- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Безличные предложения
Открытый урок Безличные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Даниярова А.Х. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Безличные предложения.
Цель: Дать понятие учащимся о безличных предложениях
Задачи:
1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.
3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей
Оборудование: раздаточные карточки, презентация, интерактивная доска, карточки-примеры.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Повторение пройденной темы:
(раздаточные карточки на каждом ряду)
Определенно - личные предложения
Определенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.
Неопределенно - личные предложения
Неопределенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо.
3. Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.
4.
5. Укажите односоставные предложения:
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
б) Искрится и переливается снег в лунном свете.
в) За окном завьюжило.
6. Начнём с систематизации полученных знаний.
Какие предложения называются односоставными?
В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.
Сравните, определите, какое из предложений - односоставное?
1. Вот бегает дворовый мальчик.
2. За дверью громко разговаривали
7. Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):
А) односоставные назывные
Б) односоставные определённо-личные
В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)
-
Поговори со мною, мама.
-
Сижу у моря, смотрю на берег.
-
Шум, возня, беготня беспрестанная.
-
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
-
Слышишь что-нибудь?
-
Не обижайся на меня.
-
Великолепный зимний день!
-
На вокзале тебя встретят.
Проверим правильность: А) 3, 7 Б) 1, 2, 5, 6 В) 4, 8
8. Назывные предложения - это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.
Лес. Звонкие голоса птиц.
9. Сообщение темы.
Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица поэтому они называются безличными.
Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего:
Например: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.
Часто безличные глаголы образуются от личных глаголов с помощью суффикса -ся.
- О чём говорит нам название «безличное» предложение? (нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие - «без лица»).
личный глагол безличный глагол
Ребенок не спит Ребенку не спится
Безличный глагол показывает, что действие совершается само собой, как бы помимо чьей-либо воли.
Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем:
состояние природы
Например: Светает. Попить бы чаю!
В них обычно передаются состояние природы, человека, окружающей среды.
состояние среды
Например: Приятно пахнет черемухой.
Главный член безличных предложений имеет форму сказуемого и может быть выражен:
1) Безличным глаголом:
Так всегда светает в Москве ранней весной.
2) Личным глаголом в форме 3-го лица, ед.числа, наст. буд. времени или в форме среднего рода прошедшего времени:
Пахнет сеном над лугами.
3) Инфинитивом (неопределенной формой глагола)
Быть дождю
4) Вспомогательным глаголом в безличном употреблении в сочетании с инфинитивом:
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
5) Глаголом-связкой в сочетании с наречием:
Стало жарко.
10. Работа над предложениями.
1) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.
- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)
2) Контрольные раздаточные карточки.
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
11) Всенародный референдум.
Словарная работа
-
Референдум - воля граждан, выражающаяся в голосовании.
-
Бор - это сосновый лес на сухой почве.
-
Бреду - идти медленно, с трудом.
-
Смола - вещество, выделяемое растениями
11. Работа с учебником у доски, упражнение 1,2
12. Безличные предложения
Не спится. Не спалось. Лодку качало. Лодку качает.
Природой здесь нам суждено в
Европу прорубить окно.
Мне грустно.В саду было тихо. Быть грозе.
13. Делимся на исследовательские группы
-
Перед вами несколько предложений.
-
Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях.
-
В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».
Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
(А. Чехов)
Пахнет - глагол в 3-м лице настоящего времени.
Разобрать - глагол в неопределённой форме.
Не бывало - глагол в прошедшем времени, в среднем роде.
Различить - глагол в неопределённой форме.
14. Восстановить пропущенное слово:
И в раю жить ... одному.
Делано наспех, ... на смех.
И друга и врага можно ... в трех обстоятельствах: в пути, и горе и в болезни.
Где добра .... там не ищи правды.
Каково живется, таково и ....
Надо всем знать, как врага ....
Уважение трудно заработать, но легко ....
Упавшему в воду нечего ... дождя.
Нерешительному не ... удачи.
Глупому не ... и с ума сойти.
Проверь себя:
1)тошно; 2)сделано; 3) испытать; 4) нет;
5) спится; 6) распознавать; 7)потерять
8) бояться; 9) знать (или видать); 10) страшно.
15. Итог урока. ИГРА «ДА - НЕТка»
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение - это односоставное предложение?(ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
16.
17. Домашнее задание