«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» (из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3



«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

(из опыта работы)


МКОУ СОШ № 3 село Безопасное

Труновский муниципальный район

учитель русского языка и литературы

Рубан Любовь Дмитриевна



2014 год

Хороший учитель… продлевает себя, свои

знания, свои добрые качества в сердцах и умах

своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии.

Д.С.Лихачев

Воспитание любви к русскому языку и литературе серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем.

Для современного урока русского языка и литературы характерна широкая трактовка его задач. Они не сводятся только к передаче ученикам определенной суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок должен быть нацелен на формирование личности школьника: его мировоззрение и нравственность общее развитие, особенно - творческих способностей, познавательной самостоятельности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать для себя нужные технологии обучения детей. Великий ученый Д.Пойа сказал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

В руках у учителя фактически находится судьба человека и обращаться с этой судьбой нужно очень бережно и осторожно.

Если ребенок видит, что постоянно отстает от класса, чувствует себя неспособным усвоить учебный материал, ему в школе плохо, неуютно. Прежде всего такого ребенка надо научить учиться, заставить поверить в свои силы.

Труд учебный - труд нелегкий. Он требует большого напряжения, терпения, усидчивости, собранности, целенаправленности, затраты всех умственных, душевных и физических сил ученика. И нечего греха таить, иногда он бывает однообразным, тяжелым и утомительным, изматывающим силы и терпение детей до предела. И не каждому дано пройти такую дистанцию на первом дыхании уверенно и легко, с песней и радостью в сердце. Иногда нужно переходить на второе дыхание, а сил не хватает, и тогда вынужденная передышка, падение, слезы, взрывы отчаяния, горечь поражения. Все, все бывает на этом трудном пути.

Наивно полагать, что учебный труд ученика можно сделать легким, вроде детской игры, забавы и развлечения. Он был, есть и будет всегда трудным и сложным.

Другое дело, что он не должен быть однообразным и ремесленным, утомительным и изматывающим, безрадостным и безуспешным. Истинно человеческую радость приносит только та деятельность, в которой успешно преодолеваются трудности и которая дает возможность выразить свою индивидуальность, внутреннюю сущность, проявить творчество.

Быстрый рост научной информации, ускоренное внедрение научных и технических открытий в практику, постоянные изменения в содержании и способах труда на производстве требуют, чтобы современный человек учился в течение всей жизни. Для этого необходимы умения и навыки самостоятельной работы, а также стремление к расширению и углублению имеющихся знаний. Следовательно, обучение на уроке не будет соответствовать современным задачам, если учитель, выдвигая на первый план обучение учащихся знаниям, не уделяет соответствующего внимания развитию активности мысли, познавательных способностей и интересов учащихся, формированию у них стремления к самообразованию, а также умений и навыков самостоятельной работы. Формирование самостоятельности в познавательной деятельности - длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке.

Любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету. Только тогда, когда каждый урок отмечен знаком высокого качества, можно рассчитывать на успех. Развитие познавательных способностей учащихся происходит в процессе их собственной деятельности. Руководство же этой деятельностью учитель осуществляет с помощью учебных занятий. Поэтому при подборе учебных заданий учитель должен отдавать себе ясный отчет, какую цель он преследует, какие виды деятельности будут вызывать затруднения у школьников, какие задания будут взаимосвязаны, как будут усложнятся. Многократное повторение одних и тех же операций не только приводит к снижению познавательного интереса, но пагубно влияет на развитие познавательных способностей учащихся.

С целью развития у учащихся познавательной самостоятельности и творческого мышления ученые-педагоги, методисты, многие учителя вели и ведут поиски путей совершенствования учебного процесса. Довольно широкое распространение получило в последние годы так называемое проблемное изложение материала, основанное на том, что учитель, излагая факты, приучает учащихся следить за движением мысли к истине, делать их активными участниками творческого поиска. Проблемное изложение учит школьников мыслить научно и резко повышает интерес к изучаемому материалу.

Но одной и той же формой изложения материала увлекаться нельзя.

На уроке используются в настоящее время следующие основные формы организации обучения: фронтальная (или общеклассная), индивидуальная, групповая (в парах или звеньях). Еще Н.К.Крупская указывала на большую педагогическую ценность взаимного обучения детей, когда они помогают друг другу, взаимно проверяют результаты работы.

Групповая форма открывает большие возможности для активизации и развития познавательной подлинно коллективной учебной деятельности школьников. Формирование самостоятельности в познавательной деятельности - длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке. Обучив школьников логическим приемам в учебно-познавательной деятельности, мы существенно изменим характер учебного труда, сделав его развивающим, интересным и творческим, приносящим истинное удовлетворение.

Учителям, которые успешно решают этот вопрос, удается добиться более быстрого усвоения учениками программного материала, знания школьников оказываются более глубокими и прочными. Очень важно так же создать условия для повышения у детей интереса к процессу обучения, научить определенным приемам умственной деятельности.

Среди приемов активизации учебной деятельности можно выделить следующие:

  1. самостоятельная работа;

  2. занимательность;

  3. наглядность обучения - использование дидактического материала, таблиц, картин;

  4. применение технических средств;

  5. игра.

Чтобы свести до минимума утомляемость ребенка и в течение всего времени поддерживать внимание учащихся, надо систематически водить на урок элементы игры.

Об игре сказано много добрых и хороших слов. Ее называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. Игра уместна и на уроке. Игра на уроке не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу, познавательную активность и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, приучает к дисциплине.

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные навыки и знания.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу… В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. Вот почему игровые технологии должны занять прочное место и в воспитательной работе, и в процессе обучения.

На уроках русского языка можно интересно работать со словарными словами:

  1. диктую загадку, дети пишут отгадку в тетради;

  2. всевозможные устные диктанты;

  3. картинные диктанты;

  4. ответы на вопросы словарными словами.

Письмо по памяти, превращение слов, сочинения-миниатюры, сочинения-описания и т.д. Большое внимание уделяю отбору материалов для текстов диктантов. При отборе текстов опираюсь на следующие принципы:

  • культуроведческий принцип. Он заключается в том, чтобы включить в состав сборника тексты, которые были бы ориентированы на национальную культуру народа и способствовали приобщению школьников к сокровищнице культуры через посредство языка;

  • принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать и с текстами, требующими серьезного размышления, и с текстами-шутками; с интересом выполняют задания, при которых необходимо интеллектуальное напряжение, творческий подход;

  • принцип стилистического и жанрового разнообразия, который реализовался в подборе текста различных жанров (сказка, притча, стихотворение, отрывки из художественной прозы, научные статьи, официальные документы и т.д.) и различных тилей;

  • принцип разнообразия видов упражнений (диктантов), реализация которого стимулирует интерес школьников в обучении, их заинтересованность на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении упражнений.

Использую с своей практике все основные виды диктантов: выборочные, распределительные, восстановительные, словарные, диктанты с дополнительными заданиями, разновидности творческих диктантов, самодиктанты, объяснительные диктанты и т.д. В состав упражнений ввожу диктанты в игровой форме: диктант «Угадай - ка!», «Третий лишний», «Редактор», «Одень матрешку», «Выбирай - ка!», «Добавь словечко», «Путаница» и другие.

Кроме того, есть и новые разновидности диктантов, в частности «пропедевтический диктант» (термин Л.И.Новиковой), суть которого заключается в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала и того материала, который будет изучаться в дальнейшем. Например, при изучении темы «Правописание не с существительными» можно давать параллельно прилагательные и наречия, написание которых подчиняется одним и тем же закономерностям (недруг, недружный, недружно), при изучении личных окончаний глагола в диктантах возможно помещать причастия, где наблюдается сходство правописания гласной буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий (строят - строящий) и т.д. Этот вид диктантов необходим пятиклассникам, поскольку охватывает материал, находящийся в зоне ближайшего развития школьников.

Все эти виды работ помогают учащимся в учебном процессе, обогащают словарный запас детей, будят воображение, прививают любовь к предмету. Очень интересно проходят уроки с использованием информационных технологий, которые нашли широкое применение в школе.

В психолого-педагогической литературе последней четверти ХХ века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения.

Под влиянием возрастающих требований к школьному образованию, была поставлена задача выяснить, каковы возможности мышления детей, как изменить содержание и методы обучения, чтобы они активизировали развитие ребенка. Исследования показали, что при соответствующей организации учебной деятельности, возможности детей могут реализованы в большей мере, чем при ранее существовавшей системе обучения.

Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.


Урок - семинар

Урок в форме семинара обычно рекомендуют для учащихся 7- 8- 9 классов. Но я начинаю проводить семинары с 5 класса и считаю, что эта форма занятий не только доступна младшим школьникам среднего звена, но и необходима для творческого осмысления пройденного материала, своевременного развития самостоятельности учащихся и воспитания интереса к изучению и русского языка и литературы.

Если разработать систему семинарских занятий для 5-9 классов по русскому языку и проводить их не менее одного раза в год, то эта форма работы с учащимися даст неплохие результаты.

Конечно, уровень трудности и глубина обобщения материала, степень самостоятельности учащихся в 5 и 9 классах различны. Но и пятиклассники, готовя сообщения - рефераты, используют дополнительную литературу, выступают перед своими товарищами, активно участвуют в обсуждениях тех или иных вопросов.

Семинар для 5 классов проводится в конце года и посвящается языку как средству общения, он строится с учетом, что дети узнали в течение года о русском языке, - идет обобщение сведений, полученных при изучении разных разделов курса 5 класса.

Сообщение пятиклассники готовят на основании учебника, материалов стендов в кабинете русского языка; очень осторожно привлекаются дополнительные меры. Затем я провожу семинары как обобщение грамматической темы:

«Имя существительное»

«Имя прилагательное»

«Глагол»

«Предложение».

Цель семинаров:

  1. Обобщение и углубление знаний учащихся

  2. Совершенствование умений применять полученные знания, самостоятельно отбирать материал и готовить на его основе выступления перед товарищами; формирование устойчивого интереса к языку и расширению, углублению собственных знаний.

Все сообщения (рефераты) учащихся подготовлены дома, оформлены красочно, с рисунками на листах из альбома для рисования. В каждой работе приводятся названия тех двух - трех книг, которые были использованы при подготовке реферата. На одну и ту же тему готовлю несколько рефератов. Выбираю лучший (при предварительном знакомстве). Класс рецензирует и дополняет сообщение докладчика своими примерами.

Обязательно следует подвести итог семинара.

Конечно, при подготовке рефератов я провожу предварительную беседу с учащимися, рекомендую нужную литературу, затем намечаю план реферата, консультирую по отбору материала, знакомлюсь с черновыми вариантами работ и проверяю их в окончательном виде.

Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Это совместный труд учителя и ученика.

Большое влияние в развитии творческого процесса учащихся имеют уроки литературы.

Значение уроков литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле, узнают о мире и людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Но как сохранить интерес к урокам литературы, как сделать чтение потребностью, радостью и необходимостью для учащихся? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили литературу и свой нелегкий труд при подготовке к урокам, научились аргументированно спорить и слышать друг друга? А самое главное - как можно учителю работать, не «давая» уроки, а щедро даря радость познания, увлекать за собой и увлекаться самому?

Василий Сухомлинский писал, что «урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

Урок - не самоцель, а инструмент воспитания и раз­вития личности.

Каждый новый урок - это новое знание, ступенька в развитии ученика, новый вклад в формирование его ин­теллекта и моральной культуры.

И если мы хотим перевести школу в режим развития, то должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, освоить управление им.

Теперь рассмотрим некоторые исходные позиции урока:

  1. Урок - основная форма организации учебной ра­боты, находящийся в центре, вокруг которого «вращаются» все другие формы учебных занятий, как бы ни менялись его форма, структура, технология.

  2. Урок представляет собой живую, подвижную, по­стоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую все много­плановые стороны учебно-воспитательного про­цесса.

  3. Урок - система социальная, которая может суще­ствовать только за счет взаимодействия учителя и учащихся друг с другом.

Это система, которая может успешно функциониро­вать не столько на основе передачи учебной информа­ции от учителя ученикам, сколько на основе органи­зации учителем деятельности учащихся по освоению информации. Сущность урока состоит в организации учителем разносторонней работы учащихся по освое­нию ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которых осуществляется их воспитание и развитие.

  1. Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллек­тивной учебной деятельности, ответственности ученика (т. е. он знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение).

  2. Урок обусловливается, как и весь учебно-воспита­тельный процесс (УВП), социально-психологиче­скими потребностями общества, уровнем его разви­тия, конкурентоспособностью его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества. Однако здесь не только прямая, но и об­ратная связь.

  3. Урок, протекая в школе, крепко-накрепко связан с педагогическими процессами, имеющими место в семье. И семья часто не только не усиливает резуль­татов, но и, наоборот, снижает эффективность, осо­бенно в воспитательном и развивающем аспектах.

  4. Урок - более или менее законченный отрезок педпроцесса, ограниченный хронологическими рамка­ми, целями, содержанием, составом учащихся и т. д. Он является элементарной, структурообразую­щей единицей УВП, на базе которой раскрывается и реализуется определенная часть учебной програм­мы и отражается конкретный этап ее усвоения.

  5. Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков, связанный с предыдущим и последующим уроками, а не изолированное и замкнутое в себе ме­тодическое образование.

Нельзя понять сущности урока, не имея представле­ния о том, какие уроки были даны до него и какие последуют за ним, какое место он занимает в раскры­тии данной темы или раздела программы.

Иначе говоря, сам по себе даже «отличный урок» не решает задачи формирования и развития личности, если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла всего УВП.

Если представить себе весь ход изучения какого-либо предмета в виде кирпичной стены, то урок - это ее кирпи­чик. Если такие «кирпичики» сами по себе и хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы, то стена развалится.

Условия, повышающие эффективность урока литературы:

  • Отношения сотрудничества, на основе которых он строится.

Ребенок должен интересовать учителя не только как ученик, но и как личность со всеми ее качествами и потребностями, целями и желаниями и строить свои отношения не сверху вниз, а как человек с человеком, не ограничивая отношения с ними только должностными обязанностями.

  • Превращение любого урока в «урок развития».

Учебную деятельность следует рассматривать не как объясняющую что-то, а как специальное исследование чего-то; как изменение не предмета, а самого субъекта деятельности ученика.

Развивающий урок должен строиться учителем как процесс коллективного труда учеников под его руковод­ством, с четкой системой его организации.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процес­са учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Это должен быть урок, на котором главным работни­ком в процессе обучения является ученик, учебная дея­тельность которого объективно направлена на образова­ние и формирование своей личности, а главным мотивом является учебно-познавательный.

Учитель должен понимать, что ученик не тот, кого он учит, а тот, кто у него учится.

Классические и нестандартные уроки литературы: уроки-концерты, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки-лекции, уроки-семинары, эрудит-марафоны, уроки-встречи, уроки-пресс-конференции и др. - дают учителю-словеснику большую возможность не только давать школьникам глубокие знания по предмету, прививать им прочные навыки и умения, развивать их творческие способности, но и представляют возможность попытаться найти гармонию формы и содержания, чтобы в основе каждого урока был диалог - «совместный поиск истины».

Триста с лишним лет назад Я.А. Коменский (великий мыслитель-гуманист, педагог) писал, что учи­теля в действительности учат только тогда, когда ученики действительно учатся.

Знания, добываемые насильно, душат разум.

Труд учителя нелегок, но подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, поэтому, быть учителем - это большая ответственность перед страной, в которой мы живем.



© 2010-2022