Изучение орфографии и развитие речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа по орфографии и развитие речи учащихся

И.И.Лекомцева

учитель русского языка и литературы высшей категории

Г.Ижевск, Удмуртская Республика


Изучение орфографии и развитие речи учащихся характеризуется существенными различиями. Речь всегда предполагает творческую деятельность, а орфография требует строгого соблюдения установленных норм, определенных навыков.

Вместе с тем работа по развитию речи и формирование навыков правописания имеют много точек соприкосновения. У них общая цель: повышение уровня речевой культуры, грамотное письмо. Как справедливо отмечает А.В.Текучев, «уровень грамотности взрослых в значительной мере определяется уровнем их общего развития, общей культуры, начитанности и, как следствие этого, богатством языка».

В свою очередь хорошо сформированные навыки правописания - необходимое условие успешной работы по развитию письменной речи учащихся. Поэтому «принцип связи орфографии с другими видами работ по русскому языку, культурой речи в широком смысле слова» М.В.Ушаков считал одним из важнейших в методике обучения правописанию.

Рассмотрим данную проблему с точки зрения обогащения словарного запаса учащихся.

В последнее время в словарный обиход вошли такие «новомодные» слова, как: толерантность, брутальность, креатив, гламур, эпатаж, значение которых учащиеся не знают, но в силу того, что эти слова постоянно на слуху, они пытаются их использовать в своей речи, иногда неоправданно, что приводит двусмысленности, комичности.

Готовясь к уроку, словесник должен проанализировать весь отобранный дидактический материал и выделить слова, которые требуют разъяснения. При отборе слов для разъяснения учитываются такие критерии: 1) степень новизны слова для класса, 2) важность его для понимания текста (или предложения), 3) степень сходства (несходства) с соответствующим словом родного языка, 4) необходимость введения русского слова в активный запас учащихся. Отобранные слова вместе с их толкованием записываются на доске. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу его произношения и правописания. Поле хорового и индивидуального проговаривания можно предложить учащимся записать в тетрадь или в специальный словарик.

Таким образом, уже первый этап работы над обогащением словарного запаса школьников не только допускает, но и предполагает внимание к орфографии.

Попутное обращение к орфографии уместно и при выполнении лексико-семантических упражнений на уточнение значения многозначных слов, подбор синонимов, антонимов, анализ лексических недочетов, их исправление.

В свою очередь изучение орфографии допускает, а иногда и требует семантизации слов, выяснения оттенков их значений.

Прежде всего необходимо еще раз подчеркнуть, что каждое слово, встретившееся в упражнении, должно быть пояснено детям.

Кроме того в русской орфографии, как известно, основным является морфологический принцип. Поэтому часто необходимо уточнение значения той морфемы, в которой находится орфограмма. Примером могут служить слова-омофоны или слова с корнями-омофонами: обежать (бегом обойти что-то) - обижать (причинить кому-либо обиду); обвевать (обдавать струей воздуха) - обвивать (обматывать что-нибудь вокруг чего-то);

озимь (всходы озимых) - оземь (на землю, об землю); отварить (сварить) - отворить (открыть); подражать (делать по образцу) - подрожать (испытать дрожь); поласкать (проявить ласку) - полоскать ( промывать что-либо); прожевать ( разжевать что-либо) - проживать (жить, пребывать где-либо); посветить ( направит свет)- посвятить (осведомить о чем-либо; отдать время, жизнь чему-то); приведение ( существительное от глагола привести) - привидение ( призрак); развеваться ( колыхаться на ветру) - развиваться (становиться сильнее, совершеннее); разредить (сделать редким) - разрядить (освободить от заряда).

Большие возможности для установления связей между развитием речи учащихся и формированием навыков правописания раскрываются и при изучении орфоэпических и грамматических норм русского литературного языка. Для методики орфографии важным приемом является сопоставление звучания слова и его написания. В плане такого сопоставления все орфограммы и соответствующие правила можно разделить на две группы: 1) правильное произношение совпадает с написанием, 2) правильное написание не совпадает с написанием.

Но есть и такие орфографические правила, которые подкрепляются правильным произношением. Учет их специфики особенно важен в условиях билингвизма, когда отклонения от орфоэпических норм, возникающие под влиянием родного языка, провоцируют и орфографические ошибки. Так, в удмуртском языке нет звука [с'], а есть только звук [щ'], следовательно, учащиеся-удмурты неправильно произносят и пишут слово (вместо семь, восемь - щем, вощем), но, с другой стороны, они никогда не напишут малако, вместо молоко, так как в удмуртском языке нет такого фонетического процесса, как «акание».

Изучение грамматических норм русского языка также является важным условием предупреждения орфографических ошибок и должно сочетаться с совершенствованием навыков правописания. Например, употребление слов картофель, рояль, тюль, шампунь как существительные мужского рода (крупный картофель, белый рояль, легкий тюль, душистый шампунь и соответственно нет картофеля, рояля, тюля, шампуня) поможет отнести эти существительные ко 2 склонению, а не к 3, что необходимо для выбора правильного написания окончания предложного падежа единственного числа (позаботиться о картофеле, играть на рояле, пятно на тюле, осадок в шампуне).

Обучение нормативному употреблению предлогов благодаря, согласно, вопреки с дательным падежом (а не с родительным) также играет большую роль в предупреждении орфографических ошибок в окончаниях имен существительных (благодаря находке, согласно оценке, вопреки тревоге).

Работа над нормами употребления предлогов позволяет использовать дидактический материал, содержащий слова с орфограммами в окончаниях имен существительных. Например, с целью преодоления неправильного использования предлога за вместо о можно предложить школьникам составить словосочетания с глаголами: думать, говорить, заботиться- и существительными: книга, подруга, работа, качество, оценка, награда -(говорить о книге; заботиться о подруге; думать о работе, о качестве; не думать об оценке, о награде), объяснить написание безударных падежных окончаний существительных.

:

© 2010-2022