Модель краткосрочного плана по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока № ____ по _______________________________

Тема. ________________________________________________________________________________________________ .

Дата ____ / ____

____ / ____

Класс ____ «____»

____ «____»

Цель: _________________________________

_________________________________

_________________________________

Тип

Вводный урок

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок повторения полученных знаний

Интегрированный урок

Урок закрепления и развития ЗУН

Бинарный урок

Комбинированный урок

Урок формирования и закрепления ЗУН

Урок проверки и оценки ЗУН

урока


Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

_________________________________________

_________________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Оборудование урока и дидактический материал:

таблицы

сборник упражнений

иллюстрации, портреты писателей, ученых

стикеры

схемы

раздаточный материал

сборник дидактических материалов

ТСО

учебник

карточки с заданиями

маркеры, листы А-4, А-3, ватман

тесты

Новые понятия: ___________________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемые результаты обучения:

ученики смогут

______________________________________________________________________________________________________________________

Интеграция 7 Модулей Программы: 1. Новые подходы. Диалоговое обучение. Обучение тому, как учиться 4. Обучение талантливых и одаренных детей 7. Управление и лидерство в обучении

2. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании

3. Обучение критическому мышлению 6. Оценивание для обучения и оценивание обучения

Ход урока

Содержание урока

Активные формы, используемые на уроке /

Используемые техники и стратегии

Оценивание

I. Побуждение

Организационный этап // Положительный настрой // _________________________

Деление класса на группы. (__________________________) // Правила работы в группе

II. Реализация

1. Повторение материала, изученного на прошлом уроке

2. Начало урока (вызов). Постановка темы, цели и учебных задач

3. Актуализация знаний

4. Подача нового материала

5. Закрепление

III. Рефлексия

1) Подведение итогов урока:

Обобщение материала, полученного на уроке (_________________________________)

Оценить работу группы // Заполнить листы оценивания // Выставить оценки за урок

2) Домашнее задание: ______________________________________________________











В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков. Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:

урок изучения нового;

урок закрепления;

урок комплексного применения знаний;

урок повторения, или повторительно-обобщающий;

контрольный урок;

объединенный (комбинированный).

Урок изучения нового материала.

Традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

проверка домашнего задания;

подготовка учащихся к усвоению;

изучение нового материала;

первичная проверка усвоения знаний;

первичное закрепление знаний;

контроль и самопроверка знаний;

подведение итогов урока;

информация о домашнем задании.

Урок закрепления знаний.

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

актуализация опорных знаний и их коррекция;

определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

пробное применение знаний;

упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

упражнения с переносом знаний в новые условия.

Урок комплексного применения знаний

Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Алгоритм урока:

актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;

обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;

усвоение образца комплексного применения ЗУН;

применение обобщенных ЗУН в новых условиях;

контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно - познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

Объединенный (комбинированный) урок.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

Нестандартные уроки.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

Возьмем для примера один из вариантов "урока-суда". На судебном заседании, участниками которого являются ученики класса с наперед определенными ролями (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), рассматривается дело Всемирной сети Интернет. Роль судьи играет учитель. Эта роль дает ему возможность направлять ход занятия в нужном направлении. Участники соответственно своим ролям оправдывают или осуждают конкретные действия сети Интернет. Итоги слушания дела подводит суд.

В конце концов, суд выносит решение: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, но нужно научить человека разумно использовать это великое достижение, а не превратиться в Интернет - зависимого пользователя. Это занятие проведено в форме дидактической игры, а точнее - ролевой дидактической игры, поскольку она отвечает основным характеристикам такого типа занятия.

Интегрированные уроки.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.

Поиск дорог усовершенствования урока осуществляется в различных направлениях:

заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, внешними его признаками. Это проведение урока поэтической свечи, урока - путешествия, урока - выставки, урока - клуба веселых и находчивых, урока - "брейн - ринга";

углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это интегрированные, бинарные уроки, уроки - панорамы;

развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Это - уроки словесности, риторики, отличные не только по смыслу, но и по форме проведения: творческая мастерская, пресс - конференция, заседание кружка;

реализация проблемно - поисковой, научно - опытной, экспериментальной работы учеников. Это касается уроков естественного цикла и тех уроков, на которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты, проекты;

усовершенствование форм контроля знаний: урок - зачет, урок - экзамен, урок - консультация;

пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это урок - сказка, урок-игра.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".






Приложение

Цель

Умение чётко поставить цель урока - один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Задачи

Задачи - это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры формулировки задач

Научить давать определение термина и узнавать термин по его определению

Научить составлять план или работать по заданному плану

Научить иллюстрировать свои мысли и утверждения

Научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство

Научить устанавливать связи, различать причину и следствие

Научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения по данному предмету

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля)

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизму, интернационализму)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Типы уроков.

Вводный урок.

Осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках.

Урок сообщения новых знаний.

Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели - формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале. Большая часть времени отводится на восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и на их первичное закрепление.

Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Т.е. основное внимание уделяется практической деятельности.

- уроки коррекции и закрепления нового материала

(применение знаний в сходной ситуации)

- уроки выработки практических умений

(применение знаний в новой ситуации)

Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).

Учебный материал, изученный по определенным темам и разделам систематизируется и обобщается. Повторение пройденного также имеет целью углубить этот материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся.

Урок проверки и оценки ЗУН (контрольный урок).

На таком уроке учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно.

Комбинированный урок.

Является наиболее распространенным. Он включают в себя и повторение ранее изученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков, и учет знаний.

Комбинированные уроки позволяют осуществить непрерывность повторения знаний, сформировать умения и навыки, использовать знания в новых ситуациях, изучать новый материал небольшими порциями, что является наиболее доступным для школьников с нарушением интеллекта.


Прием

Стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Учебно мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Да - нетка

Интеллектуальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала

Зигзаг - 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Чтение с остановками

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно - мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

МФО

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии





Критерии оценки достижений учащихся
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование
тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/ работы
учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный
процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса.
Критерии способствуют объективации оценивания.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели.
Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.
«Критерий -признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего- либо. Мерило оценки» (И. Низовская. Словарь программы«Развитие критического мышления через чтение и письмо». - Бишкек, 2003).
Совместная разработка критериев (учитель - учащийся) позволяет сформировать у учащихся
позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение
результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и
содержании урока.
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание),
должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (учитель - учащиеся) разработки критериев
1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. Расположите критерии по степени важности.
6. В процессео бсуждения выберите приоритетные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы)
каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения
задания). В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в
соответствии с разработанными критериями.
Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и
доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся
(расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся).
Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной
работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь.
Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением
задания.
Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрируют учащимся, что и
как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в
процессе выполнения работы. Градация критериев - это описание различных уровней
достижения ожидаемого результата. Чемконкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что
ему нужно сделать для успешного выполнения задания.
Некоторые примеры критериев оценки:
- в тексте грамматически правильно использованы суффиксы (окончания);
-последовательно составлен алгоритм деления дробей;
- в презентацию включены таблицы, диаграммы;
- в эссе включены две-три цитаты;
- в докладе представлены рисунки и схемы;
- в конце доклада, презентации сделаны выводы и представлен список литературы.



Техники формативного оценивания
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических
инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в
процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки
рекомендаций по улучшению обучения и учения. Техники формативного оценивания
можно подразделить на несколько условных групп или видов. Один вид техник
используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся
(учения):
Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой,
свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель
предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах: «Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) Я все еще не понимаю _________ (большой палец
руки направлен в сторону) Я не совсем уверен в _______________(помахать
рукой)».
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться: (1) тем, кто не понял,
задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»; (2) слово предоставляется тем, кто
не очень уверен в правильности ответа; (3) слово предоставляется тем, кто все
понял. Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно
предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении,
закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного
объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную
мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в
понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по
дальнейшей работе.
Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее 20 секунд.
(Использование данной техники предоставляет возможность всем ученикам обдумать
свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в первую секунду после
того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ имеется примерно у 4-6 учеников,
обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в
процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших классов целесообразно
просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время
обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга.
Другие техникисвязаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, ответа
учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?».
Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в случае получения
неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается
для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.
Например:Ученик делает презентацию по итогам наблюдения за жизнью улиток, которые после
отлова живут в аквариуме. Ученик отмечает следующее: «Я думаю, что в настоящее
время в аквариуме живет три поколения улиток». Учитель задает вопрос: «Почему
ты так думаешь?» Ученик: «Потому что когда мы выловили улиток, они были примерно
двух размеров: большие и средние. Сейчас в аквариуме появились улитки очень
маленьких размеров. Исходя из этого, я делаю предположение, что в аквариуме уже
живут улит- ки трех поколений». Так, с помощью уточняющего вопроса учитель
проверяет глубину понимания темы учеником.
Следующаягруппа техник формативного оценивания связана с проведением проведен ием
небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе,
индивидуальных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ
является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной
темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а также
внесение корректировок в свою деятельность.
Например: Учитель предлагает написать «Трехминутное эссе». Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по теме: (1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? (2) Какой вопрос
вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
После того какученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы
увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты, на
которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий,
методов, примеров.
В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы:
(1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? (2) С каким типом заданий (задач) вы
не справляетесь? Как вы сами думаете, почему?
Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных
моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.
Учитель готовит«краткие тесты» для проверки промежуточных результатов.
На использование данной техники формативного оценивания отводится не более 3-5
минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся могут
проверить свои тесты (самооценка) или работы своих одноклассников
(взаимооценка).
Следующие техники формативного оценивания используются, когда учитель предоставляет
ученику возможность улучшить свою работу (чаще всего суммативную).
Например: Учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а делает записи
в тетради ученика, использует различные значки, цвета. (Письменная обратная
связь). Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места
работы. (В текущей практике учителя в основном отмечают только недостатки работ
учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты или маркера учитель
отмечает места, в которых имеются ошибки, и на полях пишет рекомендации
ученику, предлагая конкретные советы по улучшению работы.
При возврате работы на доработку учитель с учащимися определяет срок сдачи
усовершенствованной работы.
Такой вид формативного оценивания не может применяться при оценивании итоговых
проверочных работ.
Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся
формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных
результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.
Индекс-карточки для обобщения или для вопросов. Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах.1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и
обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного
материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
Сигналы рукой. Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала
(в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.).
Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) Я не
совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель
опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель
принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении
изучения материала по программе.
Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся
показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание
материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые
подняли зеленые карточки (все поняли): - Что вы поняли? К учащимся, поднявшим
желтые или красные карточки: - Что вам не понятно? По итогам полученных ответов
учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или
продолжении изучения материала по программе.
Одноминутное эссе. Одноминутное эссе - это техника, которая используется учителем с целью предоставления
учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания
одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное
ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости
от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано
по-разному. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение
материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том,
что они будут делать на следующем уроке.
Речевые образцы (подсказки). Учитель периодически дает учащимся речевыеобразцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной
идеей (принципом или процессом) является _________________, потому
что__________ и т.д.
Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные
суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся
высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку
зрения.
Индивидуальные беседы с учащимися. Учитель проводит индивидуальные беседы сучащимися для проверки уровня их понимания. Трехминутная пауза Учитель
предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность
обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и
опытом, а также выяснить непонятные моменты: «Я изменил свое отношение к………. Я узнал больше о …………. Я удивился тому, что…… Я почувствовал … Я относился к …………»
Измерение температуры. Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого
деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы
делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне
понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при
работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся
продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы
наблюдают, что от них требуется сделать.
Минитест. Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания
конкретной информации, определенного материала. Это тесты, предполагающие
выбор: из множества предложенных ответов; из правильного/ неправильного
ответа; или предполагающие краткий ответ.
Элективный (выборочный) тест. Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить
ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество
понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение
данной темы или двигаться далее.
Формативный тест. Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый
учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся
предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После
обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого
учащегося подсчитываются отдельно. необходимо предупредить учащихся, что они
могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они
считают правильным.



© 2010-2022