Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка

Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:

  • совершенствование знаний учащихся в определённой области науки;

  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности:

- наблюдение;

- самостоятельный анализ фактов;

- выдвижение гипотезы и её проверка;

- формулирование выводов;

  • развитие интеллектуальных способностей учеников;

  • обогащение духовной культуры;

  • развитие личностных качеств учеников:

- коммуникативные, рефлексивные умения;

- презентационные умения и навыки.

1. Этапы исследовательской деятельности в образовательной области «Русский язык»:

- постановка проблемы;

- сбор языкового материала;

- анализ существующих способов описания и методов анализа материала;

- анализ материала.

Исследовательское обучение должно быть направлено не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, развитие логического мышления.

Виды заданий

1. Задания, построенные на сборе языкового материала: Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. 1. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». 2. «В русских словах приставка не может стоять после корня». 3. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». /с успехом применяем в среднем звене/. Задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.

2. Задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему: Даны примеры, показывающие основные способы словообразования. Найдите ошибочные примеры и подберите более удачные иллюстрации:

приставочный: досрочный, направо;

суффиксальный: орешник, серебряный;

приставочно-суффиксальный: подосиновик, безымянный;

сложение: паровоз, прошлогодний; (с удовольствием ищут и находят).

3. Анализ языкового материала.

Цель: выход на новую информацию

Тема: «Правописание НЕ с наречиями на -о и -е». I. Выдвижение гипотезы.

II. Исследование материала.

1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Старый лес шумит ровно, неумолчно.

2. Мальчик был одет неряшливо. Щенок вскочил и угодил нечаянно лапой в миску.

3. Солнце, пробиваясь сквозь тучи, светит не радостно, а грустно. Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо.

4. Ему было больно и вовсе не понятно, как отсюда выбираться. Иван взмахнул руками и совсем не осторожно сорвался вниз.

III. Формулирование вывода, проверка гипотезы.

Ответы учащихся: вывод, формулирование правила. - Вы сформулировали правило. Посмотрим, как звучит оно в учебнике. (гипотезу выдвинули, абсурдных идей не было).

4. Игровая деятельность на уроке как разновидность развивающих технологий. 1.«Справочное бюро» - выбрать слово, соответствующее лексическому значению: колорит, компонент, комфорт, компромисс - составная часть чего-либо. 2. «Эрудит» - раскрыть значение слов: милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство... 3. «Диктор» - расставить ударения: агент, баловать, ломоть, ракушка, хаос, цемент… 4. «Матрёшки» - восстановите пропущенное слово, Город - … - пригородный, летать -... - перелётный, вода - подводный, прохлада - прохладненький. 5. «Бестолковый словарь лингвиста-шутника» - дать словам новое ЛЗ. Астрология - раздел ботаники, баранка - овца, бездарь - тот, кому ничего не подарили, весельчак - гребец, изверг - вулкан, стриж - парикмахер (фантазия детей неистощима).

5. Сочинять на лингвистические темы - увлекательное занятие. Грамматическая система языка строга, всё в ней точно и обоснованно. Суровым равнодушием веет от многочисленных правил, касающихся употребления в речи различных слов. Но не всегда Грамматика столь холодна к человеку. Есть в ней удивительная часть речи, которая проявляет свою морфологическую сущность предложениях о внутреннем состоянии человека, окружающей его среды. Именно в Категории состояния Грамматика выражает свою заинтересованность: «Каково тебе, Человек? Каков мир вокруг тебя?» Категория состояния - молодая часть речи, образованная на базе наречия, У неё нет окончания, она не изменяется. Но это не мешает ей быть единственным главным членом предложения - сказуемым - при отсутствии действующего лица. Какая ещё часть речи осмелилась бы выражать состояние души человека? И только ей - молодой и дерзкой - всё нипочём! (Переход в иное психологическое состояние, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя).

Рождение слова: поиски, находки.

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка

Исследование духовно- нравственной нагрузки слова.

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках русского языка

© 2010-2022