Конспект урока по русскому языку на тему Правописание местоимений

Тема урока: Правописание  местоимений. Цели урока: помочь осознанному усвоению темы. Задачи: 1. Образовательная:сформировать орфографические навыки написания не и ни, приставки кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь с местоимениями;закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения; повторить имя существительное, имя числительное. 2. Развивающая:развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения; развивать навыки правописания отрицательных и не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы Наукеева Алия Дисенбаевна

Урок № ___


Дата: ________________________

Класс: _______________________


Тема урока: Правописание местоимений.

Цели урока: помочь осознанному усвоению темы.

Задачи:

1. Образовательная: сформировать орфографические навыки написания не и ни, приставки кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь с местоимениями; закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения; повторить имя существительное, имя числительное.

2. Развивающая: развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения; развивать навыки правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

3. Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка через раскрытие его связей с другими предметами: литературой, информатикой, физкультурой, казахским языком; воспитание трудолюбия.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы и методические приёмы обучения: наглядный, объяснительный, частично-поисковый.

Оборудование и наглядность: сигнальные карточки; тексты стихотворения Р. Сеф; тексты лингвистической сказки "Умные спорщики".

Ход урока:


1. Орг. момент: приветствие, проверка отсутствующих. 1 мин.

2. Мотивация. 1 мин.

- Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.


3. Постановка задач урока. 1 мин.

- Урок у нас необычный: мы проведем урок с элементами игры и инсценирования. Тема урока «Правописание местоимений». Запишите. Сегодня на уроке мы научимся правильно писать отрицательные и неопределенные местоимения.


4. Словарная работа. 1 мин.

- Как звучат на казахском языке отрицательные местоимения?

- А неопределённые местоимения?

5. Опрос домашнего задания. 10 мин.

А) Проверка домашнего упражнения. 2 мин.

Б) Своя игра. / Презентация./ 7 мин.

6. Изучение новой темы. 6 мин.


ПРАВОПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ


Слитно

НЕ + местоимение

некто, нечто, некоторый, несколько.

Через дефис

Конспект урока по русскому языку на тему Правописание местоимений

кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-нибудь.

В три слова


после Конспект урока по русскому языку на тему Правописание местоимений стоит предлог

кое к кому, кое с чем, кое о ком.

к НЕ добавляется предлог

нечем - не за чем, ничем - ни с чем.

Примечание: в отрицательных местоимениях Конспект урока по русскому языку на тему Правописание местоимений пишется под ударением, Конспект урока по русскому языку на тему Правописание местоимений - без ударения: некем - ни с кем, не к чему - ни к чему.


7. Закрепление. 10 мин.

Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений.

- А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру "Передай мелок другому". На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем "цепочкой" по рядам.

кто

что

с кем

какой

чей

о чем

с кем

по чему

где

сколько

от кого

куда

к кому

зачем

который


Ответ:

никто

ничто

не с кем

никакой

ничей

ни о чем

не с кем

ни по чему

нигде

нисколько

ни от кого

никуда

не к кому

не зачем

некоторый


- Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог?

- А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем седьмую.

- Из выделенных букв составьте слово, которое является сюжетом лингвистической сказки.

- Как вы думаете, о чем она? ( О споре)

- Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание.


8. Инсценирование лингвистической сказки «Умные спорщики». 3 мин.


Умные спорщики

Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет.

Первый начал:

- В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

- Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил, (ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось.

- Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих,Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

- Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки?

9. Выборочное списывание. 5 мин.

- Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно.

- Проверяем.

- Почему с одними местоимениями употребили частицу не, а с другими ни?

Дополнительные задания 10 - 11.

10. Творческая работа. 1 мин.

- Послушайте стихотворение Р. Сеф. О чем это стихотворение? Чему оно учит?

Кто ничего,
Не замечает,

Тот ничего

Не изучает.

Кто ничего

Не изучает,

Тот вечно хнычет

И скучает.

- Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями?

- Какая еще орфограмма встречается в отрицательных и неопределенных местоимениях?


11. Работа по развитию речи. 6 мин.

- Напишите небольшой рассказ или опишите случай из вашей жизни на тему, соответствующую пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Бывает ли вас скучно? Почему? Что вы делаете, чтобы избавиться от скуки?


12. Итог урока. 1 мин.

- О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке?

- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни?

- От чего зависит выбор частиц не и ни?

- Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?

13. Рефлексия. 1 мин.

- Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:

  • "Я работал хорошо" зеленая карточка;

  • "Я работал удовлетворительно" желтая карточка;

  • "Я работал плохо" красная карточка.

14. Домашнее задание (1 мин.): §76 упр. 643, 646 с. 281, 282.




© 2010-2022