Конспект урока русского языка на тему Глагол

 Вашему вниманию  представлен урок русского языка в 6 классе  «Обобщение изученного по теме «Глагол».   Учебник «Русский язык» (авторов Рустэма Николаевича Бунеева и Екатерины Валерьевны Бунеевой) по  образовательной системе  «Школа 2100». Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является последним в изучении темы «Глагол». По типу это урок систематизации и обобщения знаний и умений. На уроке реализованы три линии развития: 1линия. Языковая  компетенция (т.е. осведомлённо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х кн. - М.: Баласс, 2010

Тема урока: « Готовимся к олимпиаде 2014»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для обобщения и повторения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, уметь графически обозначать орфограмму, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Этап мотивации

(Слайд 1)Звучит гимн Олимпиады 2014.

Учитель читает стихотворение:

Приветствую я вас, ребята!

Урок сегодня проведем.

Готовимся к олимпиаде

Друзей мы новых обретем.

И знания свои покажем

К победе вместе мы придем.

Огонь священный олимпийский в сердцах у каждого зажжем.

На доске прикреплены ключевые слова:

Глагол

Спряжение

Вид

Переходность

а слова

Слалом

Спринт,

Эстафета,

Лыжная эстафета закрыты.

Ребята обратите внимание на доску, прочитайте записанные слова.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? Какова тема урока?

А что такое глагол?

Что нового сегодня вы узнаете?

А давайте попробуем определить проблему нашего занятия?

Дальше открывается еще 3 слова:

слалом, спринт, эстафета.

Прочитайте следующие слова. Какие ассоциации вызывают у вас они? Почему именно эти слова я выбрала?



Как вы думаете, о чем еще пойдет речь сегодня на уроке?

Да, все верно. Совсем скоро состоится зимняя олимпиада, которая в этом году будет проходить в нашей стране. И мы сегодня будем говорить о зимних видах спорта( открывает последнее слово)

Лыжная эстафета.

А какие виды эстафет бывают (указывает на вторую группу ключевых слов), мы с вами узнаем на уроке…

У нас сегодня не олимпиада, а еще только отбор в Олимпийскую лыжную команду. Во время урока вы будете соревноваться, набирать баллы и фиксировать их в оценочных листах (приложение 1), критерии оценивания каждого вида работы прописаны в таблице (оценочные листы заранее разложены на партах)

Подготовка класса к работе











Читают первую группу слов:

Выдвигают предположения. Записывают тему урока.

Дают определение глаголу как части речи.

Определяют проблему урока.



Высказывают предположения (Ассоциируются с зимними видами спорта.

Так как скоро будет олимпиада) в Сочи.

О зимних видах спорта.









Подписывают оценочные листы.

Самоопределение (Л),

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К),

Целеполагание(Р).


2. Этап актуализации, обощающения, систематизации

Итак, начинаем соревнования. первая наша эстафета - командная гонка. На слайд (слайд 3) Обратимся к словарной статье (учитель читает определение понятия).

Сейчас работаем в командах. Все внимание на доску (слайд 4,5,6,7).

Для каждой группы записаны задания. Выбрать и выписать слова соответствующие орфограммам:

А)правописание - ться, -тся;

Б) правописание «Ь» в наречиях;

В) не с глаголами:

Кататься, отталкиваться, спускается, поднимается, прыгает, (они) борются, соревнуются, (он) гонится, догоняют, (не)сдаваться, (не)торопиться, (не)здоровиться, (не)годовать.

Первая команда должна выписать только глаголы с орфограммой ться, тся; вторая группа- правописание «Ь» в повелительном наклонении глагола, третья - правописание не с глаголами.

При выполнении этого задания вы можете пользоваться справочным материалом, расположенным на 70-той странице вашего учебника.

Время выполнения работы - 4 минуты. Время пошло! (машет флажком).

Время закончилось, давайте проверим, как вы справились с заданием. Итак, приглашаю к доске представителя первой группы. Ваша задача - сопоставить слово с выбранной орфограммой. Теперь представитель второй команды, работавший с этой же орфограммой, должен вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор. Итак, ребята, когда же мы в глаголах пишем -ться и -тся?

Проверим, как справилась с заданием группа номер 2. Один представитель от группы соотносит слова с орфограммой, второй -вставляет пропущенные буквы, объясняя свой выбор. Ребята, давайте еще раз проговорим, когда на конце глаголов повелительного наклонения мы пишем «Ь»?

Проверяем работу третьей группы. Соотносят слова с орфограммой, второй раскрывает скобки, поясняя, почему не с глаголом пишется слитно или раздельно. Ребята, еще раз скажите, как мы пишем не с глаголами?

Для тех, кто желает заработать дополнительные баллы для своей команды, должен придумать примеры глаголов с орфограммой, которой нет в этом задании.

А теперь оцените работу своей группы, баллы запишите в оценочный лист. Поднимите руки те, кто оценил себя на 5? А есть те, которые оценили свою работу по-другому?

Выполняют работу в группах, с проговариванием правил на встретившиеся орфограммы.





Работа с интерактивной доской, объясняют выбор буквы на выбранную орфограмму. Проговаривают правила.























Оценивание групповой работы, заполнение оценочного листа.

уважительное отношение к другому мнению (Л), постановка вопросов, учебное сотрудничество в группе, освоение разных ролей (Метакоммуник.); организация своей учебной деятельности (Р); анализ объектов с целью выделения признаков (П)

3. Этап применения имеющихся знаний.

Вы все молодцы, чувствуется спортивный дух ваших команд, но мы не стоим на месте и следующий этап нашей эстафеты - спринт. (слайд 8).



Вновь обратимся к словарной статье и узнаем значение этого слова

Ребята, у вас на столах у всех лежит карточка с текстом об олимпийским талисманах(слайд 9) .

Учитель читает текст:

Олимпийский талисман с 1972 года - обязательный атрибут Олимпийских игр. Он отражает дух страны-хозяйки игр, приносит удачу спортсменам и накаляет праздничную атмосферу. Олимпийские игры в Сочи получили свои символы. Это Белый Мишка, Зайка и Леопард. За них проголосовала вся страна. Милые зверюшки украсят зимнюю олимпиаду и создадут атмосферу праздника.

А теперь поработаем в парах по вариантам. 1 вариант выписывает 3 глагола несовершенного вида, а 2-ой вариант - 3 глагола совершенного вида. Но перед началом работы, давайте вспомним, как определить вид глагола?

Время выполнения работы - 1,5 минуты.приступаем к выполнению заданий(машет флажком)

Время вышло. Теперь обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте и оцените его работу. Проверяют по эталону (слайд10)(Несколько человек зачитывают выписанные глаголы) Внесите свой результат в оценочный лист.

Парная работа с текстом. Выборочное чтение.

Один из учеников читает определение со слайда.













Проговаривают правило.

Работа в парах,



Осуществление взаимопроверки по эталону, оценивания. Заполнение оценочного листа.

уважительное отношение к выбору олимпийских символов (Л), умение договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению (Метакоммуник.); осуществление контроля и коррекции своих действий (Р)

4. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Физминутка.

Позади уже второй тур нашего отбора и теперь пришло время личного зачета. Как и любой спортсмен, мы с вами перед выступлением должны провести разминку. (Слайд 11):

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим грудью, а потом…

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм,-

Палки нам идти помогут

Будет легкая дорога.

Вот теперь мы готовы к новым заданиям. И следующий этап - слалом. Давайте выясним, каково лексическое значение этого слова ( Слайд12) (учитель читает вслух).

А сейчас мы попробуем составить свой индивидуальный маршрут трассы. Я буду называть глагол, а ваша задача определить гласную в безударном личном окончании.

Вспомните, какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Глаголы -исключения вынесены на слайд.(слайд13) А к первому? Давайте договоримся, что гласную Е в окончании глагола будем обозначать прямой линией, а И - в виде крутых спусков и подъемов. В это время двое ребят поработают с индивидуальными карточками, выполнят морфологический разбор глаголов из предложений:

Карточка №1:

Милые зверюшки украсят3 зимнюю олимпиаду.

Карточка №2:

Лыжник осуществлял3 спуск по заснеженной трассе.

Итак, внимание(графический диктант):

танцуЕшь, учишь, смотрИшь(искл), моЕшь, стелешь (искл), говорИшь, играЕшь, пишЕшь, косИшь, готовИшь.

А теперь проверим правильно ли вы проложили свой маршрут. Внимание на доску. (Слайд 14).

---^^__ __^ __ __ ^^

Оцените свою работу, выставите баллы в оценочный лист, не забывайте критерии.

А теперь проверим работу на индивидуальных карточках. Ваша задача заключалась в …. Оцените свою работу. Если работа выполнена правильно, вы ставите себе 5 баллов, если 1-2 ошибки, то 4 балла. Скажите, у кого получилось 5, 4? Тем, кто допустил ошибки, нужно дома еще раз повторить эту тему.



Выполняют разминку









Выполнение графического диктанта с проверкой по эталону.

Индивидуальная работа по карточкам, проговаривание правил.













Осуществляют проверку по эталону.

Самооценивание, заполнение оценочного листа.

уважительное отношение к выбору олимпийских символов (Л), умение договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению (Метакоммуник.); осуществление контроля и коррекции своих действий (Р)



5. Этап включения нового знания в систему знаний и повторений

Скоро мы узнаем результаты вашей работы в качестве будущих олимпийцев, но для этого нам нужно пройти последнее состязание - фристайл. Все внимание на словарную статью (На слайд)

Давайте и мы попробуем себя в этом виде зимнего спорта, но только в нашем фристайле снарядом будут слова. Перед вами карточки с заданиями разного цвета. Выбирайте то задание, которое вам покажется самым интересным.

На выполнение задания отводится 3 минуты. Время пошло (машет флажком).

Карточка №1 Ф.И._________________________

Восстановите деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. Судья….. участникам правила. Впереди их …… крутой подъём. Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, ждал, зачитал, подъехали.

Карточка №2 Ф.И._________________________

Составьте текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

Карточка 3 ФИ. ____________________________

Карточка №3

Составьте текст на основе лишь первого предложения:

«Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях»…

Кто - то уже справился с заданием? И хочет озвучить свою работу? Заслушиваются 3 первых ученика. Ребята, а оставшиеся карточки - это ваше домашнее задание.



Выполнение творческой работы,

уважительное отношение к людям, занимающимися спортом (Л), умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Метакоммуник.); элементы волевой саморегуляции (Р)

6. Рефлексия

Вот и подходит к концу отбор в олимпийскую лыжную команду.

Давайте вспомним, какую проблему мы с вами ставили в начале занятия? Смогли ее решить? Давайте еще раз вспомним, что такое глагол(выстраивает кластер). А о каких морфологических признаках глагола мы еще вспомнили?

Подсчитайте набранные баллы, запишите их общее количество в своих оценочных листах.Встаньте те, кто набрал 10 и более баллов. Поприветствуем наших лидеров.

Поднимите руку те, кому было комфортно на уроке.

Поднимите руку те, кто испытал затруднение. В чем заключалась сложность?

Вы все зачислены в лыжную команду. Поднимите руку те, кому понравился урок? Мне тоже очень понравилось с вами работать. И в память о нашем занятии мне хотелось каждого из вас наградить талисманами сочинской олимпиады. После урока каждый из вас сможет выбрать тот талисман, который ему больше всего понравился (талисманы олимпиады прикреплены на обороте доски).

Спасибо за внимание, всего доброго!

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят проблему и результаты, степень их соответствия.

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

7. Домашнее задание

Творческое задание на карточках.

Записывают домашнее задание







Приложение 1.

Ф.И._________________________

Оценочный лист:

«Командная гонка» ( 1 балл за каждое правильно выписанное слово)

«Спринт» (работа в парах) (1 балл за каждое, правильно выписанное слово)

«Слалом» (индивидуальная работа) (без ошибок - 5 баллов; 1-2 ошибки - 4 балла;

Итого баллов:






© 2010-2022