Конспект урока русского языка на тему Сочинительные союзы (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. 7 класс. Урок ОНЗ

Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

Цели урока: (для учителя)

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов

  2. (образовательная) Сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.

  3. (деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, группах, умение оценивать свою деятельность.

Ход урока


1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, садитесь Я очень рада вас видеть, надеюсь, общение наше и сегодня будет приятным и плодотворным.

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова великого русского писателя А. П. Чехова.

Слайд

В человеке всё должно быть прекрасно: и

лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А. П. Чехов

-А какого человека можно назвать красивым?

(Красивым можно назвать сильного, крепкого, здорового человека. Красивым и телом, и душой)

-И вы, я надеюсь, тоже будете прекрасными людьми!

-Найдите в эпиграфе однородные члены, союзы; объясните постановку знаков препинания.

-Сегодня вы узнаете новое о союзах, сами сформулируете тему, откроете новые знания. Итак, как вы будете открывать новое знание? (выясним, что мы не знаем и сами найдём выход.)

-Молодцы, желаю вам удачи.

2. Актуализация знаний.

-Сейчас мы повторим то, что нам потребуется. Дополните предложения.

Слайд

1. Союз - это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…

Вывод: мы повторили, что такое союзы и на какие группы они делятся.

- А теперь выполним пробное задание. У каждого из вас есть карточка, на которой сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.

И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также.

-Кто не смог выполнить это задание? Что не смогли?

-А кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните выбор своего ответа.

3. Выявление места и причины затруднения

-Прочитайте задание (возвращаемся к пробному заданию) Что нужно было сделать? (мы должны были разделить сочинительные союзы на группы)

-Почему вы не смогли это сделать? (Мы не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать на какие группы делятся сочинительные союзы и научиться этим пользоваться)

-Как же будет звучать тема нашего урока? (Группы (разряды) сочинительных союзов по значению)

-Запишем в тетрадях

-Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.

Слайд

План

  1. Прочитать предложения.

  2. Подчеркнуть союзы.

  3. Записать союзы в таблицу.

  4. Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта

(Ребята работают в группах)

Перед вами карточка. Заполните её.

  1. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

  2. Не от росы урожай, а от пота.

  3. То ветер завоет, то сильный дождь польёт.


Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

_____________

_____________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________


-Что у вас получилось?

- Какой союз в первом предложении? Какое значение он даёт предложению? (Соединяет явления, которые происходят в одно время)

-Во втором предложении какой союз? Какое значение он имеет? Одно явление противопоставляется другому)

-В третьем? (Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно)

-Итак, на какие же разряды делятся союзы? (Соединительные, противительные, разделительные.

Слайд

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно



(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И

Да (= и)

Также

Тоже

Не только… но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако


То ... то

То ли … то ли

Или

Или … или

Ни … ни

Либо

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Где мы это можем проверить? (По учебнику.)

-Откройте с.164. Прочитаем.


Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

_____________

_____________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________


-А теперь вернёмся к пробному заданию, с которым вы не смогли справиться в начале урока и дополним свои таблички теми сочинительными союзами, которые вам встретились в пробном задании, разбивая их на разряды по значению.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Выполните задание. Перепишите предложения, определите разряд сочинительных союзов.

Слайд

1. Вы пришли домой из школы и включили радио.

2. Звучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи.

3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.

-Проверим

Слайд

1. Вы пришли домой из школы и включили радио. (Соедин.)

2. Звучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании интересной передачи. (Противит.)

3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор. (Разделит.)

(проверка по слайду)

8. Включение в систему знаний и повторение

-Выполним упражнение 304.

9. Рефлексия

-Какую цель ставили на уроке? (Узнать на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы)

-Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы узнали, что сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные)

-В чём были трудности? Какую цель себе поставите?

-Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

Учащимся предлагается заполнить таблицу для оценивания.


Сегодня я самостоятельно открывал новые знания

У меня были затруднения при открытии новых знаний

У меня не было ошибок в самостоятельной работе

У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы

Я активно помогал работе своей группы

Я не был активным, работая в группе


-Запишите домашнее задание: § 50, упражнение 306.

-Урок закончен. До свидания.

Работа в группах по плану


  1. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

  2. Не от росы урожай, а от пота.

  3. То ветер завоет, то сильный дождь польёт.


Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

_____________

_____________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________



© 2010-2022