Сценарный план урока русского языка в 6 классе Разряды имен прилагательных

Сценарный план урока русского языка в 6 классе   Тема:Разряды имен прилагательных   Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория   Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс.- М.: Просвещение, 2008 – 2011   Цели урока: Образовательная: ·        дать первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда; ·        усвоить  опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока русского языка в 6 классе Разряды имен прилагательныхСценарный план урока русского языка в 6 классе Разряды имен прилагательныхСценарный план урока русского языка в 6 классе Разряды имен прилагательныхСценарный план

урока русского языка в 6 классе

Тема: Разряды имен прилагательных

Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория

Базовый учебник Баранов М.Т. и др. Русский язык 6 класс.- М.: Просвещение, 2008 - 2011

Цели урока:

Образовательная:

  • дать первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда;

  • усвоить опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных;

  • повторить изученные правила правописания прилагательных;

  • формировать умение употреблять прилагательные в речи;

развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость обучающихся;

  • развивать навыки самоконтроля;

воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку;

  • воспитывать интерес к своему внутреннему миру;

  • воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма;

  • способствовать формированию доброжелательности.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: овладение нормами русского литературного языка; первоначальное представление о разрядах имен прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда, усвоение опознавательных признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: умение настраиваться на работу, желание получать новые знания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умение выстраивать логическую цепь рассуждений, анализировать полученную информацию; формулировать проблему; умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты: уважительное отношение к родному языку.

Ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.

Этапы урока

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё, что знаете, итак, начнём.


  1. Актуализация знаний.

- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)

- О чем эта наука? (О частях речи и их признаках)

- Какую часть речи мы изучаем сейчас? (Прилагательное)

- Что вы знаете об этой части речи? (Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?; изменяется по числам, родам (только в единственном числе) и падежам, может быть в полной или краткой форме, иметь степени сравнения.


  1. Целеполагание и мотивация.

- Сегодня мы продолжим углублять наши знания о прилагательном. О чем конкретно пойдет речь и каковы цели урока вы узнаете чуть позже, а сейчас перед вами фотография. Образуйте, используя увиденное, словосочетания: прилагательное + существительное.

Голубая вода

Голубое небо

Теплое утро

Теплый день

Летние каникулы

Ребячьи голоса

- Вспомним материал предыдущего урока и образуем от этих прилагательных степени сравнения.

(Обучающиеся работают в парах)

Голубая - голубее (более голубая) - голубейшая (самая голубая)

Теплое - теплее (менее теплая) - теплейшая (самая теплая)

(У обучающихся возникает затруднение, т. к. не от всех прилагательных можно образовать степени сравнения)

- Удалось ли вам справиться с заданием? (Нет)

- В чем же причина? (От прилагательных летние и ребячьи нельзя образовать степени сравнения. Нельзя сказать: Эти каникулы более летние, чем другие)

- Почему нельзя? (Прилагательное «летние» обозначает такой признак, который не может быть в большей или меньшей степени)

- Что же нового мы узнали о прилагательном? (Не от всех прилагательных можно образовать степени сравнения.)

- Следовательно, есть прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения, а есть те, от которых степени сравнения образовать нельзя. О чём же сегодня мы будем говорить на уроке? Что нового должны узнать? (Мы выяснили, что есть разные виды прилагательных.)

- Виды мы будем называть разрядами. Какова же тема урока? (Разряды имен прилагательных)

- Запишем её на доске и в тетрадях.

- Каковы же цели урока? (Мы должны узнать, сколько разрядов у прилагательных и как они называются. Научиться определять разряды прилагательного.)


  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

- Подведём итоги тому, что мы уже выяснили. (Существует по крайней мере два разряда прилагательных: от одного можно образовать степени сравнения, а от другого нет.)

- Правильно. Исходя из того, что прилагательное обозначает признак предмета, сформулируйте, какой признак обозначает прилагательное первого разряда. (Они обозначают такой признак, который может быть в большей или меньшей степени.)

- Верно. О таких прилагательных говорят, что они могут «растягиваться».они прямо и непосредственно обозначают качество предмета, мы их будем называть КАЧЕСТВЕННЫМИ.

- Почему же прилагательные второго разряда не могут образовывать степени сравнения? (Они обозначают такой признак, который не может быть в большей или меньшей степени.)

- Правильно. они не прямо обозначают признак, идут в обход и заимствуют свои признаки, называя их через отношение к чему-либо. Такие прилагательные мы будем называть относительными.

- А теперь потренируемся и попробуем описать предмет с помощью прилагательных. Перед вами два мяча, подберите к ним качественные прилагательные.

Большой

Маленький

Легкий

Яркий

- А теперь относительные.

Футбольный

Резиновый

Кожаный


  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

- А теперь посмотрим на словосочетание: ребячьи голоса. Получилось у вас образовать степени сравнения от этого прилагательного? (Нет)

-Можно ли тогда утверждать, что это прилагательное относительное? (Да. Нет)

- Разберёмся, кто прав. Это прилагательное образует степени сравнения? (Нет)

- Оно называет признак прямо или «в обход»? (В обход)

- Сравним оба словосочетания: летние каникулы и ребячьи голоса. Чем они отличаются друг от друга? (Эти словосочетания отвечают на разные вопросы: каникулы (какие?) летние, голоса (чьи?) ребячьи)

- Какой же вывод можно сделать? (Прилагательное ребячьи не является относительным, т. к. отвечает на вопрос чьи?, а относительные отвечают на вопрос какой? И не является качественным, т. к. не имеет степеней сравнения. Следовательно это третий разряд.)

- Верно. Такие прилагательные не образуют степеней сравнения и отвечают на вопрос ЧЕЙ? Они обозначают признак по принадлежности, как бы притягиваются к «хозяину». Эти прилагательные называются ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ.


  1. Реализация построенного проекта

- Посмотрите, у нас образовалась схема, в которой заключен весь новый материал. Попробуем, используя эту схему, рассказать о разрядах прилагательных. (Существует три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Качественные отвечаю на вопрос КАКОЙ? И образуют степени сравнения, относительные отвечают на вопрос КАКОЙ?, но не образуют степеней сравнения, притяжательные прилагательные отвечаю на вопрос ЧЕЙ?

Составим в тетради.

Разряды прилагательных по значению


Качественные относительные притяжательные

Какой? Какой? Чей?

Переменный признак постоянный признак постоянный признак

1.имеет степени _ _

сравнения

2.имеет краткую _ + /-

форму

3.сочетаются с наречием _ _

очень

4.образуют сложные _ _

прилагательные путем повтора

- Проверим правильность нашего решения по учебнику. (Читают правило в учебнике)

- Верный ли наш вывод? Полный ли он? (Вывод верный, но неполный. Качественные прилагательные могут сочетаться со словом ОЧЕНЬ и иметь краткую форму)

- Допишем новые данные в нашу схему.

- Итак, как же определить разряд прилагательного, используя схему? Определим последовательность действий.(1. Поставить вопрос. Если вопрос ЧЕЙ?. То прилагательное относится к разряду притяжательных.

2. Если вопрос КАКОЙ?, то это либо качественное, либо относительное прилагательное.

3. Тогда попробуем или образовать степени сравнения, или подставить слово ОЧЕНЬ, или поставить прилагательное в краткую форму. Если это удаётся, то перед нами качественное прилагательное, если нет, то относительное.)


  1. Здоровье сберегающие технологии (Физминутка)


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- А сейчас, ребята, мы объединим свои силы и поработаем в группах.

Задание 1 группе

Если качественное имя прилагательное обозначает признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, если оно обладает краткой формой и формами степеней сравнения, то какое из предложений содержит качественное прилагательное?

  1. Длинный зверёк поднимался вверх по дереву (А.Яковлев)

  2. Были в его холодцовом мешке аккуратно завёрнутые в тряпочки сахар, соль, табак. (ВЛ.Лидин)

Задание 2 группе:

Если притяжательное прилагательное обозначает принадлежность лицу или живому существу как признак данного предмета, то определите предложение с притяжательным прилагательным.

  1. Тут Федосья увидела гриб, да пребольшой (Вл.Бахревский)

  2. В овечьи старосты у Льва просился Волк (И.Крылов).

Задание 3 группе:

Если относительное прилагательное обозначает постоянный признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени, то является ли имя прилагательное в данном предложении относительным?

Князь показал в окно на молотьбу в овине, овёс озимый, лес, гумно… (Н.Кончаловская)

  1. Да.

  2. Нет.

Задание 4 группе: (сильная группа)

Распределите имена прилагательные по лексико-грамматическим разрядам.

  1. Лишь слышно: от холода звёзд голубые хрящи хрустят (М.Петровых)

  2. И на душе зверей покой лебяжий. О.Мандельштам).

  3. У Саввы, Пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали (И.Крылов)

  4. Столяр взял под мышку какую-то деревянную шкатулку (А.Чехов)

А.Качественное.

Б.Относительное.

В.Притяжательное./ ОТВЕТ: 1А,2А,3В,4Б/

- Проверим правильность ответов. (Выступление каждой группы)

- Теперь надо потренироваться в определении разряда прилагательных. Ученики читают текст, вставляют пропущенные буквы, где нужно, исправляют окончания прилагательных. А потом находят в тексте качественные прилагательные и приводят доказательства того, что эти прилагательные действительно качественные.(Работа выполняется устно)

Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послыш_лся откуда-то из глубины лавк_. И вот из-за угла пок_залась его облад_тельница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древн_я-древн_я, жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие как палочки, ножки. Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни уд_вительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно ю_ая девушка. Она радос_о улыбалась, и её маленькие ножки в старомодных ботиночках слегка пританцов_вали.

Правильный ответ:

(Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послышался откуда-то из глубины лавки. И вот из-за угла показалась его обладательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя, жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие как палочки, ножки. Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни удивительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно юная девушка. Она радостно улыбалась, и её маленькие ножки в старомодных ботиночках слегка пританцовывали.

Прилагательные: тоненький, пискливый-писклив, хрупкая - очень, древняя-древняя - повтор, самая старая - превосх. cтепень; юная - старая(ант.) маленькие - старомодны ( кратк.форма).

-Хотите поиграть? (Да.) Хорошо. Игра называется «Подарок». Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное прилагательные. Притяжательное прилагательное образуйте от своего имени. Например,

дневник - яркий, школьный, Наташин

игрушка - мягкая, плюшевая, ребячья

мяч - красный, резиновый, Ванин


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Взаимопроверка. (Работа в парах)

У вас на столах тестовый материал, который поможет разобраться, насколько хорошо вы усвоили материал урока.

Тест.

Задание1.

Какие признаки называют имена прилагательные относительные?

  1. Цвет предмета.

  2. Признак по времени существования предмета (для какой поры).

  3. Признак по назначению предмета ( для чего)

  4. Признак по материалу, из которого сделан предмет ( из чего)

  5. Внешний вид предмета.

Задание 2.

В каком словосочетании притяжательное прилагательное употреблено в значении других разрядов?

  1. Заячий тулуп.

  2. Заячий тулупчик.

  3. Заячья душа.

А.В значении качественного прилагательного.

В.В значении относительного прилагательного.

Задание 3.

В каком словосочетании относительное прилагательное употреблено в значении качественного?

  1. Фарворовая посуда

  2. Фарворовое личико девушки.

Задание 4.

Какие притяжательные прилагательные пишутся с прописной буквы

  1. (М,м)аринин дневник.

  2. (Г,г)алилеева клятва.

  3. (Т,т)тётина книга.

Задание 5.

В каких формах притяжательных прилагательных надо писать Ь?

  1. Собач…ий, кошач…ий, коз..ий.

  2. Собач..и, кошач..я,коз..я.

  3. Собач..я, кошач..я,коз..я.

  4. Собач..его, кошач..его,коз..его.

Буквенный диктант.

- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас по-ставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».

Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное ка-чественное, О - если относительное, П - если оно притяжательное.

  1. Все мерещится поле с гречихою, в маленьком доме сирень на окне.

  2. Милое детство мое вспоминается мне.

  3. Перед нами простирались Кавказские горы.

  4. Мамины руки помнятся мне.

  5. Меня манит к себе глубокое озеро Байкал.

  6. Ее привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню

волгоградской земли.

  1. Меня покорил честный поступок моего товарища.

  2. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.

  3. Я помню отцово наставленье.

  4. В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.

-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

К К О П К О К О П П


  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какова была основная цель сегодняшнего урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

-Понравилась ли вам работа на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Ваши пожелания

- Всем спасибо за урок. Вы молодцы. Отлично справились со всеми заданиями и с поставленными перед собой целями.

12.Домашнее задание:

параграф 99(«Теория»), упражнение 276 («Практика») или сочинение-рассуждение «Мой необычный день»( с использованием прилагательных) (на выбор).



© 2010-2022