Внеклассное мероприятие Золотой 19 век

Ведущая (1): В мире всегда что-то меняется... Проходят эпо­хи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращают­ся в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания — это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память — одно из самых благо-даров неба, — говорил Ильич Чайковский. Есть какая-то не­разрешимая загадка в притяга­тельности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совер­шить путешествие в Россию XIX века. (Звучит романс «Я тебе ничего не ска­жу»...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Золотой

XIX

век.







Ведущая (1): В мире всегда что-то меняется... Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память - одно из самых благо-даров неба, - говорил Ильич Чайковский. Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию XIX века.

(Звучит романс «Я тебе ничего не скажу» (муз. Т. Толстой, ел. А. Фета.)

ЧТЕЦ:

Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывем вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Мы откроем старинный сундук,

Пыль времен отряхнем мыс событий,

Из реки дней ушедших к нам вытек.

И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья...

XIX век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

Л. Рубальская. Во все времена


Ведущая(1): XIX век... Его еще называют «золотым веком» русской культуры. После победы Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет литературы, музыки, живописи, философии... В это время в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. Самым знаменитым был салон княгини Зинаиды Волконской, прославленной красавицы, певицы, писательницы. На вечерах в ее доме собиралось самое блестящее общество Москвы. Здесь бывали В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, И. С. Тургенев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин. В салоне устраивались литературные чтения, концерты, театральные представления. Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производило особое впечатление ее звучный контральто. Вот как писал об этом Иван Козлов...

ЧТЕЦ:

Мне говорят: «Она поет -

И радость тихо в душу льется,

Раздумье томное найдет,

В мечтанье сладком сердце бьется;

<...>

А я, я слез не проливал,

Волшебным голосом

Я только помню, что :

Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые!

И. Козлов. Княгине 3. Волконской

ВЕДУЩАЯ (2): Посещал салон Зинаиды Волконской молодой поэт Дмитрий Веневитинов. Вы слышали историю о перстне. Нет? Тогда позвольте рассказать вам ее. Юный поэт был красавцем в полном смысле этого слова: высокий рост, точеная фигура, громадные глаза, длинные ресницы... Он был влюблен в Зинаиду Волконскую, посвящал ей стихи. Княгиня I вала дань уму и таланту: нова, но не более того. При переезде поэта из Москвы в Петербург в знак дружеского расположения Волконская подарила ему перстень, найденный в 1806 году при раскопках Помпеи - города, погибшего во время извержения Везувия.

ВЕДУЩАЯ (1): Веневитинов прикрепил перстень к часам в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью.

ЧТЕЦ:

Ты был отрыт в могиле пыльной,

Любви глашатай вековой,

И снова пыли ты могильной

Завещан будешь, перстень мой.

Но не любовь теперь тобой

Благословила пламень вечной

И над тобой, в тоске сердечной,

Святой обет произнесла...

Нет! дружба в горький час прощанья

Любви рыдающей дала

Тебя залогом состраданья.

О, будь мой верный талисман!

Храни меня от тяжких ран

И света, и толпы ничтожной,

От едкой жажды славы ложной.

От обольстительной мечты

И от душевной пустоты.

Д. Веневитинов. К моему перстню

ВЕДУЩАЯ (2): Через четыре месяца после отъезда в Петербург весной 1827 года Веневитинов простудился и умер. Он прожил всего 21 год. В последние часы жизни друзья надели перстень на безымянный палец его правой руки...

ВЕДУЩАЯ (1): Одним из самых распространенных развлечений высшего света были балы. Вот как описывает бал в Зимнем дворце французский писатель и путешественник Теофиль Готье...

ЧТЕЦ (читает): «Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаг, в ногу с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходят из положения, и о многих из них можно сказать: "Богиню видно по походке". Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!»

ВЕДУЩАЯ (1): Дамы сильно уставали на балах и во время визитов. Основу кринолина* делали из металла - попробуйте потаскать с собой такую тяжесть, не говоря уже о том, чтобы станцевать. Ах, эти кринолиновые платья! Они словно созданы были для того, чтобы придать женской фигуре особую величавость. Кроме того, кринолин четко обозначал дистанцию, на которую можно было приблизиться к женщине. Вот почему кринолин называли еще «магическим кругом».

ВЕДУЩАЯ (2): Но кринолин был крайне неудобен в повседневной жизни. В одном юмористическом французском журнале того времени поместили такую карикатуру: дама идет по узкой садовой дорожке, сминая своей пышной юбкой все цветы с боковых клумб. Садовник, глядя ей вслед, вздыхает: «Лучше бы по цветнику прошел ураган, чем этот противный кринолин!»

ВЕДУЩАЯ (1): У женщин золотого века было множество милых аксессуаров - сумочки, лорнеты, зонтики, веера. Лорнет - это маленькие очки с ручкой. Их прикрепляли к цепочке и носили на шее, не столько для того, чтобы лучше видеть, сколько для игры. Обращение с лорнетом - целая наука: светская женщина знала, как при помощи этих очков подать знак кавалеру или выразить пренебрежение собеседнику. То же касается и веера. Существовал скрытый «язык вееров», с помощью которого девушка на балу могла преспокойно болтать со своим возлюбленным, не привлекая внимания окружающих. Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов избранник узнавал час свидания.

ЧТЕЦ:

Во дни веселий и желаний

Я от балов был без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин. Евгений Онегин

ВЕДУЩАЯ (2): Юных девушек с шестнадцати лет начинали выводить в свет. И это было огромным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздника, суматошных сборов, волнения. Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывается первый бал Наташи Ростовой...

ВЕДУЩАЯ (2): «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной..."

Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в лицо князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство... Князь предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаянье и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров... Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо сияло восторгом счастья».

ЧТЕЦ:

Сияет торжественно зала,

В ней сотни блестящих гостей;

Гордятся хозяева бала

Вельможной палатой своей.

<...>

Открыты широкие окна;

Весь Невский огнями горит;

И на небе облак волокна

Луна-чародей серебрит...

Алмазы, цветы и наряды

На девах и женах блестят;

Все веселы, счастливы, рады...

Сердца наслажденьем кипят.

Одна, затаивши глубоко

Заветную думу мою,

Готовясь к разлуке далекой,

Печально в толпе я стою.

И все говорят:

«Как вы бледны!.. Что с вами?..

Рассмейтесь скорей!..

Вот вальс загремел уж победный,

Звучит все призывней, живей!..

Вам любы его упоенья?..

Спешите!.. - он вылечит вас!..»

Но тщетно!.. На все приглашенья

Ответ мой - бессменный отказ!..

<...> Е. Ростопчина. Последнее слово

ВЕДУЩАЯ (1): Стихотворение написано Екатериной Ростопчиной. Стихи она начала писать рано: с 7-ми лет по-французски, с 13-ти по-русски. В 18 лет на первом своем балу у московского губернатора князя Д. В. Голицына Екатерина познакомилась с Пушкиным. Пушкин так заинтересовался пылкими и восторженными излияниями юной собеседницы, что провел с нею большую часть вечера.

Гораздо позже на обедах у Ростопчиных бывали В. А. Жуковский, князь П. А. Вяземский, князь В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев. За день до своего смертельного поединка у графини Ростопчиной обедал Пушкин. А вот какие строки адресовал поэтессе М. Ю. Лермонтов...

ЧТЕЦ:

Я верю: под одной звездою

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

<...> М. Лермонтов. Графине Ростопчиной

ВЕДУЩАЯ (2): Кроме балов, в шумных светских гостиных Петербурга и Москвы устраивались балы-маскарады. Приглашенные на маскарад должны были прибывать в костюмах, которые преображали их до неузнаваемости.

Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

<...> М. Лермонтов. Маскарад

Вот как описывал Теофиль Готье свое посещение маскарада в дворянском собрании...

ЧТЕЦ: «Я всегда испытываю затруднение, когда речь идет о домино, запрятанном в атласный мешок с опущенным на лоб капюшоном и в маске с длинной, как у отшельника, бородой. Единственной вещью, которую позволено было увидеть, была достаточно узкая маленькая ручка, затянутая в черную перчатку. Ее окружала слишком большая тайна... К тому же у меня есть один недостаток, который мне мешает слишком пылко пускаться в авантюры балов-маскарадов. За маскарадным костюмом я всегда легче представляю уродство, чем красоту...»

ВЕДУЩАЯ (1): Бал-маскарад - это тайные встречи среди толпы, это лукавые взгляды и смелые слова, признания и обольщение, это знакомство и поединок душ...

ЧТЕЦ:

Мы странно сошлись.

Средь салонного круга,

В пустом разговоре его,

Мы словно украдкой, не зная друг друга,

Свое угадали родство.

И сходство души не по чувства порыву,

Слетевшему с уст наобум,

Проведали мы, но по мысли отзыву

И проблеску внутренних дум.

Занявшись усердно общественным вздором,

Шутливое молвя словцо,

Мы вдруг любопытным,

внимательным взором

Взглянули друг другу в лицо.

<...> И, свидясь, в душе мы чужой отголоска

Своей не старались найти,

Весь вечер вдвоем говорили мы жестко,

Держа свою грусть взаперти.

<...> К. Павлова «Мы странно сошлись. Средь салонного круга...»

(Звучит романс «Я тебе ничего не скажу» (муз. Т. Толстой, ел. А. Фета.)

ВЕДУЩАЯ (2): У каждой эпохи свой идеал женщины. В XIX веке в высшем свете здоровье представлялось чем-то вульгарным, и женщина должна была быть бледной, мечтательной и грустной.

ЧТЕЦ:

Студил Петербург разгулявшийся ветер,

По звездному небу катилась луна.

Прекрасная дама летела в карете,

Вся в локонах темных, горда и нежна.

Моя незнакомка из прежних столетий,

С картины сойди и на миг оживи.

Хочу я с тобой прокатиться в карете

По грустным мгновеньям минувшей любви.

Я свечи зажгу и у зеркала сяду,

И там, в Зазеркалье, пригрезится мне

Прекрасная дама с заплаканным взглядом,

И ветер студеный забьется в окне.

Л. Рубальская. Прекрасная дама

ВЕДУЩАЯ (1): Вот она, «незнакомка из прежних столетий», - «Незнакомка» работы Ивана Крамского. (Показывает репродукцию картины И. Н. Крамского «Неизвестная».)

ВЕДУЩАЯ (2): Женщины в XIX веке наперекор общественному мнению начинают играть все большую роль в общественной жизни. Они входят в мир, который ранее считался «мужским». Вспомните кавалерист-девицу Надежду Дурову. И в литературе женщины тоже пытались найти свое место. Среди них было много талантливых поэтесс. Например, Елизавета Кульман.

ВЕДУЩАЯ (1): Елизавета была необыкновенным ребенком. В 9 лет она уже свободно владела семью языками и была фанатично влюблена в Античность. Двенадцатилетним подростком Елизавета перевела на 5 языков древнегреческого поэта Анакреона, и качество этих переводов вызвало восхищение ценителей. К сожалению, поэтесса умерла в юном возрасте.

ВЕДУЩАЯ (2) (показывает книгу): В сборнике «Царицы муз» собраны стихи русских поэтесс XIX века. И все же их имена не так известны нашему современнику, как имена поэтов-мужчин.

ЧТЕЦ:

<...>

Но не исполнить мне такого

назначенья, Но не достигнуть мне желанной

вышины! Не все источники живого

песнопенья, Не все предметы мне доступны

и даны: Я женщина! Во мне и мысль

и вдохновенье Смиренной скромностью быть

скованы должны!

Е. Ростопчина. Черновая

книга Пушкина

ВЕДУЩАЯ (2): Эти строки принадлежат Евдокии Ростопчиной.

ВЕДУЩАЯ (1): Для светской женщины XIX века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать. Играли дамы вполне профессионально.

ЧТЕЦ:

Затих блестящий зал и ждет, как

онемелый...

Вот прозвучал аккорд под

опытной рукой, •

И вслед за ним, дрожа, неясный

и несмелый,

Раздался струнный звук -

и замер над толпой.

<...>

То был родной мне звук: душа

моя узнала

В нем отзвук струн своих, -

и из моих очей,

Как отлетевший сон, исчезли

стены зала,

И пестрота толпы, и яркий блеск

огней!

Светло и широко объятья

распахнувший

Иной, прекрасный мир открылся

И только видел я смычок

к струнам прильнувший,

Да бледное лицо артистки

молодой.

С. Надсон. Яеиег/е

(Звучит романс «Для меня ты все...» (муз. А. Титова, ел. К. С. Ш.)

ВЕДУЩАЯ (1):

Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Б. Ахмадулина. Свеча

9



© 2010-2022