Описание урока по русской литературе (8-9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская литература 19 века.

Федорова Анастасия Семеновна,

учительница русского языка и литературы.

Урок - мастерская.

Тема: «Знакомый и незнакомый Пушкин».

Вид: построение отношения и творческого письма.

Ход урока.

Организационная часть.

Словарная работа: откровение - искренность, рефлексия - размышление, самонаблюдение, самоанализ.

Задания:

1. Представьте себе Пушкина, какой он и как он выглядит? (Нарисуйте Пушкина или напишите в 2-х словах).

Рефлексия - вопрос: Какой вариант самый интересный? Почему? Кто для нас Пушкин? Что вас заставило задуматься? Что вас затруднило?

2. Когда мы говорим Пушкин, то какие строчки из его стихотворений приходят к вам на ум. Вспомните и прочитайте строчки из стихотворений А. С. Пушкина.

Рефлексия - вопрос: Что затруднило вас в этом задании?

3. Сейчас нужно составить четверостишие по следующему началу: Приехал Пушкин ко мне…

Рефлексия - вопрос: Трудно ли было выполнить это задание?

4.Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

1. Что вам запомнилось в прочитанном тексте?

2. Что удивило в нем?

3. Что обрадовало?

4. Что озадачило?

5. Что открыли вы для себя? (Ответы)

5. Что объединяет эти стихи? Что вы открыли? Как строчки раскрывают образ поэта? (Ответы)

6. А все - таки жаль. Что нельзя с А. Сергеевичем… (продолжите эту фразу) (Ответы).

Рефлексия в конце урока.

  1. Какие задания для вас были важными и чем?

  2. Появилось ли новое отношение к Пушкину?

  3. Что нового вы открыли для себя?

  4. Можете ли вы сказать , что это мастерская «построения отношения»?

  5. Как вы оцениваете свое участие в мастерской?

- интересно вам было работать

- трудно или легко вам было работать в своей группе…

Выводы. Спасибо всем за урок.

Материалы для урока.

Тексты.

  1. Я стою перед океаном и пытаюсь рассказать о нем. Трудно, просто невозможно. А не лучше ли, думаю я, взять каплю из этого океана и показать, как в ней отразилось солнце, «солнце русской поэзии».

Два раза в году при взгляде на календарь сердце наполняется то радостью, то горечью. В июне, в самом начале лета, когда расцветает природа, сердце радуется - родился Пушкин! В феврале, когда земля заметена снегом, сердце скорбит - Пушкин погиб… (Л.Озеров).

  1. Пушкин! Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая отзывчивая душа поэта. Восторг и мудрость. Кому из нас это не дорого? Это всегда с нами, во все часы нашей жизни, как бы она ни проходила - напряженно или весело, драматически и даже трагично… С Пушкиным в его обществе чувствуешь себя надежно, свободно, уверенно. Он незаменимый собеседник и бескорыстный друг. (Л.Озеров).

  2. По правую руку опекушинского Пушкина начертаны на постаменте строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян , и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Как о далеком для него будущем Пушкин писал: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». «В ней - в России (…).

Пушкин говорит о будущем, о том, что его имя произнесут: «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык» - и многие другие, не названные здесь народы (…). (Л.Озеров).

  1. Исследователи в своем толковании «Памятника» утверждают, что в перечислении народов, населяющих Россию, поэт особо останавливается на народах, еще не причастных к культуре. Он уповает на то, что в будущем, когда отойдет в прошлое их дикость, они с признательностью назовут его имя.

Двадцать строк «Памятника» не только вобрали в себя прожитую жизнь Пушкина (поэту оставалось жить всего полгода). Они продлили ее надолго до бессмертия. (Л.Озеров).

  1. (…) Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив.

(…) учился А.Сергеевич лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею» в переводе Битобе. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги. (О.Павлищева).

  1. (…) Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд.

(…) В то же время пробовал сочинять басни, а потом, уже лет десяти от роду, начитавшись порядочно, особенно «Генриады» Вольтера, написал целую героико - комическую поэму. (О.Павлищева).

  1. Замечательна по своему влиянию на детство и первое воспитание А. Сергеевича и сестры была их бабушка Марья Алексеевна.

Марья Алексеевна была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком, которым так восхищался друг А.Сергеевича, барон Дельвиг. (О.Павлищева).

  1. Отец Пушкина Сергей Львович … был нрава пылкого и до крайности раздражительного, так что при малейшем неудовольствии, возбужденном жалобой гувернера или гувернантки, он выходил из себя, отчего, отчего дети больше боялись его, чем любили.

Мать, напротив, при всей живости характера, умела владеть собою и только не могла скрывать предпочтения, которое оказывала сперва к дочери, а потом к меньшому сыну Льву Сергеевичу; всегда веселая и беззаботная, с прекрасною наружностью… она любила свет. (О.Павлищева).

  1. (…) Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Пушкин был одарен памятью необыкновенной и на 11 году уже знал наизусть всю французскую литературу. (Л.С.Пушкин).

© 2010-2022