- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка
Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахомова Е.В. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:
-
совершенствование знаний учащихся в определённой области науки;
-
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности:
- наблюдение;
- самостоятельный анализ фактов;
- выдвижение гипотезы и её проверка;
- формулирование выводов;
-
развитие интеллектуальных способностей учеников;
-
обогащение духовной культуры;
-
развитие личностных качеств учеников:
- коммуникативные, рефлексивные умения;
- презентационные умения и навыки.
1. Этапы исследовательской деятельности в образовательной области «Русский язык»:
- постановка проблемы;
- сбор языкового материала;
- анализ существующих способов описания и методов анализа материала;
- анализ материала.
Исследовательское обучение должно быть направлено не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, развитие логического мышления.
Виды заданий
1. Задания, построенные на сборе языкового материала: Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». 2. «В русских словах приставка не может стоять после корня». 3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». /с успехом применяем в среднем звене/. Задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.
2. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему: Даны примеры, показывающие основные способы словообразования. Найдите ошибочные примеры и подберите более удачные иллюстрации:
приставочный: досрочный, направо;
суффиксальный: орешник, серебряный;
приставочно-суффиксальный: подосиновик, безымянный;
сложение: паровоз, прошлогодний; (с удовольствием ищут и находят).
3. Анализ языкового материала.
Цель: выход на новую информацию
Тема: «Правописание НЕ с наречиями на -о и -е». I. Выдвижение гипотезы.
II. Исследование материала.
1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Старый лес шумит ровно, неумолчно.
2. Мальчик был одет неряшливо. Щенок вскочил и угодил нечаянно лапой в миску.
3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно. Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо.
4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться. Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз.
III. Формулирование вывода, проверка гипотезы.
Ответы учащихся: вывод, формулирование правила. - Вы сформулировали правило. Посмотрим, как звучит оно в учебнике. (гипотезу выдвинули, абсурдных идей не было).
4. Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий. 1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее лексическому значению: колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо. 2. «Эрудит» - раскрыть значение слов: милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство... 3. «Диктор» - расставить ударения: агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент… 4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово, Город - … - пригородный, летать -... - перелётный, вода - подводный, прохлада - прохладненький. 5. «Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать словам новое ЛЗ. Астрология - раздел ботаники, баранка - овца, бездарь - тот, кому ничего не подарили, весельчак - гребец, изверг - вулкан, стриж - парикмахер (фантазия детей неистощима).
5. Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие. Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но не всегда Грамматика столь холодна к человеку. Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою морфологическую сущность предложениях о внутреннем состоянии человека, окружающей его среды. Именно в Категории состояния Грамматика выражает свою заинтересованность: «Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?» Категория состояния - молодая часть речи, образованная на базе наречия, У неё нет окончания, она не изменяется. Но это не мешает ей быть единственным главным членом предложения - сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И только ей - молодой и дерзкой - всё нипочём! (Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя).
Рождение слова: поиски, находки.
Исследование духовно- нравственной нагрузки слова.