Исследовательская работа учащегося по литературе 18в

Уважаемые коллеги, предлагаю вам ознакомиться с научно-исследовательской работой ученицы 9 класса. Научно-практические конференции проходят постоянно, а с темами определиться бывает не всегда легко.Мы выбрали малоизвестные произведения Н.М.Карамзина и рассмотрели их с точки зрения готических традиций. Тема родилась из увлечения ученицы готической культурой(хотя она сама вовсе не "Гот"))), стремления узнать ее истоки и традиции. Может, кому-то это поможет выбрать свою тему на НПК.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги, представляю вам исследовательскую работу ученицы 9 класса по литературе. Доклад был преставлен на научных конференциях школьников муниципального и федерального уровней. Как правило, тему бывает выбрать очень непросто. Мы решили взять малоизвестные произведения Н.М.Карамзина и рассмотреть их с точки зрения готических традиций.

Исследовательская работа учащегося

Мотивы готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»





















Казань 2015

Содержание:

1.Введение. Цели исследования.

2. Основная часть.

1) Понятие готического романа.

2) Мотивы готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и элегическом отрывке «Сиерра-Морена».

3. Заключение. Выводы.

5. Библиография











































  1. Введение. Цели и задачи исследования

Что можно назвать самой древней и сильной из человеческих эмоций? Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса. Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх. Что же такое страх? Страх - пугающее чувство риска или опасности. Он представляет собой одну из самых сильных эмоций человека. На нем и основана готическая литература -одно из самых жутких и неоднозначных явлений в мировой литературе. Она заставляет одних с головой окунуться в мрачные миры, у других - вызывает неприязнь. Но, несмотря ни на что, она продолжает сохранять свою популярность, видоизменяясь с течением времени. Сегодня среди неформальной молодежи популярны так называемые группы готов, которых ,несомненно, привлекает прежде всего антураж, подражание образам готики. Интерес к данной теме вызван также стремлением углубить знания о готике, готическом романе и проследить, как он повлиял на русскую классическую литературу. В качестве примера взяты произведения Н. М. Карамзина, так как именно в его некоторых произведениях можно заметить непосредственное влияние готической литературы. Готическая эстетика возникла в середине 18 века в Англии как реакция на рационализм Просвещения. Впервые законченное выражение она нашла в жанре готического романа, ставшего очень популярным в 18 веке и сохранившем популярность до нынешнего времени. И сегодня многих привлекают книги о непознанном, мистическом, фантастическом. Более того, готическая литература оказала огромное влияние на искусство в целом: живопись, кинематограф, музыку.

Основным жанром стал готический роман - произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются либо призраки и вампиры, либо мрачные люди с загадочным и мистическим прошлым и не менее темным настоящим, либо монахи, мистики. Действие, как правило, происходило в готическом мрачном замке, подземелье, пещере. Готику часто называют черным романтизмом, что, возможно, связано с ее непосредственной близостью к предромантизму. Реставрация старины, обращение к фольклору, мистификации - вот что сближает их.

Чем же объяснить причину популярности готики, как литературного направления? Возможно, это сильное эмоциональное воздействие на читателя, сдвиг завесы непостижимости, стремление познать непознаваемое.

Цель нашей работы -рассмотреть аспекты жанра готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

Данная цель предполагает:

1) рассмотрение необходимых литературоведческих понятий;

2) знакомство с историей возникновения готического романа и его характерными особенностями;

3) определение характерных черт готического романа;

4) выявление элементов готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и элегическом отрывке «Сиерра-Морена».

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: отдельные детали и элементы повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» являются традиционными для классического жанра готического романа.

Методы исследования:

1)теоретические - анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования;

2)практические -анализ и сопоставление художественных произведений

В первой главе дается обоснование выбора темы, ее актуальность, цели, задачи и методы исследования.

Во второй главе дается определение «готике» как художественному стилю, выясняется значение термина «готический роман», обосновываются его истоки и жанровые особенности.

В третьей главе мы исследуем элементы готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

В заключении представлены результаты анализа повестей в свете готической традиции, сформулированы выводы о несомненном продолжении Н.М. Карамзиным традиций жанра готического романа в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра -Морена».

В ходе исследования было рассмотрено теоретическое содержание терминов «готика», «готический роман» и определены его характерные черты.









2.Основная часть. Мотивы готической литературы в повестях Н. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра- Морена».

1)Готический роман.

Готическая литература сложилась на фоне интереса к рыцарской культуре с ориентацией на рыцарский роман.

Готический роман - произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики. С1765 по1850 год готический роман был наиболее читаемым в Европе.

Термин «готика» толкуют по- разному .Он чрезвычайно ёмкий и весьма противоречивый. Изначальный смысл слова «готика» имеет мало общего с современной интерпретацией. В те времена, когда появилось понятие «готика», молодых людей, носящих чёрную одежду и красящих лица в белый цвет «под труп», к счастью, ещё не существовало. В терминологии лингвистов - искусствоведов, «готический» стиль означает одно из направлений живописи и архитектуры средневековой Западной Европы. В готическом стиле были построены многие католические соборы, расписаны алтари и стены знаменитых церквей. Таким образом, готика в своей классической интерпретации - лишь стиль искусства. Этимология слова «гот» такова: гот- представитель одного из крупнейших германских племён, вторгшихся в Европу в IVв. н.э. и основавших свои королевства на землях, отторгнутых у Римской Империи..

Позже выражение «готика» стало синонимом «варварства» Под «готикой» подразумевался конец цивилизации и наступление Тёмного Средневековья, целых столетий упадка культуры и морали.

В искусстве, «варварская» готика противопоставлялась Золотому Веку античности. Хотя позже это противоречие разрешилось. Во времена Возрождения интерес к античному миру принял небывалый размах. В эпоху Ренессанса идеалами стали красота, порядок и логика, что автоматически приписывалось античности. Люди, наверное, не могли осознать, как античная эпоха красоты и гармонии культивировала разврат и насилие. Учёные мужи позднего Средневековья спохватились и решили, что найденные во время раскопок атрибуты запрещённых религиозных обрядов тайно проводились в пещерах и гротах. Именно так на свет появилось слово «гротеск», обозначающее всё преувеличенно-ужасное, отталкивающее и непонятное. Искусство Ренессанса много и подробно демонстрировало изображения преисподней, кишащей демонами, гаргулий, химер и скелетов. Позднее все это станет неотъемлемой частью готики , а гротеск будет ведущим среди понятий. Популярными становятся мрачные легенды , тайные учения, области непристойного и преступного, покрытого мраком и ужасом.

Началом готики как нового культурного явления считается рождение принципиально нового жанра -готического романа. Первым подобным произведением принято считать английский «Замок Отранто» Гораса Уолпол, давший начало традиции, которая жива по сей день.

С наступлением эпохи романтизма Европу охватывает всеобщая мода на готику. Готические мотивы появляются в архитектуре - аристократия непременно хочет жить в мрачных тёмных замках с островерхими башнями и стрельчатыми окнами. В ресторанах и отелях больших городов были готические столовые и готические гостиные, и люди хотели, чтобы всё здание было готическим - с подземельями, зубчатыми стенами и подъёмными мостами.

Европейская готика начала девятнадцатого века была напрямую связана с романтизмом. Но его смысл сильно отличался от его современного значения. «Романтика» прежде всего, подразумевала страсть, причём не только любовь, но и ненависть, месть и злодеяния.

Особенности готического романа

Готический роман имеет следующие отличительные черты:

1. Сюжет строится вокруг тайны - например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Раскрытие тайны откладывается до самого финала.

2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывных серии угроз безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачное и зловещее место действия. В большинстве готических романов это древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и слугами - соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы - словом, все, что способно усилить страх.

4. В ранних готических романах центральный персонаж - девушка. За красоту , добродетель и скромность она в финале вознаграждается счастьем и богатством. Она обладает «чувствительностью»: любит гулять в одиночестве по лесам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет и падает в обморок.

5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея.

Все эти черты были известны и ранее, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

Свое определение жанр получил в связи с особым интересом его к готике Средневековья: к представлению о мире как вечной борьбы Добра и Зла, Бога и дьявола, а также в связи с обращением к мрачному , загадочному, даже зловещему колориту. Жизнь в готическом романе или «романе ужасов» всегда таинственна, полна роковых загадок. В судьбы людей вмешиваются неведомые силы.

Авторы соблюдают жесткую логику в развитии сюжета, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость судьбы и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, к мистификации обыденного.

Готика считалась искусством, способным добыть более глубокую и драматичную правду о человеке раздвоенном, в котором одна его часть - разумная - испытывает страх перед иррациональной агрессивностью другой. Этот страх не отрицательный психический аффект, а как состояние, порождающее «возвышенные переживания».

Большинство ранних готических романов имело одну фабулу. Злой тиран совершил ужасное преступление и избежал правосудия, но его грехи делали его существование порочным и пустым. Молодые и чистые главные герои прибывают в царство злодея. Ненавидя их чистоту и боясь, что они раскроют его вину, негодяй преследует юных и невинных. По закону жанра, по повороту судьбы и духов молодой герой узнает о преступлении и о своем украденном наследстве.

Пространственное решение также отражает внутренний мир героя. Там всегда недостаточно освещения , что придает пространству неопределенность, запутанность, опасность. Герой, попадая внутрь готической архитектурной ловушки, оказывается замкнутым в его стенах. Мотив замкнутости - одна из основных особенностей готического романа. Он влияет и на сознание персонажа. Здесь проявляется особая готическая психология: герой попадает в плен своего сознания - он либо вынужден размышлять и страдать взамкнутом пространстве, либо находится в полусне, полубреду или полусумасшествии. Здесь характерно пограничное состояние между сном и бодрствованием.

Таким образом, герой, оставшись наедине с собой, познает такое, что не всегда возможно постигнуть. Это связано с еще одной особенностью готики - стремлением к запретному знанию, заведомо таящему опасность.

2) Мотивы готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

«Остров Борнгольм» - произведение, которое представляет собой в некоторых отношениях историко-литературную загадку. Ни необычайный сюжет этой повести, ни ее поэтика не укладываются полностью в рамки современной ей русской литературы. Загадочна и ее судьба: она является предшественницей романтизма и в то же оказывается совершенно обойденной в эпоху самого романтизма; читательский успех ее был и блестящим, и кратковременным. Но это не исторический парадокс, а результат закономерных процессов литературы конца XVIII--начала XIX в.

«Остров Борнгольм» создается в период напряженных исканий Карамзина - писателя и философа, когда мировоззрение его переживает кризис под влиянием Французской революции. Реальное впечатление для повести - морское путешествие 1790 г., насыщенное новым смыслом и уложенное в рамки определенной литературной традиции. Вместе с тем, оно приобрело некоторые философские обобщения, весьма характерные для Карамзина в то время.

Вопрос о традиции «Острова Борнгольма» является в известной мере ключом к стилистическому своеобразию и уяснению проблематики повести. В ней выделяются художественные мотивы и темы, которым находятся аналоги и в готической литературе .

К 1793 г., когда пишется «Остров Борнгольм», русская литература была уже подготовленной к восприятию «готического» романа , и его черты органически влились в число привычных поэтических средств. Карамзину в то время уже были хорошо известны произведения ,похожие на готические: романы Флориана, Прево, в немецкие «рыцарские романы» . Показательно, что Карамзин-переводчик выбирает в это время для перевода как раз источники «готического» жанра, например, в «Московском журнале» он печатает «Корделию (Из Виландова журнала)» с мотивом «превращенной графини» - духа преступницы, «уединенно носящегося в пустынном замке». Этот сюжет из немецкой баллады был в то время широко распространен. Но наряду с этим, в творческом сознании Карамзина присутствуют и другие ассоциации и модели, которые во многом обусловливают стилистическое своеобразие повести «Остров Борнгольм».

«Остров Борнгольм» начинается тайной- это как бы первая композиционная вершина повести (встреча с гревзендским незнакомцем и его песня). Вторая вершина - описание женщины в темнице. Между ними - сюжетная пустота, заполнить которую должен сам читатель. Предысторию героев мы можем восстановить только по намекам в песне незнакомца. Такое построение рассказа зарождается в романе «тайн и ужасов».

Вместе с тем «Остров Борнгольм» лишен интриги и своей сюжетной ненасыщенностью близок к «элегическому отрывку», как определил Карамзин свою «Сьерру-Морену». В английских журналах, начиная с 1770-х годов, утверждается близкий жанр - «готического фрагмента», занимающего несколько страниц и иногда преследующего единственную цель - создать атмосферу таинственного и ужасного. Это же мы находим во фрагментах Карамзина , но создание «атмосферы» для него не самоцель. «Отрывки» Карамзина- всегда «элегические» отрывки: в них всегда присутствует образ рассказчика, намеренно предлагающего читателю не столько самые события, сколько их субъективное восприятие. Он сам привносит в обстановку свое душевное состояние, и свою же оценку увиденного. Сюжет «готического» рассказа оказывается растворенным в отступлениях и отвлечениях рассказчика; и в них же заключается его идейная и философская позиция.

В пейзажные описания «Острова Борнгольма» входит любимая готиками тема «мрачной природы». От «величественных и страшных» картин неизмеримого океана и диких скал Борнгольма мысль автора-рассказчика постоянно движется к «образу хладной, безмолвной вечности» и «тому неописанному творческому могуществу, перед которым все смертное трепетать должно». Такой меланхолический пейзаж такого подводил читателя к мысли о бренности и быстротечности земной жизни и покое после смерти. Как и предшественники романтической поэзии, Карамзин применяет множество аллегорий, и это очень удобно для создания атмосферы страха и таинственности. Предметное описания уже не важно, гораздо важнее ощущение тревоги ожидания. В «Острове Борнгольме» уже с самого начала нет элегической нежности романтизма. Морские ландшафты и описания острова суровы и тревожны. Зловещий характер пейзажа постепенно усиливается и эмоционально готовит читателя к появлению таинственного замка.

Как в «готическом» романе, замку в «Острове Борнгольме» принадлежит важная сюжетная роль. В том, что «готические» романы обычно называются по замку или аббатству, есть своя закономерность. Образ замка окрашивает место действия колоритом «готических суеверий» и нравов, похожих на «средневековые». Замок - символ преступлений и грехов хозяина. Поэтому его описание в «готическом» романе никогда не бывает нейтральным. Оно связывает суеверия, преступления и трагедии, иногда и предсказывает и дальнейшие события. Замок нарисован на фоне мрачного ландшафта, вызывающего дурные предчувствия. Характерная деталь: замок появляется при вечернем освещении, причем поздним вечером, на грани ночи. Это предчувствие ночных ужасов.

Мотив предчувствия настолько широко распространен в «готической» литературе, что можно вполне считать его типичным. Как вариант, встречаются и намеки на предсказание: недобрые приметы или грозные, загадочные явления природы, сопровождающие путешественников при подходе к замку. Это иногда гроза, иногда - сверхъестественные события или «голос молвы», суеверными рассказами местных жителей. Сверхъестественного элемент чрезвычайно важен для «готического» романа.

В полном соответствии с традицией дан и интерьер замка в «Острове Борнгольме». «Везде было мрачно и пусто. В первой зале, окруженной внутри готическою колоннадою, висела лампада, и едва-едва изливала бледный свет на ряды позлащенных столпов, которые от древности начинали разрушаться; в одном месте лежали части карниза, в другом отломки пилястров, в третьем целые упавшие колонны». В «готическом» романе эти описания подготавливают сюжет. У Карамзина их зловещий намек смягчен появлением доброго, на первый взгляд, хозяина. Но это иллюзия. Наоборот, образ старика лишь отодвигает «кульминацию» и усиливает зловещий трагизм атмосферы, который достигает вершины с появлением пророческого сна.

Начиная с первых «готических» романов, сон героя становится пророчеством. Иногда он предвосхищает развязку или поворот событий. Затем образ сна осложняется, становится нерасшифровываемым , но тонко намекает на грядущие события. Мотив вещего сна оказывается необычайно устойчивым и переходит в романтическую литературу. И здесь Карамзин продолжает традицию. Как это характерно для развитого «готического» романа, сон путешественника в «Острове Борнгольме» указывает на тайну, но не раскрывает ее.

Итак, с появлением замка тема ужаса и тайны становится основной. Здесь кроются страдание и преступление. В замке воплощена стихия средневековья, с ее суевериями, варварством и насилием. Просветительское представление о средних веках вновь сближает Карамзина с «готическим» романом, и близость эта приводит его к выбору аналогичных художественных мотивов.

Один из них - мотив «женщины в подземелье». Он не был совершенно нов для Карамзина. В 1782 г. он переводит «Историю герцогини Ч***», новеллу из «Адели и Теодора» Жанлис (1782). Это рассказ о том, как муж герцогини, феодальный тиран, мучимый ревнивыми подозрениями, заточает жену в пещеру в каменной горе, поблизости от замка.

Анализируя то, как мотивы готической литературы воплотились в повестях Н. М. Карамзина, не стоит оставлять без внимания и языковой уровень произведений. В «Острове Борнгольме» повествование ведется от лица героя- рассказчика. Поэтому язык повести непосредственно связан с его личностью. Описания природы, путешествия, замка, действующих лиц даны именно от его лица. Это очень эмоциональный человек, он относится ко всему со вниманием и трепетом. Посему язык повести очень богат и разнообразен. Здесь встречаются и наполненные лиризмом описания: «чистый лазоревый свод», и досконально переданные чувства, эмоции, ощущения: «собственное сердце мое уверяет меня в твоей невиновности», и всевозможные детали и подробности: «мальчик от страха дрожал, как преступник в час казни». Следует упомянуть о еще одной особенности, которая позволяет говорить о мотивах готической литературы. Это цитаты, которые Карамзин включает в текст. Так , в начале «Острова Борнгольма», рассказчик говорит: «Чтобы чувствовать дерзость человеческого духа, надобно быть на море, где одна тонкая дощечка, как говорит Виланд, отделяет нас от влажной смерти».

Так Карамзин еще раз подходит непосредственно к традиции «готического» романа.

Далее обратимся к произведению «Сиерра - Морена». Н.М. Карамзин определил его жанр как «элегический отрывок». В связи с этим можно говорить о ненасыщенном сюжете. Это является существенным различием с произведениями готической литературы.

В. Вацуро говорит о том, что основой для создания «элегического отрывка» послужило произведение «Духовидец» романтика Ф. Шиллера. Как известно, готическая литература оказала сильнейшее влияние на романтизм. Поэтому можно говорить о том, что готические мотивы в «Сиерре-Морене» присутствуют, хотя и косвенно, опосредованно.

Во-первых, Карамзин заимствовал известный бродячий сюжет «муж на свадьбе жены». Но, в отличие от своего предшественника, иначе расставляет акценты. Главный герой, от лица которого ведется повествование, влюблен в Эльвиру, тоскующему по погибшему жениху. Этот ход усиливает психологизм повести. Развязка произведения также принципиально отличается о т традиционного финала. На свадьбе появляется незнакомец. Это сам Алонзо «в черной одежде, с бледным лицом и мрачным видом», с кинжалом в руке; он упрекает Эльвиру в нарушении клятвы и закалывается на ее глазах. Самоубийство Алонзо во имя любви и верности перестало быть актом восстановления попранной справедливости, став актом мщения, свидетельством его мстительной натуры. Портрет этого героя в финальной сцене также наделен готическими чертами. Следствием его было нарушение законов естественного чувства. Новая любовь Эльвиры угасла, и последним плодом ее стала жестокость. «Земля расступилась между нами, - говорит она тому, кто недавно был ее избранником, - и тщетно будешь простирать ко мне руки свои. Бездна разделила нас навеки». И далее: «Увы! Она не хотела проститься со мною!.. Не хотела, чтобы я в последний раз обнял ее со всею горячностию любви и видел в глазах ее хотя одно сожаление о моей участи!» Мы имеем здесь дело с теми же моральными противоречиями, что и в «Острове Борнгольме». Человеческое бытие трагично и полно психологических парадоксов. «Клятвопреступление» может иметь следствием любовную гармонию, а «справедливость» - противоречить естественным законам. Сама любовь - источник наслаждений - несет в себе зерно страданий и гибели; так же как в «Острове Борнгольме», только Природа, мироздание остается воплощением разумной воли Творца, но приобщение к ней в «Сиерре-Морене» - это исчезновение, поиски небытия. «Тихая ночь - вечный покой - святое безмолвие! К вам, к вам простираю мои объятия!»

Если анализировать языковой пласт произведения, можно обнаружить немало лексики, исполненной глубочайшим драматизмом и отсылающей читателя к готическому стилю: «Бурное стремление яростных вод взрывает все оплоты», «пусть же громы небесные поразят клятвопреступницу!» Следует упомянуть о еще одной особенности, которая позволяет говорить о мотивах готической литературы. Это цитаты, которые Карамзин включает в текст. Так , в начале «Острова Борнгольма», рассказчик говорит: «Чтобы чувствовать дерзость человеческого духа, надобно быть на море, где одна тонкая дощечка, как говорит Виланд, отделяет нас от влажной смерти»

Таким образом, мотивы готической литературы в «ужасных» повестях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» присутствуют на разных уровнях. На языковом, идейно -тематическом, сюжетно -композиционном уровнях, на уровне образной системы и в прямой цитате.







3. Заключение. Выводы

Сопоставление полученных в ходе исследования результатов с существующими теоретическими данными позволяет сделать вывод о следовании Н.М. Карамзиным в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра -Морена» традициям готического романа.

В составе сюжета - устойчивый комплекс мотивов: таинственные события, проклятия, преступления, месть. Фантастика в произведениях является частью мира персонажа. Соотношение реального и фантастического строится как постоянный выбор между двумя возможными прочтениями событий. Читателю предоставляется право самому выбрать, считать случившееся плодом воображения героя, сном, фантазией, галлюцинацией или действительным событием.

На основе анализа произведений Н.М. Карамзина выявлены следующие черты готического романа: построение сюжета вокруг тайны, использование устойчивого мотива вещего сна героя, атмосфера страха, ужаса, ожидания чего-то необычного, зловещего, образ бледной девушки, заточенной в пещере и монастыре, месть героя. Все вышеперечисленное позволяет говорить о том, что готическая традиция сохранялась в русской литературе конца восемнадцатого- начала девятнадцатого века.

Готический роман и его отзвуки в русской литературе могут интриговать читателя, заставить его задуматься над тем, что есть добро и зло, рок и судьба, поверить в волшебство человеческого воображения. Но, несмотря на снисходительные иронические улыбки и снобизм некоторых литераторов, он продолжает жить и сегодня - правда, в несколько видоизмененных формах.







4. Список использованной литературы

1.Бондарев А.П. Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен-Леон».// В. Годвин Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. - М.: Ладомир, 2003.

2. Вацуро, В.Э. Готический роман в России/ В.Вацуро, Т. Селезнева. - М.: Новое литературное обозрение, 2002

3.Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978

4. Гр. Гуковский. 1) Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII в. ГИХЛ, Л., 1938; 2) Карамзин

5. Джанумов С.А. Русские писатели XIX век/ М.: Просвещение, 2007

6. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии - № 7. - 1978

7. Карамзин Н.М. Остров Борнгольм / Карамзин Н.М. Повести. М.: «Художественная литература», 1987

8. Кононенко, Б.И. Большой толковый культурологический словарь/ Б.И. Кононенко - М.: Вече: АСТ, 2003.

9. Романов Н.М. Русская фантастическая проза эпохи романтизма/ Н.М. Романов-СПб.: Изд-во Ленинградского университета, 1978.

10. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов/Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев - М.: «Просвещение», 1974

11. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии - № 7. - 1978,

12. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978

13. Бондарев А.П. Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен-Леон».// В. Годвин Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. - М.: Ладомир, 2003[4] Бондарев А.П. Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен-Леон».// В. Годвин Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. - М.: Ладомир, 2003.

14. Ю. Лотман. Эволюция мировоззрения Карамзина. Уч. зап. Тартуского унив., вып. 51. Тр. историко-филологического факультета. Тарту, 1957

15. Карамзин Н.М. Повести. М. , «Художественная литература», 1987



© 2010-2022