- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы Тема природы и человека в поэзии Ф. Тютчева
Разработка урока литературы Тема природы и человека в поэзии Ф. Тютчева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Адылханова Ж.А. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Курчатов»
Открытый урок в 10 классе
Тема природы и человека в поэзии Ф.И.Тютчева
Учитель русского языка и литературы Адылханова Ж.А.
Класс: 10
Тема урока: «Тема природы и человека в поэзии Ф.И.Тютчева»
Цели и задачи урока:
-
Создать условия для формирования умений аспектного анализа поэтического текста;
-
Содействовать развитию исследовательских навыков; расширению кругозора обучающихся;
-
Вопитание вдумчивого читателя, умеющего видеть краски природы.
Тип урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальный опрос; индивидуальная работа; работа в группе; самостоятельная работа
Методы и приемы работы: стратегии критического мышления, погружение в тему; проблемная ситуация; словарная работа; работа с учебником; рефлексия.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; учебник литературы 10 класс (автор Т.С.Ошкина, Г.З.Татибекова); тексты произведений, раздаточный материал (таблицы, тексты, тесты).
Эпиграф: Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
ХОД УРОКА
Создание психологического климата
Мое настроение похоже на …
Деление на группы (Времена года, 4 группы)
Человек - удивительное существо. Для плодотворной работы помимо его желания порой необходимо что-то еще, что и объяснить не всегда возможно. И это наше настроение. От того, с каким настроением мы пришли сегодня на урок, во многом будет зависеть его результат.
Опрос домашнего задания «Мозговой штурм»
-
Когда родился Ф.И.Тютчев? 23 ноября 1803 год
-
В каком университете учился Тютчев? Московский университет
-
Как называлось стихотворение Гейне, которое перевел Тютчев на русский язык? « На севере мрачном…».
-
Как называлась отдельная книжка стихов Тютчева, в каком году она появилась? «Стихотворения Тютчева», 1854 год
-
Первый воспитатель будущего поэта, который оказал огромное нравственное влияние? Николай Афанасьевич Хлопов
-
В каком возрасте Тютчев начал писать стихи? В возрасте 5-6 лет
-
Самое раннее стихотворение юного поэта? «Любезному папеньке»
-
«Ум скор и сметлив, верен глас, воображенье быстро». О ком писал Федор Иванович? О своем учителе и наставнике, добром человеке и поэте Семен Егорович Амфитеатров псевдоним Раич
-
В каком году Тютчев переезжает в Россию? 1844 году
-
Назовите имя последней возлюбленной поэта. Елена Денисьева
Вызов
- А что такое настроение?
- Какие ассоциации возникают у вас со словом НАСТРОЕНИЕ?
Составление кластера
На основе ассоциаций составьте эссе.
Вывод: настроение - внутреннее состояние души человека
Выход на тему
-Что может изменить наше внутреннее состояние? (Общение с другими людьми, т.е. новости; музыка, природа, искусство и т.д)
- Вы верно назвали среди факторов, влияющих на внутреннее состояние души, природу. Мы будем сегодня говорить о ней с точки зрения поэзии. Быть может, кто-то попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока с учетом того, что узнали из опережающего задания.
(Учащиеся формулируют тему урока: «Тема природы и человека в поэзии Ф.И.Тютчева»)
- Молодцы, спасибо.
- А как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего занятия?
(познакомимся со стихами поэта, проанализируем их, какова роль природы и человека в поэзии Тютчева)
Актуализация знаний учащихся
- Каждый воспринимает природу по-своему. Для кого-то она - предмет любования, для кого-то - предмет вдохновения, для кого-то - просто среда обитания. Давайте вспомним, какой прием изображения природы мы используем чаще всего? (Описание)
- Что такое описание с точки зрения литературы? (изображение того, что видим перед собой).
- Как в изобразительном искусстве называется картина природы? (пейзаж)
- Как в литературе называют поэтические произведения с описанием картин природы? (пейзажная лирика)
- Какие художественные средства используют художники слова в таких произведениях? (Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)
Дайте определения данным понятиям
Эпитет - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающий один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете1.
Метафора - это переносное значение слова, основанное на уподоблении предмета или явления другому по сходству или по контрасту2.
Олицетворение - изображение неодушевленного предмета как одушевленного3.
Сравнение - это форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим4.
- Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А.С.Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М.Ю.Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления.
Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Ф.И.Тютчевым
Чтобы понять, как природу воспринимал великий поэт Федор Иванович Тютчев и какие средства использовал для её изображения, достаточно лишь услышать следующие его строки, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы понимаете эти строки? (Тютчев считает природу чем-то одушевленным, наделяет её человеческими качествами)
- Как вы думаете, какие из перечисленных нами художественных средств выразительности он использовал в своей пейзажной лирике? (Олицетворение и сравнение)
- Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, в дальнейшем прибегнем к анализу его произведений о природе, делая аспект на средствах художественной выразительности.
Групповая работа над аспектным анализом стихотворений (по выбору или дифференцированно). Возможно, пейзажи русских художников и классическая музыка помогут в вашей работе. Время - 20 минут
Задание 1
-
Прочитать текст выразительно.
-
Словарная работа: выписать незнакомые слова, дать объяснение значения слова.
-
Определить тему и основную мысль поэтического текста
-
Заполнить таблицу. Какие художественно-изобразительные средства использует Тютчев?
Средства художественной выразительности
Краски природы (цветопись)
Звуки природы (звукопись)
Движение (или его отсутствие)
Явления природы
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
-
Каких средств художественной выразительности встретилось больше всего?
Вывод: наиболее излюбленными средствами художественной выразительности в изображении природы у Тютчева были сравнение и олицетворение, что подтверждает эпиграф нашего урока.
Чем отличаются описания природы у Тютчева? Являются ли они описанием в чистом виде? Тютчев не только описывает природу, но и передает состояние человека, его внутренний мир
Докажем и эту гипотезу. Для этого мы снова обратимся к текстам.
Задание 2
Найдите в тексте примеры, характеризующие состояние человека, и определить, каким состоянием природы оно вызвано
-
Внутреннее состояние человека
Состояние природы
Вывод: Человек и природа очень близки, состояние природы часто влияет на состояние человека, поэт наделяет природу человеческими качествами.
Представление - 5 минут
ВЫВОД: Природа и человек у Тютчева - живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Природа заставляет человека мыслить, вызывает у него определенные эмоции и состояния.
Рефлексия. Составить пятистишие на тему «Тютчев»
Оценивание. Спикеры команд комментируют оценки
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Тютчева о природе.
Эссе «Чем мне нравятся стихотворения Ф.И.Тютчева»