Открытый урок Безличные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок Безличные предложения

Тема: Безличные предложения.

Цель: Дать понятие учащимся о безличных предложениях

Задачи:

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Оборудование: раздаточные карточки, презентация, интерактивная доска, карточки-примеры.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Повторение пройденной темы:

(раздаточные карточки на каждом ряду)


Определенно - личные предложения


Определенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.


Неопределенно - личные предложения


Неопределенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо.

3. Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

4.

Открытый урок Безличные предложения

5. Укажите односоставные предложения:

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Искрится и переливается снег в лунном свете.

в) За окном завьюжило.

6. Начнём с систематизации полученных знаний.

Какие предложения называются односоставными?

В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.

Сравните, определите, какое из предложений - односоставное?

1. Вот бегает дворовый мальчик.

2. За дверью громко разговаривали

7. Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):

А) односоставные назывные

Б) односоставные определённо-личные

В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)


  1. Поговори со мною, мама.

  2. Сижу у моря, смотрю на берег.

  3. Шум, возня, беготня беспрестанная.

  4. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

  5. Слышишь что-нибудь?

  6. Не обижайся на меня.

  7. Великолепный зимний день!

  8. На вокзале тебя встретят.

Проверим правильность: А) 3, 7 Б) 1, 2, 5, 6 В) 4, 8

8. Назывные предложения - это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.

Лес. Звонкие голоса птиц.

9. Сообщение темы.

Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица поэтому они называются безличными.

Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего:

Например: Смеркалось. Вечереет.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Часто безличные глаголы образуются от личных глаголов с помощью суффикса -ся.

- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие - «без лица»).

личный глагол безличный глагол

Ребенок не спит Ребенку не спится

Безличный глагол показывает, что действие совершается само собой, как бы помимо чьей-либо воли.

Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем:

состояние природы

Например: Светает. Попить бы чаю!

В них обычно передаются состояние природы, человека, окружающей среды.

состояние среды

Например: Приятно пахнет черемухой.

Главный член безличных предложений имеет форму сказуемого и может быть выражен:

1) Безличным глаголом:

Так всегда светает в Москве ранней весной.

2) Личным глаголом в форме 3-го лица, ед.числа, наст. буд. времени или в форме среднего рода прошедшего времени:

Пахнет сеном над лугами.

3) Инфинитивом (неопределенной формой глагола)

Быть дождю

4) Вспомогательным глаголом в безличном употреблении в сочетании с инфинитивом:

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.

5) Глаголом-связкой в сочетании с наречием:

Стало жарко.

10. Работа над предложениями.

1) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)

2) Контрольные раздаточные карточки.

Открытый урок Безличные предложения


1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

11) Всенародный референдум.

Словарная работа

  • Референдум - воля граждан, выражающаяся в голосовании.

  • Бор - это сосновый лес на сухой почве.

  • Бреду - идти медленно, с трудом.

  • Смола - вещество, выделяемое растениями

11. Работа с учебником у доски, упражнение 1,2

12. Безличные предложения

Не спится. Не спалось. Лодку качало. Лодку качает.

Природой здесь нам суждено в

Европу прорубить окно.

Мне грустно.В саду было тихо. Быть грозе.

13. Делимся на исследовательские группы

  • Перед вами несколько предложений.

  • Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях.

  • В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

(А. Чехов)

Пахнет - глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать - глагол в неопределённой форме.

Не бывало - глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить - глагол в неопределённой форме.

14. Восстановить пропущенное слово:

И в раю жить ... одному.

Делано наспех, ... на смех.

И друга и врага можно ... в трех обстоятельствах: в пути, и горе и в болезни.

Где добра .... там не ищи правды.

Каково живется, таково и ....

Надо всем знать, как врага ....

Уважение трудно заработать, но легко ....

Упавшему в воду нечего ... дождя.

Нерешительному не ... удачи.

Глупому не ... и с ума сойти.

Проверь себя:

1)тошно; 2)сделано; 3) испытать; 4) нет;

5) спится; 6) распознавать; 7)потерять

8) бояться; 9) знать (или видать); 10) страшно.

15. Итог урока. ИГРА «ДА - НЕТка»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение - это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)


16.

17. Домашнее задание


© 2010-2022