Почему в щЁтке - Ё, а в трещОтке - О?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

РУССКИЙ ЯЗЫК - 5 класс


Сценарный план урока

Тема урока

Правописание букв О-Ё в корнях слов после шипящих

*** Почему в щётке - ё, а в трещотке - о ?

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Сверхзадача урока

Учить детей различать разные виды орфограмм в корнях слов, чтобы применить нужное правило при выборе правильного написания.

Технологии

  • развивающего обучения,

  • проблемного обучения,

  • проектной деятельности,

  • здоровьесбережения,

  • поэтапного формирования умственных действий

Цель урока

  • активизировать недавно освоенные знания о видах орфограмм в корне;

  • повторить и закрепить орфограммы № 12,13;

  • учить формулировать тему и цели урока;

  • учить подводить итог урока по Листам самооценки.

Планируемый результат

  • видеть, в какой морфеме находится орфограмма;

  • уметь дифференцировать орфограммы в корне;

  • находить нужный алгоритм действий для выбора правильного написания той или иной орфограммы;

  • освоить алгоритм принятия верного решения по орфограмме № 14.

Основные понятия

Орфограмма, корень слова, шипящие согласные, чередующиеся гласные, родственные слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова «Русский язык. 5 классе» 2 часть

Методическое пособие, наглядный материал, раздаточный материал, классная доска зеленая, белая.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Диагностирующие задания каждого этапа


I этап. Организационный момент.

Цель - активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель -

Работать с информацией, представленной на раздаточных карточках.

ТЕКСТ № 1.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по обсуждению орфографически безграмотного текста.

Для сравнения и в качестве аргументации привлечь внимание к ТЕКСТУ № 2 (на обороте).


II этап. Актуализация знаний.

Случайно ли,

Как вы считаете, для чего необходимо изучать орфографические правила?

Какой из двух предложенных текстов быстрее и легче воспринимать?

Работа с записанным на доске стихотворением Н. Асеева.

Обозначить типы орф.в корне

II этап. Актуализация знаний.

-Какие типы орф.вы встретили?

-Как верно определить выбор орф.?

-Расскажите о выборе орф. № 13 в корнях с чередованием.

Познавательные УУД

Интерактивная зарядка


III этап. Изучение нового материала.

Цель - Познакомить учащихся с

Участвовать в работе по обсуждению вопросов

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока


2. Проблемная задача «Щётки-трещотки»

3. Раздать карточки с текстом о Нильсе.

4. записать на доске неск-ко слов в столбик

III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового:

1.На доске скороговорки. Читаем.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Волки рыщут, пищу ищут.

На проговаривание каких звуков направлены скороговорки?

(шипящие Ж Ш Ч Щ)

-Назовите. Шипящие - сигнал, что в слове есть орфограмма. Предположите, какова тема урока? Приоткрою часть после шипящих.

Какие правила связаны с шипящими согласными?

ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

2. (Орф. в корне, суффиксе)

3. Как правильно выбрать орф.в корне?

4. Шёпот, шорох, щётка, чёлка, шов.

(Попробуйте изменить слово,подобрать родственное так, чтобы изменилось ударение)

III этап. Изучение нового материала.

Работа в парах

- В какой морфеме и в какой позиции находится орфограмма?

- Необходимо списать текст о Нильсе.





2. Попробуйте разбить слово на морфемы…

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап. Проектная деятельность

Работа в СПРАВОЧНИКАХ. Занесение схемы по орф.14.

V этап. Закрепление изученного.

Цель - научиться высказывать свою точку зрения и принимать чужую

Работать с информацией, представленной в форме презентации.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.


Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

Закрепление изученного.

Работа в тетрадях

С.37, упр 457

IV этап. Закрепление изученного.

Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)



Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД



*Интерактивная зарядка


VI. Домашнее задание

п. 86, упр.459; выучить орфограмму № 14;

* на листах А-4 составить Схемы-алгоритмы по орфограммам 12, 13

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности проводится по Листу самооценки

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.













© 2010-2022