Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов

Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов. Цель мероприятия: показать роль книги в жизни солдат во время Великой Отечественной войны. Книга спасала солдат от гибели, вдохновляли их на подвиги. Она стала олицетворением духовной силы и могущества русских солдат. Тема актуальна и в наше время. Мероприятие проводится с целью воспитания внимательно, бережного отношения к книге, повышения интереса к чтению. Отмечается большое воспитательное значение данного мероприятия...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Книг солдатская судьба».

Учитель. Война для книг началась не 22 июня 1941 года, а 10 мая 1933 года. В этот день студенты Берлинского университета выносили их из расположенной напротив библиотеки, складывали и сжигали. Тогда в огне погибло 20 тысяч томов. Дни и ночи пылали на площадях Германии костры, в которых погибли книги. И все это делалось якобы для блага немецкого народа. На самом деле фашисты добивались того, чтобы целая нация разучилась думать, забыла об идеях добра и человеколюбия. Тех, кто читает только то, что пишут нацистские газеты, легче посылать завоевывать чужие земли, грабить, убивать.

Юлия. Книги, сожженные книгоубийцами на кострах,

Книги, сраженные пламенем бомб и времянок,

Носит еще где-то по свету ветер ваш прах,

книги,

погибшие смертью солдат безымянных.

Памятник надо поставить по совести вам.

Время идет, все отчетливей к лучшему сдвиги…

Но в назиданье иным неразумным векам

Памятник нужно поставить-

«Замученной книге».

Вед. Такой памятник есть, и называется он «Утонувшая библиотека». Его создали уже после войны в том самом месте, где студенты Берлинского университета сжигали книги. Это один из самых поразительных памятников Германии. В центре площади каменные плиты неожиданно сменяются толстым квадратом стекла. Если посмотреть сверху вниз, в ярком свете электрических ламп видно, что там находится белая комната с пустыми книжными полками. Рядом с этим памятником -символом потери - неброская таблица с надписью: «На этой площади 10 мая 1933 года нацистские студенты сжигали книги».

Диана. Если фашисты боялись книг и уничтожали их, то для русских солдат, вставших на защиту своей Родины, книги стали олицетворением духовной силы и могущества родной земли. Вот почему в солдатских вещмешках, рядом с нехитрыми пожитками, лежали томики А.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Толстого и других замечательных русских поэтов и писателей. Книги рассказывали бойцу о героическом прошлом России, воспевали красоту родной земли, учили добру и милосердию.

Азалия. Вот почему, наверно, герой стихотворения Леонида Хаустова «Баллада о Кузнечном рынке, 300 граммах хлеба и бравом солдате Иосифе Швейке», уходя на войну и делая выбор между хлебом и книгой, выбирает последнюю.

Стих. Диана. Толчок. Толкучка. Барахолка.

Особый лексикон беды.

В тяжелой наледи на полках

Пусты Кузнечного ряды.

Там кто - то черствый пряник мятный

За клей столярный отдавал;

Но был всего невероятней

Букинистический развал.

Стоял хозяин, Видно, слабо

Шло у него с обменом книг,

И я не понял, это баба

Или закутанный мужик.

Изданий пестрая семейка…

Но вдруг я обнаружил в ней

Весьма потрепанного Швейка,

Что был в сторонке, всех скромней.

Я размечтался - эту мне бы…

Но тотчас сам себя шугнул.

И. крепче стиснув пайку хлеба,

Я от соблазна прочь шагнул.

Но показалось мне - раздался

Веселый голос: «Ну, хорош,

Ведь ты же на войну собрался,

А без меня там пропадешь».

Я возвращаюсь, из кармана

Блокадный хлеб свой достаю,

Как мусульманин над Кораном,

Среди Кузнечного стою.

Скажу, пройдя дорог полтыщи,

Что не был мой порыв нелеп,

Когда в ту зиму, Швейк, дружище

Я смех твой выменял на хлеб

Азалия. Как же надо было верить в спасительную силу книги, чтобы обменять на нее 300 граммов блокадного хлеба!

Диана. Книги, опаленные войной. Судьбы их складывались по-разному: одни были спасены бойцами и офицерами, другие сами спасли солдат от гибели. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый», спрятанный под гимнастеркой Георгия Леонова, спас солдату жизнь, когда пуля застряла в толстом томе.

На слайд.

Поэзия моя, ты - из окопа,

Еще тогда, солдату жизнь храня,

Блеснула мне: смотри, мол,

Парень в оба,

Чем и спасла от снайпера меня.

Азалия. Но еще более удивительными кажутся истории о том, как солдаты, забывая об опасности, собирали книги среди обгоревших, полуразрушенных зданий, организовывали в воинских частях библиотеки, в свободное от боя минуту перелистывали любимые страницы.

Вед. Враг не щадил ничего. Только в западных областях СССР, подвергшихся оккупации, было уничтожено более 43 тысяч общественных библиотек, в которых находилось свыше 100т миллионов книг. Фашисты задались целью стереть с лица земли все, что связано с русской культурой, чтобы никогда больше она не воскресла.

Вед. Наши солдаты, защищавшие Родину от врага, понимали это и старались спасти не только человеческие жизни, но и жизнь книг. Многие издания вытащили буквально из руин.

Выходят автор и боец.

Автор. Петергоф как ближайший к Ленинграду город перестал уже существовать. Дворцы 18 века легли под ударами артиллерии 291-й немецкой пехотной дивизии. Казалось бы, нашим бойцам хватало заботы, неустанно отражая вражеские атаки, чтобы не думать уже о том, что не связано с прямым боевым заданием. Однако, я увидел, как красноармеец старательно счищал прилипшую грязь с книги в большом красном переплете. Рядом с ним лежал парусиновый мешок, туго набитый книгами. Боец заинтересовал меня. Я подошел к нему и спросил: «Откуда книги?».

Боец. Это для лейтенанта Богомолова.

Автор: А кто такой Богомолов?

Боец: Борис Иванович книги собирает тут, в городке, сам и других просит. Он и зимой, в морозы, лазил тут, в домишках, хоть и разрушено было сильно, а что-то кое-где и уцелело.

Автор: А зачем ему книги?

Боец: Как зачем? Народное добро спасает. Он, знаете, сколько книг спас из огня, из развалин! Почитай, тысячи две-три уже унес.

Автор: А какие книги?

Боец: Да разные. Пушкин, Лермонтов, Толстой. А то арабские сказки - «Тысяча и одна ночь», много томов. А бывало, столько книг попадалось, что сразу и не унести. В одном доме Шекспир так половину полки занял. Но вот тут и не повезло. При поисках-то и стрелять приходится, от фашистов отбиваться, а уж потом вязать тюки да и тащить. А тут за подводой отправились, чтобы на другой день все сразу вывезти. А как к дому добрались, его уже и нет. Фашисты его так додолбили снарядами, что стены рухнули. А между кирпичей пламя. … Сейчас Богомолов далеко отсюда перешел со своей частью, а не забывает, все приходит. Я вот ему насобирал книг. Не сегодня-завтра придет…

Автор: А ведь фашист посмеялся бы над вами, товарищ, узнав, что вы собираете книги на пожарище, среди боя.

Боец: Пусть посмеется, но ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним. Я так думаю!

Автор: И долго потом я вспоминал этих отважных, умных, добрых искателей прекрасного, которые не впали в отчаяние в несметных бедствиях и испытаниях.

Автор и боец уходят.

Учитель. Вместе с пулей и штыком воина Литература, Слово тоже добывали Победу.

Давайте послушаем фронтового корреспондента.

Выходит фронтовой корреспондент.

Корр. Во фронтовых условиях, когда нелегко хранить и возить за собой книги, наши бойцы и офицеры берегут этот драгоценный груз. Самое лучшее доказательство этому - существование ротных библиотек во многих частях. Обычно ротными библиотекарями были более грамотные бойцы, которые любят и хранят книги.

В книгах нуждались не только солдаты на фронте, но и жители оккупированных районов, партизаны. Дорожили каждой книгой, несмотря на то, что распространение и хранение советских печатных изданий преследовалось и нередко каралось смертью.

Партизаны налаживали собственное производство красок, переливали шрифты, в качестве бумаги использовали оборотную сторону обоев, даже древесную кору. Были случаи выпуска и распространения рукописных книг. Листовки, газеты, брошюры печатались во многих оккупированных областях.

Диана. Какие же книги были самыми любимыми на фронтах Великой Отечественной? Самые разные.. Прежде всего, конечно, классика: книги Гоголя, Лермонтова, Толстого, Лескова, Тургенева, Пушкина. Все они укрепляли народное самосознание.

Учитель. Послушайте стихотворение Веры Михайловны Инбер, в котором говорится о подвиге солдата, который при пожаре спасал томик стихов Пушкина.

От бомбы дрогнули в огне

Стропила мирной комнатушки,

А человек стоял в окне,

А человек взывал «Ко мне!

Тут книги у меня! Тут Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»

Но книг оставить не хотел он.

И крепко прижимал к груди

Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал

И рухнул человек при этом,

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил

Лежал, как мертвый на подушке,

И первое, что он спросил,

Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,

Ему ответил: «Пушкин жив».

Вед. Особое отношение было у солдат к пронзительно-грустным стихам Сергея Есенина. Созданный им образ Родины, близкой «до радости, до боли», не смог оставить равнодушным человека, переживающего за судьбу своей Родины.

И он, забыв про злые боли,

Шел беспощадно мстить врагу

За Русь - малиновое поле,

За синь, упавшую в реку,

За горе матери поэта,

За отчий край и этот дом.

Но он не сразу понял это,

А лишь в конце войны.

Потом.

Вед. Об отношении к книгам Сергея Есенина во время Великой Отечественной войны в своих воспоминаниях рассказывает сын поэта Константин Есенин.

Сын Есенина. «Однажды в сумрачный осенний день 1943 года я оказался на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Был я еще солдатом, в потертой прожженной шинели, в нахлобученной пилотке. Неожиданно я увидел букинистический магазин «Старая книга» и без всякой цели зашел в него. После землянок на болотах, после траншей стоять в магазине, полном старых, умных книг, было почти блаженством. В это время к пожилой женщине, стоявшей за прилавком, подошел молодой человек и спросил:«Скажите, нет ли у вас томика стихов Есенина?». Женщина с усталым лицом, носившим следы голода и тяжких переживаний, удивилась: «Что вы! Нет, конечно! Сейчас книги Есенина - редкость!». Сколько бы раз я потом ни оказывался на этом месте, образ человека, давно потерявший очертания, встает перед моими глазами. В Ленинграде, в блокаду, когда жизнь была отчаянно трудна и сурова, ему понадобился томик Есенина. Во время войны люди тянулись к поэзии Есенина, его искренности, нежности, теплоте».

Азалия. Стих. С.Есенина «Я покинул родимый дом»

Диана. В годы войны возрос интерес к прошлому России, ее военной истории. В 1942 году начала издаваться популярная серия брошюр, посвященная великим русским полководцам Александру Невскому. Дмитрию Донскому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому. По-новому взглянули люди на роман Л.Н.Толстого «Война и мир».

Азалия. Военные корреспонденты не раз писали о том, как «Война и мир» помогала бойцам сражаться с врагом. Однажды после успешной операции корреспондент газеты спросил командира, как случилось, что небольшая группа русских одержала победу над превосходящими силами противника. Вместо ответа командир вынул из кармана небольшую книгу и раскрыл ее на странице, где красным карандашом были подчеркнуты строки о роли духа войска в сражении. Эта книжечка - изданные отдельно главы о Бородинском сражении.

Диана. Большой популярностью пользовалась поэмы А.Твардовского «»Василий Теркин». Александр Твардовский написал свою поэму, самую известную в 1941-1945 годах. Она принадлежит к тем книгам, которые помогали в победе над фашистами. Главный герой этой книги - Василий Теркин. Один из немногих литературных героев, которому в нашей стране поставлен памятник.

Аудиозапись

Азалия. На Западе не понимали: чем держатся русские? Объяснение чуда, между прочим, искали именно в «Войне и мире». За годы войны роман Толстого был издан в девяти странах. И русские, и зарубежные писатели повторяли, что мысли о «Войне и мире» наполняют сердца горячей верой в исход второй мировой войны.

Диана. В это тяжелое время не прекращался выпуск литературы для детей. Дети военной поры, как могли, помогали взрослым приближать победу, и очень часто вдохновителем и организатором их начинаний была книга. Так было с повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Писатель сумел направить энергию детворы в русло увлекательной игры и вместе с тем заботы о родной армии. Книга Гайдара воспитывала и воевала, как воевал ее автор.

Отрывок фильма «Тимур и его команда».

Гульназ. В дни блокады в Ленинграде поэт Н.С.Тихонов записывал в своем дневнике: «В городе в огромном спросе книга… Книжные магазины полны покупателей. Все приезжающие с передовых позиций жадно устремляются за книгой».Ленинградская книжная база не прекращала свою работу и в тяжелейших условиях блокады. Не закрывалась и Книжная лавка писателей. В эти годы у населения было приобретено много частных библиотек. В осажденном городе каждый день открывала свои двери Публичная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Замерзающие, опухшие от голода люди находили в себе силы приходить в читальный зал. Ведь на страницах книг можно было не только встретиться с любимыми героями, но и найти полезные советы, позволяющие выжить в тяжелейших условиях блокады, успешно драться с врагом.

Учитель. В рассказе Евгения Захаровича Воробьева «Шелест страниц» приведен удивительный по своей силе документ - список книг, пользовавшихся повышенным читательским спросом в блокадном Ленинграде.

На какие вопросы читатели хотели получить ответы? Что читателей интересовало больше всего? Это были книги:

Дикорастущие съедобные растения.

Тактика партизан в 1812 году.

Подземный госпиталь.

О воинской чести.

Технология изготовления пороха.

Разведение шампиньонов.

Средства против обморожения.

Применение дымовых завес.

Награждение Петрограда орденом Красного Знамени в 1919 году.

Гидрология Ладожского озера.

План и путеводитель по Петергофу.

Зарядка аккумуляторов.

Цинга и борьба с ней.

Кустарное производство спичек.

Зимняя смазка оружия.

Да, в суровые дни блокады и сама библиотека, и ее работники находились в одном строю с защитниками города. Они помогли им выстоять и победить.

Диана. Книги, опаленные пламенем войны, страдавшие вместе с русским народом, звавшие его на борьбу, становятся теперь символом мирной жизни.

Победа в Великой Отечественной войне стала не столько победой русского оружия, сколько победой силы духа нашего народа над фашизмом. Оказалось, что русский человек на войне способен жить, верить и любить. Каждую минуту он мог оказаться перед лицом смерти, но в ожесточенной борьбе, в преодолении страха он верил в светлое и высокое.

Азалия. Книга, опаленная войной. Ты шла к победе долгих 12 лет. Война началась для тебя в тот майский день 1933 года, когда заполыхали костры на площадях Германии. А закончилась победной весной 1945-го, когда русский солдат с вещмешком на плече вошел вместе с тобой в поверженный Берлин.

Стих.Жамиля

В пожарищах смятенных дней,

Когда окоп - твоя могила,

Лишь перед смертью и видней,

Кто без чего прожить не в силах.

И в задыхающийся час

Атаки или обороны

Мне книга - пища и очаг,

Она - оружье и патроны.

О книги! Подняты они

Из мертвых танков, из окопов,

Из-под расплющенной брони

Непогребенных самолетов.

Они взывали стать смелей-

Они к восстанию взывали,

И их сжигали, как людей

В печах Майданека сжигали.

Могилы братские - толпа

Погибших книг и пепла горстка…

О, книг солдатская судьба-

Судьба терпенья и упорства.

Учитель. Обобщение. Актуальность темы.

© 2010-2022