5-класс Значение слова. Однозначные и многозначные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Бекітемін»

«......».........................2015 жыл

Мектеп директоры

........................А.О.Смагулова

КОНСПЕКТ УРОКА.

Класс: 5-класс. Предмет: русский язык. Урок - 19

Дата проведения: 03-ноября 2015-года.

Учитель: Мустафаев Курмангали Арепбаевич.

Тип урока

Комбинированный урок

Цели урока

-формирование представлений о лексической системе русского языка, обогащение словарного запаса и развития речи учащихся;

-создание основы для адекватного восприятия и изучения языка художественных произведений.

Ресурсы

Учебник, флипчарт, слайды, карточки с тестовыми вопросами

Ожидаемые результаты

Развивается умение находить в тексте изученные лексические явления, составлять словарные статьи, совершенствуется у учащихся умение употреблять их в собственной речи, расширяется знание о словарной системе русского языка, пополняется словарный запас учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценка

І.Организационный момент

(4 минуты).

Приветствие. Высказывание своих пожеланий друг другу.

Учащиеся выходят к доске, встают кругом и высказывают свои лучшие пожелания друг другу.

Учитель предлагает своим ученикам выбрать по одному яблоку, которые лежат на столе учителя.Учащиеся, которые выбрали яблоко желтого цвета, садятся за стол «Однозначные слова», а те, которые выбрали яблоко красного цвета, садятся за стол «Многозначные слова». Учащиеся выбирают своего лидера группы. Им разъясняется, что после каждого этапа урока лидеры должны выставлять оценки учащимся другой группы, для чего учитель выдает оценочные листы.

Ученики берут из коробки яблоки и по их цвету делятся на группы. Они садятся за парты и выбирают своего лидера.

ІІ. Проверка домашнего задания

(6 минут).

Учитель выдает группам заранее подготовленные тестовые вопросы по заданию из учебника «Проверьте себя»(каждой группе по 5 вопросов). Им дается время 4 минуты на подготовку своих ответов. По истечении данного времени лидеры проверяют ответы другой группы по ключу, данному на интерактив-ной доске.

Члены групп сообща решают тестовые вопросы и хлопками ладош показывают свою готовность к ответу.

Лидеры групп проверяют ответы другой группы и сообщают свои оценки, которые выставили им.

Ключ правильных ответов тестовых вопросов

Лидеры выставляют оценки.

«Однозначные слова»

«Многозначные слова»

  1. С

  2. В

  3. Д

  4. В

  5. А

  1. С

  2. Д

  3. С

  4. В

  5. В

ІІІ.Вывод.

(2 минуты).

Учитель вместе с учащимися вспоминают пройденные темы о звуках и буквах, их роли в русском языке.

У меня к вам такой вопрос: Что изучает фонетика?

Один из учащихся отвечает: «Фонетика- это раздел науки о языке, где изучаются звуки речи».

ІV. Объяснение новой темы

(11 минут).





















































Веселая физ-культминутка

(3 минуты).

V. Закрепление новой темы

(12 минут).

Да, правильно. Садись, пожалуйста. Если в течение І четверти мы знакомились со звуками и буквами русского языка, то сегодня мы будем говорить о значении слова, как об основной единице слова. Этот раздел русского языка называется «Лексика».

Лексика-это словарный состав языка.

В этом разделе изучаются самостоятель-ные слова с точки зрения их лексического значе-ния, употребления и происхождения.

Каждое слово в языке обозначает предмет, его признак, действие предмета, его количества. То, что обозначает самостоятельное слово, является его лексическим значением. Лексическое значение слова разъяс-яется в Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

Основное значение слова заключается в его корне: ДОМ, ЛЕС, БЕЛЫЙ, ИДТИ и т.д. Давайте вместе послушаем отрывок из стихотворения Шибалова «Всему название дано»:

например, слова ПАРТА, ПАЛЬТО, ТУФЛИ.

ПАРТА означает ученический стол,

ПАЛЬТО - верхняя одежда,

ТУФЛИ - обувь.

Такие слова, обозначающие один предмет и имеющие одно значение, называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.

А теперь послушаем о словах, которые имеют несколько значений:



Такие слова, которые имеют несколько значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ.

Запишите в тетради сегодняшнее число и название темы нашего сегодняшнего урока.

Работа со слайдами:

1-слайд. Дорогие ребята! Сегодня мы узнаем, какие слова называются однозначными, а какие - многозначными. Будем учиться с помощью Толкового словаря определять сколько значений свойственно тому или иному слову.

2-слайд. Слова, имеющие одно значение, называются однозначными.

3-слайд.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.



4-слайд. Многозначное слово ИГЛА.

5-слайд. Сколько в русском языке многозначных слов?

Исследователи, посчитав толкования слов по Толковому словарю, утверждают, что однозначных слов в русском языке около 63%, а вот многозначных слов, соответственно, 37% .

Ребята, наверно, устали. Давайте, выйдем к доске и немного расслабимся.

Выполнение упражнений

1.Упражнение№94. найдите в словарной статье словосочетания с существительными ПОГОДА. Напишите. Переведите устно на родной язык и составьте с ними предложения.

2.Упражнение №95. Составление словарной статьи.Выполняется на интерактивной доске.

Скажите, какое из данных толкований объясняет значение слова ЛУГ, а какое - ПОЛЕ. Значения данных слов напишите на доске.

Слово ЛУГ-это ...

- участок земли, обрабатываемый под посев или

-ровная, заросшая травой земля, где можно косить сено, пасти скот.

Находим эти слова в Толковом словаре и записываем значения данных слов на доске.





6-10-слайды.Тестовая работа(устно).Теперь давайте положите ручки на стол и дайте рукам передышку. Устно поработаем с тестовыми вопросами. Посмотрите на доску, пожалуйста. На доске даны вопросы, на которые каждая группа поочередно должна давать ответы.













11-12-слайды. Интерактивный метод «Карусель».

Загадки.



















Один из учеников группы «Однозначные слова» читает отрывок из стихотворения:

Всему название дано-

И дверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

И все, что могут видеть глаза-

Над нами и под нами,-

Означено словами.



Второй ученик из группы «Многозначные слова» читает загадку о многозначных словах:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке,

А называются ....................(иголка).

Учащиеся записывают в тетради:

Третье ноября.

Значение слова. Однозначные и многозначные слова.

(записывают правило об однозначном и многозначном словах, примеры.)

Слова, имеющие только одно значение, называются однозначными:

БЕГЕМОТ-крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки.

МОРКОВЬ-огородное растение, овощ, со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем.

КАРАНДАШ-письменная принадлежность, графитная палочка, обычно оправленная в дерево.

ПАЛЬТО-верхняя одежда, обычно ниже колен.

Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:

ТАРЕЛКА-

1) спутниковая антенна;

2) посуда круглой формы со слегка приподнятыми краями и широким плоским дном;

3) летательный аппарат;

4) ударный музыкальный инструмент-две круглые и плоские медные пластинки.

ИГЛА-







Дети выходят к доске и встают в ряд. Под музыку выполняют упражнение.

Чудесная погода, холодная погода, перемена погоды, прогноз погоды.

Учащиеся записывают эти словосочетания в тетради, каждый ученик устно переводит на родной язык и читают свои предложения. Составленные предложения записывают в тетради.

Из каждой группы выходит по одному ученику, ищут данные слова в Толковом словаре и записывают их значения на доске.

Группа «Однозначные слова»:

ЛУГ-

Ровная, заросшая травой земля, где можно косить сено, пасти скот.

ЛУГ-однозначное слово.

Грамматические значения: имя существительное, мужской род, множественное число-луга, луговая дорожка.

Группа «Многозначные слова»:

ПОЛЕ-

1.Участок земли, обрабатываемый под посев.

2.Безлесная равнина.

3.Чистая полоса вдоль края листа.

4. Край шляпы.

ПОЛЕ-многозначное слово.

Грамматические значения: имя существительное, средний род, множественное число-поля, полевые

работы.















































Лидеры групп выставляют оценки.

















































Лидеры групп выставляют оценки.



«Однозначные слова»

«Многозначные слова»

1.Отметьте однозначное слово.

АКисть

В)Звезда С)Радуга

2.Укажите верное утверждение.

А)однозначные слова имеют несколько значений

В)однозначные слова имеют одно значение

С)они не имеют лексических значений

3.Отметьте среди данных слов многозначные слова.

А)Кисть

В)Бегемот

С)Компьютер

Д)Труба Е)Ручка

Ж)Автомобиль

4.Найдите однозн. слова.

А)горожанин

В)ручка С)ключ

Д)страус

Е)футбол

Ж)телевизор З)хвост

1.Отметьте многозначное слово.

А)Ветер

В)Солнце С)Иголка

2.Укажите верное утверждение.

А)есть однозначные и многозначные слова

В)все слова только однозначные

С)все слова только многозначные

3.Укажите лексическое значение слова ОЗЕРО.

А)неодушевленный предмет

В)водоем, окруженный сушей

С)поток воды

Д)имя существительное среднего рода

4.Найдите многозначные слова.

А)горожанин

В)ручка С)ключ

Д)страус

Е)футбол

Ж)телевизор З)хвост

1.Летом греет, зимой холодит (.........................).

2.Свищет, гонит, вслед ему кланяются (...............).

3.Красное коромысло через реку повисло (........).

4.Белое покрывало на земле лежало, лето пришло-оно сошло (........).

1.Они обычно для шитья, и у ежа их видел я (..........).

2.В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значений я планка для черчения (...).

3.Что видно только ночью? (..............).

4.Пушистая вата плывет куда-то,

Чем ниже вата, тем дождик ближе (................).

VІ.Вывод урока

(2 минуты).

13-слайд. Важный вывод. В русском языке есть слова, которые называют только один предмет. Такие слова называются ...................

Слова, которые имеют несколько значений, называются .................... Все значения таких слов можно узнать в ..............................словаре.

Учащиеся называют недостающие слова.

VІІ. Оценива-ние учащихся

(2 минуты).

Лидеры групп знакомят учащихся с оценками, выставленными им за пройденный урок.

VІІІ. Домашнее задание

(1 минута).

Тема: Значение слова. Однозн. и многозначные слова(правило).Упр№100. Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть их снизу. Проверить их написание.

Рефлексия

(2 минуты).

14-слайд. Рефлексия «Дерево познания».

По окончанию урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы и плоды.

А:Плоды - я хорошо понял тему и готов объяснить другому.

В.Цветок - я понял тему.

С: Зеленый листик - ничего не понял, но хочу понять.

Ученики прикрепляют на дереве выбранные плоды, цветы или зеленые листья.





© 2010-2022