиль рассказа
1
Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и стиль рассказа
Уметь: анализировать текст, выделяя стилистические приемы
95
Р/Р Эссе «Литературные корни образа Матрены»
1
Эссе
Уметь: составлять план эссе, в соответствии с планом расположить материал, соблюдая композицию эссе.
Эссе
96
А. Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю
1
Биография писателя
Уметь: определять роль детали в тексте.
97
Роман «Посторонний». История создания и проблематика романа. Понятие об экзистенциализме
1
История создания и проблематика романа. Понятие об экзистенциализме
Уметь: определять роль детали в тексте.
98
Суд над Мерсо. Загадка Мерсо
1
Суд над Мерсо. Загадка Мерсо
Уметь: анализировать художественный текст
99
Дж. Оруэл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла
1
Из биографии. Афоризмы Оруэлла
Знать/ понимать:
основные события творческой биографии писателя, программные произведения.
Уметь: анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы
100
Роман «1984». Понятие о жанре антиутопии. Проблематика романа
1
Роман «1984». Понятие о жанре антиутопии. Проблематика романа
Знать/ понимать:
Содержание романа
Уметь: анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы
101
Государство Океания. Судьбы главных героев
1
Государство Океания. Судьбы главных героев
Знать/ понимать:
Содержание романа
Уметь: анализировать текст, выделяя тропы и стилистические приемы
102
Вн/чт. Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»
1
Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»
Знать/ понимать:
Содержание повести
Повторение и обобщение изученного-3 ч.
103-104
Повторение и обобщение изученного
2
Повторение и обобщение изученного
Знать/ понимать:
Изученные теоретико-литературные понятия, содержание, проблематику изученных произведений
105
Итоговый урок. Задания для летнего чтения
1
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ П/П
Название раздела
9 класс
Контрольные мероприятия, (тесты, зачеты)
1
Введение
1
2
Древнерусская литература
3
4
Классическая литература 19 века
50
5
5
Вечные образы в литературе
8
6
Литература к.19-н. 20 века
20
2
7
Из русской и зарубежной литературы 20 века
20
3
8
Повторение
3
8
Итого:
105
10
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути русских и зарубежных писателей
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 9 класс. В двух частях. Москва«Вентана-Граф», 2013 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013г.
Справочные пособия
-
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2009.
-
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2008.
-
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2008.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2010.
-
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2008.
Список литературы
-
Ланин Б.А. Литература: программа: 5-9 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М. : Вента-Граф, 2013.
-
standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
-
УМК: 1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 9 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2013 г.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана»