План – конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Обобщение изученного

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средней общеобразовательной школы
с. Троицкое муниципального района Сызранский

Самарской области








План - конспект

урока русского языка в 5 классе.


Тема:

План – конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Обобщение изученного.





Использован УМК

Русский язык. 5класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И Кулибаба, Н.В.Ладыженская.


Разработал:

учитель русского языка

и литературы

Красильникова Н.А.


Методическая разработка урока.

Класс: 5

Тема урока: Фонетика. Обобщение изученного.

Цель урока: закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений

Задачи:

1). Образовательные:

* выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на

предыдущих уроках по теме

* обобщить материал как систему знаний по теме «Фонетика»

2). Развивающие:

* развивать коммуникативно-речевые умения

* развивать познавательный интерес

* развивать информационные компетентности

3). Воспитательные:

* воспитывать любовь к русскому языку

* воспитывать общую культуру

Место проведения: компьютерный класс.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, кроссворд, карточки, доска,

пакет с заданиями игры

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Мультимедийная презентация «Цветы и звуки» с элементами беседы.

  4. Работа в парах - кроссворд.

  5. Проверь себя.

  6. Игра «Кто быстрее?»

  7. Работа по карточкам.

  8. Мониторинг знаний по теме «Фонетика»

  9. Подведение итогов урока.

  10. Информация о домашнем задании.

Ход урока:

Вопросы учащимся

Слово учителя

1.Организационный момент.

Приветствие учителя, сообщение темы и цели урока.

(Презентация, слайд №1)

2.Вступительное слово учителя.

Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев, плеск волн, звон капели… Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. Да и в самом деле, какое отношение к языку имеет, например, скрип дерева?

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

Представляете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, надо всего 42 звука! Итак, тема нашего урока Фонетика.

(ru.wikipedia.org/)

3.Мультимедийная презентация «Цветы и звуки» с элементами беседы.

(troickoe.siteedit.su/files/5_klass_fonetika.rar)

Предлагаю вместе отправиться на экскурсию. Вы согласны? Я буду вашим экскурсоводом, а вы моими внимательными слушателями и самыми лучшими помощниками.

Ребята, вам нравятся цветы?

Наша экскурсия называется «Цветы и звуки речи».

(Слайд №2)

Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи.

(Слайды №3, №4)

(После ответа учащихся на поставленный ? слайда №3 - назови раздел науки, что учить нас просит звуки - появляется ответ слайда №4.)

На какие группы делятся звуки речи?

(Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

Какие звуки являются гласными?

(Звуки, состоящие только из голоса, называются гласными.)

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. Из голоса мы состоим,

А сами такие прекрасные!

Дружить с вами очень хотим,

Зовёмся же звуками ???

(Слайд №5)

(Слайд №6)

(ответ-подтверждение на вопрос слайда №6 - сколько гласных звуков в слове? - появляется после ответа учащихся)

Какие звуки являются согласными?

(Звуки, состоящие из голоса и шума, называются согласными.)

В каждом согласном звуке есть шум.

(Слайд №7)

Отражаются ли на письме позиционные чередования гласных и согласных?

(Позиционные чередования на письме не отражаются.)

Не только отдельные звуки, но и их замена - чередования - изучаются в фонетике. Так бывает, когда один и тот же звук попадает в разные позиции. Поможем звукам!!! (Слайд №8: верный ответ отображается на слайде через некоторое время)

Минутка релаксации.

Цветы, цветы, цветы, цветы…

О Боже! Как они прекрасны!

В них прелесть нежной красоты

В день солнечный и в час ненастный.

Чудесный букет из цветов о чувствах нам скажет без слов. Вы молодцы! Своей работой дарите мне дивный букет, и я счастлива.

Какими бывают гласные звуки?

(Гласные звуки бывают ударными и безударными.)

Молодцы, дети!

(Слайд №10)

Ребята, а как вы думаете, наша экскурсия изучающая или закрепляющая?

(Наша экскурсия закрепляющая.)

Вы правы! Конечно же, закрепляющая, так как мы повторяем и обобщаем изученное.

Продолжим с тем же успехом.

(Слайд №11)

Готовы шагать дальше?

Замечательная у нас получается экскурсия!

(Слайды №12 - №15)

(Слова на слайдах: твёрдыми, мягкие, глухие, сонорные - проявляются по ходу ответов учащихся.)

Что такое фонетическая транскрипция слова?

(Это запись специальными знаками, что передают все тонкости произношения.)

Прочитайте-ка по транскрипции слова названия цветов.

(Слайд № 16)

Поэтическая страничка: Татьяна, Денис и Анастасия прочтут стихи.

(Слайды №17 - №19)

Спасибо ребятам за минутку поэзии.

Чем отличается звук от буквы?

(Букву мы пишем, а звук произносим.)

О букве говорят, что она обозначает звук. Не произносите вместо звука название буквы (слайд №20).

В слове МАК количество звуков и букв совпадает, но не во всех словах так же бывает.

(Слайд №21)

В каких словах количество звуков и букв совпадает?

В каких слова количество звуков больше, чем букв?

В каких словах количество букв больше чем звуков?

Почему?

Ребята, отгадайте загадку:

Тридцать три

родных сестрицы

На одной живут

странице.

(Алфавит.)

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы Ъ и Ь.

(Слайд №22)

Прочитаем алфавит хором.

Историческая справка: материал на слайде №23 озвучит Ксения.


Какое чудо совершают буквы?

(Люди складывают из них много-много слов.)

А звуки?

(Дают возможность слова произносить.)

(Слайд №24) По лесной ….

Красотой вокруг любуясь,

Говорят они, волнуясь:

«Дети нас должны узнать!»

Братцы просят их назвать.

(Буквы выскакивают на слайд после ответа детей.)

Буквы Ь и Ъ звука не имеют.

Почему фонетика дружит с орфографией?

(Потому что буквы пишутся не по произношению.)

Проверим знание орфограмм.

(Слайд №25)

Начинаем орфографическую перекличку.

(Слайды №26 - №31: дети формулируют правило, а затем проецируется слайд с правильным ответом.)

Каким буквам отведена двойная роль?

(Двойная роль отведена буквам е, ё, ю, я)

(Слайд №32)

Е, Ё, Ю, Я! Е, Ё, Ю, Я!

Мы буквы непростые,

Ведь можем мы порой,

друзья,

Вам звуки дать двойные.

Это - буквы с сюрпризом.

Что называется орфоэпией?

(Орфоэпия - раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.)

Прочитайте слово, исправив ошибку. (Слайд №33)

(Верный вариант произношения высвечивается на слайде позже.)

Орфоэпия учит нас правильно произносить слова.

Как называется разбор слова по буквам и звукам?

(Такой разбор называется фонетическим.)

Вспомним порядок фонетического разбора.

(Слайд № 34)

4.Работа в парах: разгадывание кроссворда.

(slideshare.net/krasilnikovana)

5.Проверь себя.

(Используются слайды из презентации № 35-46)

6.Игра «Кто быстрее?» Используется гонг.

Класс делится на две команды: команда «Буквы» и команда «Звуки».

7.Работа по карточкам.

Карточка - фонетика

slideshare.net/krasilnikovana

8. Мониторинг знаний по теме «Фонетика»

(slideshare.net/fedulova07/fonetika1)

9.Подведение итогов урока.

Наш урок заканчивается.

Назовите тему урока?

Что мы выполняли на уроке, работая по теме?

Что на уроке понравилось больше всего?

Выставим оценки, заработанные вами в ходе урока.

Отдельно будет поставлена отметка за выполнение заданий по карточкам. Об этом вы узнаете в начале следующего занятия.


10. Информация о домашнем задании.

Подготовить связный рассказ на тему «Что я знаю о фонетике?»


© 2010-2022