- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЭССЕ на тему: Развитие речи
ЭССЕ на тему: Развитие речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асанова Ш.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Школа -не только учебное заведение, где дети получают знания, это и коллектив, в котором протекает важная для подрастающего человека часть жизни, где он может проявить свои творческие способности.
Есть известная притча о трех работниках, которые везли тачку с камнями. Когда у них спросили, чем они занимаются, первый ответил: «Везу эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Строю прекрасный храм!». Все трое делали одно и то же, но думали о своей работе по-разному, оттого и выполняли ее по -разному.
С каким настроением дети будут трудиться на уроке- как первый и второй работник или как вдохновенный третий,- будет зависеть от того, увлечет ли их учитель. Для этого существуют методы и приемы, которые позволяют воспитывать интеллектуально-творческую личность.
Урок русского языка должен стать в первую очередь уроком речевого творчества.
Развитие речи - конечная цель обучения русскому языку учащихся казахов. Это понятие включает, во -первых, обогащение словарного запаса школьников, во-вторых, овладение нормами русского литературного языка, и наконец, формирование умении и навыков, связно излагать мысль в устной и письменной форме.
Поэтому я и выбрала эту тему.
Ученики нашей школы и дома и на занятиях говорят в основном по-казахски, а русская речь звучит только на уроках русского языка и литературы. Поэтому, так трудно выработать у них речевые навыки, вызвать интерес к учебному материалу. И тут очень помогают игровые формы работы, которые повышают познавательную и творческую активность учащихся, помогают им приобрести уверенность в речевом общении.
Я использую разные формы игровых технологий.
Они помогают не только закреплять навыки русского произношения, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Очень важную роль играют и речевые образцы.
-Как тебя зовут?
-В каком классе?
-Что ты любишь?
-Расскажи о своей семье.
Для обогащения словарного запаса, для развития речи я использую игру «Наборщик», где дается любое слово, например, пятерка. Ученики на каждую букву подбирают слово. И они стараются как можно быстро и больше. Стараются знать как можно больше слов.
Иногда плюс к домашнему заданию даю задания написать или рассказать, что они делали вечером, кем они хотят стать, когда вырастут.
Предлагаю подобрать пары однокоренных слов с суффиксами -чик, -щик правильно произнести слова и составить с ними предложения.
Маленький барабан- человек, который играет на барабане (барабанчик-барабанщик). Небольшой трамвай- тот, кто работает на трамвайном транспорте. (трамвайчик-трамвайщик). Маленький самовар.- Человек, который делает самовары (самоварчик-самоварщик).
Такие и подобные задания позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность учеников и конечно оживляют урок.
И конечно же картинки и рисунки, иллюстрации играют немало важную роль в речевой деятельности учащихся.
Показываю рисунок -Что это? Кто это? Составить словосочетание. Потом предложение. А также упражнения на отработку произношения.
Работа с картинками начинается с рассматривания. Не имея еще нужного запаса русских слов, дети не описать ее содержания по-русски и делают это чаще всего на родном языке.
Нам надо переходить на русский язык и учить отвечать на вопросы кто это? Что это? Например, дети идут в школу. Потом указывают на мальчика и говорить: Это мальчик. Затем это девочка. Мальчик идет в школу. Девочка идет в школу.
И надо предлагать каждому ученику произнести слова мальчик, девочка, учитель, школа по несколько раз, добиваясь правильного произношения.
Цель такой работы- научить детей рассматривая картинку, видеть все предметы, изображенные на ней, называть эти предметы, правильно произносить их названия, ставить вопросы. При этом они учатся согласовывать сказуемое с подлежащим.
Можно заинтересовать детей спросив у них о том, о чем они хорошо знают или что им очень интересно. Например, о домашних животных. Что они знают о собаках? Или о кошках? Дети рассказывают, какие у них дома собаки и кошки, как их зовут, называют породы.
В ходе беседы можно дополнить ответы учащихся.
Еще одна игра. Она называется «Глагол». Работают два ученика. На доске записаны глаголы. Первый загадывает и задает вопросы, второй отвечает только словами «да», «нет». Затем они меняются местами.
Например, это глагол прошедшего времени?
Это глагол совершенного вида?
Примерно такими заданиями я стараюсь выработать навыки учащихся. Развивать не только устную речь, но и логическую мысль.