- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку Тайны текста
Программа элективного курса по русскому языку Тайны текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Воронина В.М. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сатинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
Педагогического совета №
Протокол № Директор школы: /Т.Н.Демина/
Рабочая программа
по учебному предмету
элективный курс «Тайны текста»
9 класс
2015 - 2016 уч. год
Пояснительная записка.
Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умения создавать тексты, соответствующие намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно - ориентированного обучения языку и речевой деятельности.
Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется свойствами и коммуникативными функциями. Основным свойством текста является его способность содержать информацию разных видов - предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и т.д. Основная коммуникативная функция текста - передавать эту информацию. Только в тексте могут быть наиболее полно реализованы речевые интенции говорящих (пишущих), и только в тексте могут найти наиболее полную реализацию коммуникативные функции языка. Естественно поэтому завершить языковое образование учащихся основного звена изучением типологии, структуры и функций текста и развитием практических навыков его адекватной интерпретации, извлечения информации различных видов, способам его информационной переработки, функционально - дифференцированной оценки, словом, развить навыки адекватного восприятия, оценки и создания текста.
Умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать, осуществлять над ним информационные операции, владеть навыками создания отобранных видов и разновидностей текста необходимо не только школьнику, но и студенту, и специалисту гуманитарного профиля. Такое умение, строго говоря, вообще является необходимым условием современной научно - производственной и общественной деятельности.
Системная функция предлагаемого курса - поддержать изучение русского языка на заданном уровне; курс предназначен для старшеклассников школ, завершающих свое образование на основной общей ступени.
Для анализа оценки, переработки и создания текстов по образцу используются тексты разных жанров научного, учебно - научного, научно - популярного, публицистического и официально - делового стилей речи.
Цель курса - развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
-
систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
-
познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;
-
научить анализировать смысловую и логико - композиционную структуру текста;
-
научить извлекать из текста - источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты - конспекты, аннотации, рефераты и т.д.;
-
научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно - тематического типа, адекватные ситуации общения и стилевым нормам, характерным для данного жанра;
-
развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;
-
развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения - изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;
Курс базируется на современных подходах к обучению, языку - коммуникативном и текстоцентрическом. Особое внимание уделяется культуре речи, оцениваемой на уровне целого текста.
Теоретическую основу курса составляют следующие группы понятий:
-
коммуникация, коммуникативный акт, адресат коммуникации, коммуникативное намерение, коммуникативная функция, коммуникативный эффект, ситуация общения, коммуникативные роли, коммуникативная единица;
-
текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость; структура текста;
-
типология текстов, типологизирующие признаки, понятие «тип текста» и основные типы текстов;
-
операции над текстом: смысловой анализ текста - источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации из разных текстов - источников, комментирование и оценка информации текста - источника, описание содержания текста и анализ его структуры.
Основные формы организации занятий - лекции - беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Курс рассчитан на 17 часов, из них 8 часов - лекции,9 - практические занятия.
Содержание программы курса.
Тематика лекций.
Тема 1.Текст в структуре коммуникативного акта. Понятие текста, его характеристика. Первичные и вторичные функции в процессе общения. Структурные характеристики текста. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки теста. Зависимость структурных характеристик от сферы и ситуации общения.
Тема 2.Основные типы текстов. Тексты, различающиеся по форме речевой презентации, коммуникативным функциям, функционально - стилевым, жанрово - стилистическим характеристикам, доминирующим типам речи, смысловой структуре, предметно - тематическому содержанию и некоторым другим типологизирующим признакам.
Тема 3.Функциональные стили. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально - стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.
Тема 4.Типы речи.
Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, рассуждение, описание. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и т.д.
Тема 5.Восприятие текста. Особенности восприятия устного и письменного текста. Понятия трудности/доступности. Условия, определяющие трудность/доступность текста. Специфика восприятия письменного текста, установки на восприятие текста при изучающем, ознакомительном, поисковом и просмотровом чтении.
Тема 6.Информационная переработка текста. Цели информационной переработки текста. Виды переработки: план, тезисы, аннотация, реферат, аналитический обзор. Библиографическое описание.
Тема 7.Создание текстов по структурным моделям. Характеристика текстов делового стиля, имеющих жесткую логико - смысловую структуру и типовое языковое оформление: автобиография, заявление, доверенность, резюме, протокол. Характеристика текстов научного стиля, имеющих более свободную логико - смысловую структуру и типовое языковое оформление: рецензия, статья энциклопедического типа.
Тема 8.Комплексный анализ текста. Общая система критериев, определяющих оценку текста. Адекватность текста коммуникативной ситуации: соответствие цели общения, условиям коммуникации, коммуникативным возможностям адресата. Жанрово - стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам, характеризующим данный жанр. Оценка коммуникативной эффективности. Рецензия и отзыв как оценочные жанры.
Содержание практических занятий.
Занятие1.Текст как основная единица общения.
-
Ответьте на вопросы по содержанию соответствующей
лекции.
2.Проанализируйте образцы текстов:
- определите тему текста, основную мысль, микротемы;
- докажите тематическую целостность текста;
- докажите соотнесенность содержания с названием текста;
- докажите структурную целостность текста (взаимосвязь
его частей и компонентов);
- докажите коммуникативную целостность текста (единство автора, коммуникативного намерения, адресата);
Занятие 2.Основные признаки текста.
-
Назовите основные признаки текста.
-
Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.
-
Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.
Занятие 3.Основные типы текстов.
-
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
-
Определите типы предложенных текстов.
-
Докажите принадлежность данного текста к определенному типу.
Занятие 4.Функциональные стили.
-
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
-
Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые принадлежности.
-
Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.
Занятие 5.Типы речи.
-
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
-
Определите тип текста по заданной характеристике.
-
Выберите из группы текст, соответствующий заданной характеристике.
-
Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротемы, особенности структуры.
-
Подберите тексты - описания, повествования и рассуждения.
-
Опровергните предложенное суждение. Аргументируйте свое несогласие.
-
Составьте тексты предложенных типов.
-
Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.
Занятие 6.Информационная переработка текста.
1.Выделите в соответствии с установкой фрагменты текста
источника, опишите их смысл.
2.Выберите информацию по определенной проблеме из разных
источников, оформите ее в виде тезисов.
Занятие 7 - 8.Восстановление информационного содержания текста
1.Проанализируйте логико - информационную структуру
предложенного текста.
2.Выявите основную и второстепенную информацию.
3.Выявите смысловые опоры и ключевые слова.
4.Составьте план текста.
5.Восстановите информацию текста по ключевым словам.
6.Составьте описание предложенного текста с анализом его
структуры.
Занятие 9.Работа над сочинением - рассуждением на литературную
тему.
1.Выявите круг проблем по предложенной теме сочинения.
2.Сформулируйте тезисно основную мысль.
3.Аргументируйте ваше суждение.
4.Сделайте обобщение и выводы по теме сочинения.
Формы текущего контроля.
1.Оценка аналитической работы учащихся.
2.Оценка составленных текстов.
3.Оценка результатов аналитической переработки текстов (конспекта, реферата и др.).
4.Оценка рецензии.
5.Оценка подготовленного доклада.
6.Итоговый контроль - зачет.
Задания к зачету.
-
Анализ текста по плану:
- Тема, идея, проблема текста.
- Соответствие названия текста его содержанию.
- Логико - композиционная структура текста.
- Стиль, жанр, тип текста.
- Коммуникативное намерение.
- Коммуникативный эффект.
- Соответствие нормам литературного языка.
- Оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности и т.д.
- Оценка коммуникативной адекватности текста.
2. Вопросы по теории текста и теории коммуникации (собеседование).
Образовательные результаты.
К концу курса учащиеся должны:
- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
- обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;
- обладать когнитивными(интеллектуальными) умениями и навыками(сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать содержащиеся в тексте факты, делать выводы);
- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
- создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;
- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.