- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Почему в щЁтке - Ё, а в трещОтке - О?
Почему в щЁтке - Ё, а в трещОтке - О?
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евтушенко Л.В. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4
РУССКИЙ ЯЗЫК - 5 класс
Сценарный план урока
Тема урока
Правописание букв О-Ё в корнях слов после шипящих
*** Почему в щётке - ё, а в трещотке - о ?
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Сверхзадача урока
Учить детей различать разные виды орфограмм в корнях слов, чтобы применить нужное правило при выборе правильного написания.
Технологии
-
развивающего обучения,
-
проблемного обучения,
-
проектной деятельности,
-
здоровьесбережения,
-
поэтапного формирования умственных действий
Цель урока
-
активизировать недавно освоенные знания о видах орфограмм в корне;
-
повторить и закрепить орфограммы № 12,13;
-
учить формулировать тему и цели урока;
-
учить подводить итог урока по Листам самооценки.
Планируемый результат
-
видеть, в какой морфеме находится орфограмма;
-
уметь дифференцировать орфограммы в корне;
-
находить нужный алгоритм действий для выбора правильного написания той или иной орфограммы;
-
освоить алгоритм принятия верного решения по орфограмме № 14.
Основные понятия
Орфограмма, корень слова, шипящие согласные, чередующиеся гласные, родственные слова.
Межпредметные связи
Литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова «Русский язык. 5 классе» 2 часть
Методическое пособие, наглядный материал, раздаточный материал, классная доска зеленая, белая.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель - активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
I этап. Организационный момент.
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
II этап. Актуализация знаний.
Цель -
Работать с информацией, представленной на раздаточных карточках.
ТЕКСТ № 1.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по обсуждению орфографически безграмотного текста.
Для сравнения и в качестве аргументации привлечь внимание к ТЕКСТУ № 2 (на обороте).
II этап. Актуализация знаний.
Случайно ли,
Как вы считаете, для чего необходимо изучать орфографические правила?
Какой из двух предложенных текстов быстрее и легче воспринимать?
Работа с записанным на доске стихотворением Н. Асеева.
Обозначить типы орф.в корне
II этап. Актуализация знаний.
-Какие типы орф.вы встретили?
-Как верно определить выбор орф.?
-Расскажите о выборе орф. № 13 в корнях с чередованием.
Познавательные УУД
Интерактивная зарядка
III этап. Изучение нового материала.
Цель - Познакомить учащихся с
Участвовать в работе по обсуждению вопросов
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу по изучению
Обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
2. Проблемная задача «Щётки-трещотки»
3. Раздать карточки с текстом о Нильсе.
4. записать на доске неск-ко слов в столбик
III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:
1.На доске скороговорки. Читаем.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Волки рыщут, пищу ищут.
На проговаривание каких звуков направлены скороговорки?
(шипящие Ж Ш Ч Щ)
-Назовите. Шипящие - сигнал, что в слове есть орфограмма. Предположите, какова тема урока? Приоткрою часть после шипящих.
Какие правила связаны с шипящими согласными?
ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
2. (Орф. в корне, суффиксе)
3. Как правильно выбрать орф.в корне?
4. Шёпот, шорох, щётка, чёлка, шов.
(Попробуйте изменить слово,подобрать родственное так, чтобы изменилось ударение)
III этап. Изучение нового материала.
Работа в парах
- В какой морфеме и в какой позиции находится орфограмма?
- Необходимо списать текст о Нильсе.
2. Попробуйте разбить слово на морфемы…
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
IV этап. Проектная деятельность
Работа в СПРАВОЧНИКАХ. Занесение схемы по орф.14.
V этап. Закрепление изученного.
Цель - научиться высказывать свою точку зрения и принимать чужую
Работать с информацией, представленной в форме презентации.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
IV этап. Закрепление изученного.
Закрепление изученного.
Работа в тетрадях
С.37, упр 457
IV этап. Закрепление изученного.
Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
*Интерактивная зарядка
VI. Домашнее задание
п. 86, упр.459; выучить орфограмму № 14;
* на листах А-4 составить Схемы-алгоритмы по орфограммам 12, 13
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности проводится по Листу самооценки
Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.