- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов
Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 8-9 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахматулина М.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Книг солдатская судьба».
Учитель. Война для книг началась не 22 июня 1941 года, а 10 мая 1933 года. В этот день студенты Берлинского университета выносили их из расположенной напротив библиотеки, складывали и сжигали. Тогда в огне погибло 20 тысяч томов. Дни и ночи пылали на площадях Германии костры, в которых погибли книги. И все это делалось якобы для блага немецкого народа. На самом деле фашисты добивались того, чтобы целая нация разучилась думать, забыла об идеях добра и человеколюбия. Тех, кто читает только то, что пишут нацистские газеты, легче посылать завоевывать чужие земли, грабить, убивать.
Юлия. Книги, сожженные книгоубийцами на кострах,
Книги, сраженные пламенем бомб и времянок,
Носит еще где-то по свету ветер ваш прах,
книги,
погибшие смертью солдат безымянных.
Памятник надо поставить по совести вам.
Время идет, все отчетливей к лучшему сдвиги…
Но в назиданье иным неразумным векам
Памятник нужно поставить-
«Замученной книге».
Вед. Такой памятник есть, и называется он «Утонувшая библиотека». Его создали уже после войны в том самом месте, где студенты Берлинского университета сжигали книги. Это один из самых поразительных памятников Германии. В центре площади каменные плиты неожиданно сменяются толстым квадратом стекла. Если посмотреть сверху вниз, в ярком свете электрических ламп видно, что там находится белая комната с пустыми книжными полками. Рядом с этим памятником -символом потери - неброская таблица с надписью: «На этой площади 10 мая 1933 года нацистские студенты сжигали книги».
Диана. Если фашисты боялись книг и уничтожали их, то для русских солдат, вставших на защиту своей Родины, книги стали олицетворением духовной силы и могущества родной земли. Вот почему в солдатских вещмешках, рядом с нехитрыми пожитками, лежали томики А.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Толстого и других замечательных русских поэтов и писателей. Книги рассказывали бойцу о героическом прошлом России, воспевали красоту родной земли, учили добру и милосердию.
Азалия. Вот почему, наверно, герой стихотворения Леонида Хаустова «Баллада о Кузнечном рынке, 300 граммах хлеба и бравом солдате Иосифе Швейке», уходя на войну и делая выбор между хлебом и книгой, выбирает последнюю.
Стих. Диана. Толчок. Толкучка. Барахолка.
Особый лексикон беды.
В тяжелой наледи на полках
Пусты Кузнечного ряды.
Там кто - то черствый пряник мятный
За клей столярный отдавал;
Но был всего невероятней
Букинистический развал.
Стоял хозяин, Видно, слабо
Шло у него с обменом книг,
И я не понял, это баба
Или закутанный мужик.
Изданий пестрая семейка…
Но вдруг я обнаружил в ней
Весьма потрепанного Швейка,
Что был в сторонке, всех скромней.
Я размечтался - эту мне бы…
Но тотчас сам себя шугнул.
И. крепче стиснув пайку хлеба,
Я от соблазна прочь шагнул.
Но показалось мне - раздался
Веселый голос: «Ну, хорош,
Ведь ты же на войну собрался,
А без меня там пропадешь».
Я возвращаюсь, из кармана
Блокадный хлеб свой достаю,
Как мусульманин над Кораном,
Среди Кузнечного стою.
Скажу, пройдя дорог полтыщи,
Что не был мой порыв нелеп,
Когда в ту зиму, Швейк, дружище
Я смех твой выменял на хлеб
Азалия. Как же надо было верить в спасительную силу книги, чтобы обменять на нее 300 граммов блокадного хлеба!
Диана. Книги, опаленные войной. Судьбы их складывались по-разному: одни были спасены бойцами и офицерами, другие сами спасли солдат от гибели. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый», спрятанный под гимнастеркой Георгия Леонова, спас солдату жизнь, когда пуля застряла в толстом томе.
На слайд.
Поэзия моя, ты - из окопа,
Еще тогда, солдату жизнь храня,
Блеснула мне: смотри, мол,
Парень в оба,
Чем и спасла от снайпера меня.
Азалия. Но еще более удивительными кажутся истории о том, как солдаты, забывая об опасности, собирали книги среди обгоревших, полуразрушенных зданий, организовывали в воинских частях библиотеки, в свободное от боя минуту перелистывали любимые страницы.
Вед. Враг не щадил ничего. Только в западных областях СССР, подвергшихся оккупации, было уничтожено более 43 тысяч общественных библиотек, в которых находилось свыше 100т миллионов книг. Фашисты задались целью стереть с лица земли все, что связано с русской культурой, чтобы никогда больше она не воскресла.
Вед. Наши солдаты, защищавшие Родину от врага, понимали это и старались спасти не только человеческие жизни, но и жизнь книг. Многие издания вытащили буквально из руин.
Выходят автор и боец.
Автор. Петергоф как ближайший к Ленинграду город перестал уже существовать. Дворцы 18 века легли под ударами артиллерии 291-й немецкой пехотной дивизии. Казалось бы, нашим бойцам хватало заботы, неустанно отражая вражеские атаки, чтобы не думать уже о том, что не связано с прямым боевым заданием. Однако, я увидел, как красноармеец старательно счищал прилипшую грязь с книги в большом красном переплете. Рядом с ним лежал парусиновый мешок, туго набитый книгами. Боец заинтересовал меня. Я подошел к нему и спросил: «Откуда книги?».
Боец. Это для лейтенанта Богомолова.
Автор: А кто такой Богомолов?
Боец: Борис Иванович книги собирает тут, в городке, сам и других просит. Он и зимой, в морозы, лазил тут, в домишках, хоть и разрушено было сильно, а что-то кое-где и уцелело.
Автор: А зачем ему книги?
Боец: Как зачем? Народное добро спасает. Он, знаете, сколько книг спас из огня, из развалин! Почитай, тысячи две-три уже унес.
Автор: А какие книги?
Боец: Да разные. Пушкин, Лермонтов, Толстой. А то арабские сказки - «Тысяча и одна ночь», много томов. А бывало, столько книг попадалось, что сразу и не унести. В одном доме Шекспир так половину полки занял. Но вот тут и не повезло. При поисках-то и стрелять приходится, от фашистов отбиваться, а уж потом вязать тюки да и тащить. А тут за подводой отправились, чтобы на другой день все сразу вывезти. А как к дому добрались, его уже и нет. Фашисты его так додолбили снарядами, что стены рухнули. А между кирпичей пламя. … Сейчас Богомолов далеко отсюда перешел со своей частью, а не забывает, все приходит. Я вот ему насобирал книг. Не сегодня-завтра придет…
Автор: А ведь фашист посмеялся бы над вами, товарищ, узнав, что вы собираете книги на пожарище, среди боя.
Боец: Пусть посмеется, но ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним. Я так думаю!
Автор: И долго потом я вспоминал этих отважных, умных, добрых искателей прекрасного, которые не впали в отчаяние в несметных бедствиях и испытаниях.
Автор и боец уходят.
Учитель. Вместе с пулей и штыком воина Литература, Слово тоже добывали Победу.
Давайте послушаем фронтового корреспондента.
Выходит фронтовой корреспондент.
Корр. Во фронтовых условиях, когда нелегко хранить и возить за собой книги, наши бойцы и офицеры берегут этот драгоценный груз. Самое лучшее доказательство этому - существование ротных библиотек во многих частях. Обычно ротными библиотекарями были более грамотные бойцы, которые любят и хранят книги.
В книгах нуждались не только солдаты на фронте, но и жители оккупированных районов, партизаны. Дорожили каждой книгой, несмотря на то, что распространение и хранение советских печатных изданий преследовалось и нередко каралось смертью.
Партизаны налаживали собственное производство красок, переливали шрифты, в качестве бумаги использовали оборотную сторону обоев, даже древесную кору. Были случаи выпуска и распространения рукописных книг. Листовки, газеты, брошюры печатались во многих оккупированных областях.
Диана. Какие же книги были самыми любимыми на фронтах Великой Отечественной? Самые разные.. Прежде всего, конечно, классика: книги Гоголя, Лермонтова, Толстого, Лескова, Тургенева, Пушкина. Все они укрепляли народное самосознание.
Учитель. Послушайте стихотворение Веры Михайловны Инбер, в котором говорится о подвиге солдата, который при пожаре спасал томик стихов Пушкина.
От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал «Ко мне!
Тут книги у меня! Тут Пушкин!»
Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.
Когда ж произошел обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.
В больнице долго он без сил
Лежал, как мертвый на подушке,
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».
Вед. Особое отношение было у солдат к пронзительно-грустным стихам Сергея Есенина. Созданный им образ Родины, близкой «до радости, до боли», не смог оставить равнодушным человека, переживающего за судьбу своей Родины.
И он, забыв про злые боли,
Шел беспощадно мстить врагу
За Русь - малиновое поле,
За синь, упавшую в реку,
За горе матери поэта,
За отчий край и этот дом.
Но он не сразу понял это,
А лишь в конце войны.
Потом.
Вед. Об отношении к книгам Сергея Есенина во время Великой Отечественной войны в своих воспоминаниях рассказывает сын поэта Константин Есенин.
Сын Есенина. «Однажды в сумрачный осенний день 1943 года я оказался на перекрестке Невского и Литейного проспектов. Был я еще солдатом, в потертой прожженной шинели, в нахлобученной пилотке. Неожиданно я увидел букинистический магазин «Старая книга» и без всякой цели зашел в него. После землянок на болотах, после траншей стоять в магазине, полном старых, умных книг, было почти блаженством. В это время к пожилой женщине, стоявшей за прилавком, подошел молодой человек и спросил:«Скажите, нет ли у вас томика стихов Есенина?». Женщина с усталым лицом, носившим следы голода и тяжких переживаний, удивилась: «Что вы! Нет, конечно! Сейчас книги Есенина - редкость!». Сколько бы раз я потом ни оказывался на этом месте, образ человека, давно потерявший очертания, встает перед моими глазами. В Ленинграде, в блокаду, когда жизнь была отчаянно трудна и сурова, ему понадобился томик Есенина. Во время войны люди тянулись к поэзии Есенина, его искренности, нежности, теплоте».
Азалия. Стих. С.Есенина «Я покинул родимый дом»
Диана. В годы войны возрос интерес к прошлому России, ее военной истории. В 1942 году начала издаваться популярная серия брошюр, посвященная великим русским полководцам Александру Невскому. Дмитрию Донскому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому. По-новому взглянули люди на роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
Азалия. Военные корреспонденты не раз писали о том, как «Война и мир» помогала бойцам сражаться с врагом. Однажды после успешной операции корреспондент газеты спросил командира, как случилось, что небольшая группа русских одержала победу над превосходящими силами противника. Вместо ответа командир вынул из кармана небольшую книгу и раскрыл ее на странице, где красным карандашом были подчеркнуты строки о роли духа войска в сражении. Эта книжечка - изданные отдельно главы о Бородинском сражении.
Диана. Большой популярностью пользовалась поэмы А.Твардовского «»Василий Теркин». Александр Твардовский написал свою поэму, самую известную в 1941-1945 годах. Она принадлежит к тем книгам, которые помогали в победе над фашистами. Главный герой этой книги - Василий Теркин. Один из немногих литературных героев, которому в нашей стране поставлен памятник.
Аудиозапись
Азалия. На Западе не понимали: чем держатся русские? Объяснение чуда, между прочим, искали именно в «Войне и мире». За годы войны роман Толстого был издан в девяти странах. И русские, и зарубежные писатели повторяли, что мысли о «Войне и мире» наполняют сердца горячей верой в исход второй мировой войны.
Диана. В это тяжелое время не прекращался выпуск литературы для детей. Дети военной поры, как могли, помогали взрослым приближать победу, и очень часто вдохновителем и организатором их начинаний была книга. Так было с повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Писатель сумел направить энергию детворы в русло увлекательной игры и вместе с тем заботы о родной армии. Книга Гайдара воспитывала и воевала, как воевал ее автор.
Отрывок фильма «Тимур и его команда».
Гульназ. В дни блокады в Ленинграде поэт Н.С.Тихонов записывал в своем дневнике: «В городе в огромном спросе книга… Книжные магазины полны покупателей. Все приезжающие с передовых позиций жадно устремляются за книгой».Ленинградская книжная база не прекращала свою работу и в тяжелейших условиях блокады. Не закрывалась и Книжная лавка писателей. В эти годы у населения было приобретено много частных библиотек. В осажденном городе каждый день открывала свои двери Публичная библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина. Замерзающие, опухшие от голода люди находили в себе силы приходить в читальный зал. Ведь на страницах книг можно было не только встретиться с любимыми героями, но и найти полезные советы, позволяющие выжить в тяжелейших условиях блокады, успешно драться с врагом.
Учитель. В рассказе Евгения Захаровича Воробьева «Шелест страниц» приведен удивительный по своей силе документ - список книг, пользовавшихся повышенным читательским спросом в блокадном Ленинграде.
На какие вопросы читатели хотели получить ответы? Что читателей интересовало больше всего? Это были книги:
Дикорастущие съедобные растения.
Тактика партизан в 1812 году.
Подземный госпиталь.
О воинской чести.
Технология изготовления пороха.
Разведение шампиньонов.
Средства против обморожения.
Применение дымовых завес.
Награждение Петрограда орденом Красного Знамени в 1919 году.
Гидрология Ладожского озера.
План и путеводитель по Петергофу.
Зарядка аккумуляторов.
Цинга и борьба с ней.
Кустарное производство спичек.
Зимняя смазка оружия.
Да, в суровые дни блокады и сама библиотека, и ее работники находились в одном строю с защитниками города. Они помогли им выстоять и победить.
Диана. Книги, опаленные пламенем войны, страдавшие вместе с русским народом, звавшие его на борьбу, становятся теперь символом мирной жизни.
Победа в Великой Отечественной войне стала не столько победой русского оружия, сколько победой силы духа нашего народа над фашизмом. Оказалось, что русский человек на войне способен жить, верить и любить. Каждую минуту он мог оказаться перед лицом смерти, но в ожесточенной борьбе, в преодолении страха он верил в светлое и высокое.
Азалия. Книга, опаленная войной. Ты шла к победе долгих 12 лет. Война началась для тебя в тот майский день 1933 года, когда заполыхали костры на площадях Германии. А закончилась победной весной 1945-го, когда русский солдат с вещмешком на плече вошел вместе с тобой в поверженный Берлин.
Стих.Жамиля
В пожарищах смятенных дней,
Когда окоп - твоя могила,
Лишь перед смертью и видней,
Кто без чего прожить не в силах.
И в задыхающийся час
Атаки или обороны
Мне книга - пища и очаг,
Она - оружье и патроны.
О книги! Подняты они
Из мертвых танков, из окопов,
Из-под расплющенной брони
Непогребенных самолетов.
Они взывали стать смелей-
Они к восстанию взывали,
И их сжигали, как людей
В печах Майданека сжигали.
Могилы братские - толпа
Погибших книг и пепла горстка…
О, книг солдатская судьба-
Судьба терпенья и упорства.
Учитель. Обобщение. Актуальность темы.