Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема опыта работы

"Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы"

«Умение учиться - это новообразование, которое в первую очередь, с связано освоением формы учебного сотрудничества»

Г.А.Цукерман


Условия возникновения и становления опыта.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящемуся к самоопределению и самореализации. Необходимость развития личности каждого ребенка, его индивидуальных способностей и личностных качеств - основная цель школьного образования. Новые методики, программы, технологии не должны становиться самоцелью, главное - подготовить и вырастить человека думающего и чувствующего, который не только обладает определенной суммой знаний, но умеет использовать эти знания в жизни, умеет действовать адекватно любой ситуации, быстро и разумно решать проблемы на разных уровнях (житейских, профессиональных, учебных, нравственных). Иначе говоря, не только научить, а научить учиться.

Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они ( каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

  • между основами традиционного обучения школьников и новыми технологиями;

  • между упрощенными вариантами контроля, ориентирующими детей на запоминание, а не на анализ, сравнение, творчество;

  • усвоение материала частично происходит на уроке, а в основном - дома, а ведь не секрет, что добросовестные дети перегружены домашними заданиями, что приводит к ухудшению здоровья.

Обозначить проблемы - полдела, а вот найти пути их решения?!

Где искать? В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы и устранить противоречия:

  • между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;

  • стремление ребят к самостоятельности в работе и неумение организовать свою учебно - познавательную деятельность и управлять ею;

  • стремление работать в группе и неумение работать в коллективах;

  • необходимостью развивать творческий потенциал каждого ученика и отсутствием условий работы с каждым.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность данной темы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также спецификой работы данного образовательного учреждения, где обучение осуществляется на русском (неродном) языке. С 2012 - 2013 учебного года русский язык как государственный язык межнационального общения является основным средством социализации личности школьника.

Исходя из выше изложенного, необходимо было выбрать технологию обучения, которая позволила бы практически решить эти противоречия, создать условия для развития способностей учащихся к самообразованию и самореализации.

В связи с этим я считаю целесообразным перейти

  • от педагогики принуждения - к педагогике сотрудничества, преимуществом которой является:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений;

  • обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а , следовательно, обеспечивает более прочное усвоение;

  • овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;

  • сотрудничество сильных, средних и слабых учеников. Такое сотрудничество разных по уровню успеваемости детей приводит к тому, что слабые доходят до уровня среднего, а средние до уровня сильного ученика;

  • важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Теоретическая база опыта

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика (гуманно личностная технология Ш.А.Амонашвили), на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей работе опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве, разработанный в университете Джона Хопкинса "Обучение в команде"(Р.Славин, Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой для моей педагогической деятельности послужили также работы И.С. Якиманской по личностно ориентированному развивающему обучению. "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильина и использую отдельные методики коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.

Внедрение учителем русского языка и литературы в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;

  • успешную самореализацию;

  • сотрудничество учителя и ученика.

Главным в условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!

Сущность опыта

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной , исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Роль учителя - помочь ученикам самостоятельно добыть нужные знания, критически осмыслить полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их.

Новизна

Новизной в моей работе является то, что сочетая дифференцированное обучение и используя технология учебного сотрудничества, значительно повышается эмоциональное - положительное отношение к совместной деятельности и деловые отношения на уроках у учащихся, а так же уровень коммуникативных универсальных умений и навыков.

Применяю элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений - результаты работ ребят.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

  • диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

  • определение базового уровня подготовки учащихся;

  • тематическое планирование уроков с применением данной технологии ;

  • организация малых групп;

  • обучение поведению при работе в малых группах;

  • оценивание работы группы;

  • итоговый контроль знаний и умений.

Адресная направленность, возможность внедрения опыта

Обучение в сотрудничестве приемлемо для использования в любом образовательном учреждении. Возможность внедрения опыта заключается в организации и управлении обучения к особенностям малых групп учащихся, ее контроль представляют интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.

Желание учителя, достаточное наличие учебно-методического комплекса: карточек - заданий для малых групп, специальных дидактических материалов -делают возможным освоение данного опыта.

Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с планировки помещения, с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, конечно же, видеть лица друг друга. Ставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по два стола (для работы в четверках, шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность.

Следующий шаг - обучение культуре общения в группе.

Для этого я разработала памятку работы в группе:

Работа в малых группах

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами

  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

Что же дальше? Деление класса на группы (поначалу группы не стоит делать большими). В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)

  • редактора (проверяющего правильность выполнения)

оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.

Возможны разные варианты метода обучения в сотрудничестве:

В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах,

  • командно-игровая деятельность,

  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,

  • индивидуализация обучения в командах.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов:

1. Организационный - происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка "Работа в малых группах".

2. Этап выполнения задания - определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы", выполнение заданий по принципу " вертушки", "пилы" либо по частям.

3. Этап обсуждения заданий группами - включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести проверочную работу, дать индивидуальные тесты.

5. Обсуждение достигнутых результатов - учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.

Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы:

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

Урок по теме "Причастие".

Учащимся 7 -го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены каждой группы. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение на тему " Причастие", жанр выбирают сами.

Усвоение нового материала

После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

Вариант 2

Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Вариант 2 можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.

Я считаю, что такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать партнера по команде и делать записи в тетрадях.

На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос или предложить тест.

Совокупность всех перечисленных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы способствует повышению:

  • мотивации учащихся;

  • уровню сформированности учебных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями развития школьников;

  • уровня сотрудничества учащихся.

Из этого следует, что использование технологии обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности уроков русского языка и литературы.

Используемая литература.

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.

  2. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий.

  3. Леонтьев А.А. Психология общения.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.

  5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка.

  6. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии.

  7. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения.

Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы



© 2010-2022