Окрытый урок русской литературы, посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...Школа-лицей №20 имени А.С.Пушкина



План

открытого урока по внеклассному чтению

в 9 «Г» классе



Учитель русского языка и литературы: НуржановаБатимаТулегеновна

2014-2015 учебный год

Тема:«Моей земли не умирают люди…»

(Презентация творчеств поэтов военных лет Юлии Друниной, Константина Симонова, Михаила Исаковского)

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчествами поэтов, М.Исаковского, Ю.Друниной, К.Симонова, показать героические мотивы лирики военных лет, проследить как раскрыта тема Родины и народа.

2.Развить мышление и речь, формировать навыки выразительного чтения.

3. Воспитать чувство уважения к человеку, завоевавшему великую победу и к людям, воспевшим бессмертие воинского подвига.

Тип урока: урок-презентация.

Методы:метод ассоциаций, «Свободное письмо».

Формы работ: групповые, индивидуальные.

Оборудование: интерактивная доска, цветные слайды, стенгазеты, музыкальные записи песен военных лет.

Ожидаемые результаты: Создание эффективной воспитательной системы для формирования у детей патриотизма, гражданского самосознания.

Ход урока.

Iэтап. Побуждение.

  1. Звучит запись песни. В Лебедева-Кумача «Священная война».

Слово учителя:22 июня 1941 года фашистская Германия , опьяненная военными успехами, вооруженная до зубов, без объявления войны напала на нашу Родину. А нашей Родиной в те годы был нерушимый Советский Союз, в состав которого входили 15 союзных республик, в том числе и Казахская ССР. На борьбу с фашистами поднялся весь советский народ. Не могли оставаться в стороне писатели и поэты. С первых же дней войны поэзия заняла достойное место на переднем крае борьбы с фашистскими захватчиками.

  1. Индивидуальная деятельность

Запишите в тетрадях ассоциации к слову «Война».

Запись учащимися ассоциативного ряда.

«Прочитайте слово, которое, по вашему мнению, является более точным».

  1. Объявляются цели урока.

Познакомить учащихся с творчествами поэтов М.Исаковского, Юлии Друниной, К.Симонова.

Проследить, как отображались в поэзии героические мотивы народа.

II этап. Осмысление смысла.

Класс разделён на 3 группы, которые получили опережающее домашнее задание.

1группа - Презентация творчества Михаила Исаковского.Слайд №1 (Портреты, родные места, семья поэта)

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

  1. Краткая биография М.Исаковского:

Русский советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1943, 1949), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с
1918 года . Родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил свое обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921-1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.

  1. Стихотворение. «Наказ сыну»



  1. Стихотворение «Летели на фронт самолёты»

  2. Стихотворение «Ночь»

Слово учителя: Стихи Исаковского как ласточки летели на фронт, поднимали дух бойцов, поддерживали друзей, родных погибших.

Поэзия как воздух, нужна была людям.

Необычайную судьбу имела песня «Катюша».

Исполнение девочками песни «Катюша».

Слайд №2Премии и награды М.Исаковского.

За свои песни дважды получил Сталинскую премию (1943, 1949).

В 1970 году получил звание Герой Социалистического Труда.

Награждён 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

2 группа - Презентация творчества Юлии Друниной.

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

Слово учителя: На стенгазете, посвященной творчеству Юлии Владимировны Друниной написаны слова М.Светлова «И девушка наша в походной шинели…»

Слова могут служить эпиграфом ко всему творчеству поэтессы.

«Всю жизнь я была на переднем крае и хотела бы умереть на нём….» писала Ю.Друнина. Эти строки выражают её поэтическое правило. Поэтесса обладала большим поэтическим потенциалом. Создавала стихи на протяжении 50 лет. Сейчас вы ознакомитесь с жизнью и стихами замечательной поэтессы.

Слайд №3

1.Краткая биография Юлии Друниной:

Детство. С 1931 Юля училась в московской школе № 131, где преподавал её отец. С детства она любила читать и не сомневалась, что будет литератором.

В 11 лет начала писать стихи. Посещала литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя.

В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.

1941 год. После начала Великой Отечественной войны, в 17-летнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину. Работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестер.

В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне - вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, - Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат - с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

Оказавшись снова в Москве осенью 1941, Юлия Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжелобольного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС).

1943 год.По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии.

В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.

В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все сборники военной поэзии.

1944-1945 годы. После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться, в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, ее признали годной к строевой службе.

Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился.

Пережитое на войне стало темой творчества Юлии Друниной.





  1. Чтение стихотворения «Солдатские будни»

  2. Чтение стихотворения «Я ушла из детства…»

  3. Чтение стихотворения «Зинка»

  4. Чтение стихотворения «На носилках около сарая…»

Пережив войну, Друнина стала замечательной поэтессой, занималась общественной работой, занимала высокие посты, была секретарём Союза писателей России, депутатом, но никогда не переставала писать о войне, о фронтовой юности.

Когда Ю.Друнину спросили спустя 20 лет после войны «Что заставляет её вновь и вновь возвращаться к теме войны?»-она ответила: «Память сердца».

Юлия Друнина автор 8 поэтических сборников и двух двухтомников.

Слайд №4 Премии и награды.

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

Презентация творчества Константина Симонова

Окрытый урок русской литературы,посвященный 70-летию Победы Моей земли не умирают люди...

Слово учителя: К.Симонов-это русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Г войны находился в действующей армии и был военным корреспондентом.

Слайд №5

  1. Краткая биография К.Симонова

Константин Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург.

Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, воспитывался

отчимом - преподавателемвоенного училища.

Детские годы Симонова прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 году семилетку в Саратове, пошел

учиться на токаря в фабрично- заводское училище.

В 1931 семья переехалав Москву, и Симонов, окончив

здесь фабзавуч точной механики, пошел работать

на завод. В эти же годы началписать стихи.

В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихиКонстантина Симонова. В 1938 г закончил Литературный институт им.М. Горького.В 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин- Гол в Монголию.

С началом войны был призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал пьесы

"Русские люди", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война».

Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии,Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Великая Отечественная война стала главной темой в творчестве Константина Симонова. Сам писатель так говорил:« Моя цель - дать почувствовать читателю, какой была эта война. Победа нам досталась дорогой ценой… Если я не расскажу об этих трудностях, тогда мне не удастся рассказать о мере подвига нашего народа».

Константин Симонов неоднократно сам бывал на передовой линии, не раз поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку, был в тылу врага.

О трудностях жизни на фронте и в тылу писал он в своих рассказах,повестях и стихотворениях.

Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и

писал о ней.В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал:«Люди, которые хотят, чтобыВторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней… должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны».

  1. Чтение стихотворения «Слава»

  2. Чтение стихотворения «Неправда, друг не умирает..»

  3. Чтение стихотворения «Жди меня»

Всю жизнь и после войны К.Симонов помнил войну и писал о ней.

В 1975 году, обращаясь к народам Земли, он сказал: «Люди, которые хотят, чтобы Вторая мировая война действительно называлась в учебниках истории последней…должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны»..

Среди произведении К.Симонова романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи.

III этап. Рефлексия

1.Слово учителя:

Мы познакомились с творчествами таких великих поэтов военного времени как М.Исаковский,Ю.Друнина, К.Симонов. Ответьте мне на вопрос, какова основная тема стихотворений этих поэтов?

Тема войны, любви к Родине, патриотизма. В этом году всё мировое человечество отмечает 70 юбилей Победы над немецко-фашисткими захватчиками. Пусть пройдет 70, 90, 100 лет люди не забудут 60 миллионов погибших людей, из 13 миллионов дети.

2. Стихотворение А.Молчанова «Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне» 3.Слово учителя:

Помните! Через века, через года

Кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили.

Детям детей расскажите о них

Чтобы тоже запомнили!

Не плачьте, в горле сдержите стоны

Горькие стоны,

Памяти павших, будьте достойны

Вечно достойны!

А мы, поколение, не знавшее войны, должны помнить и делать всё, чтобы на земле никогда не было войны.

4.«Свободное письмо»

1.Что я почерпнул из этого урока?

2. Что взял для себя?

5. Просмотр видеоролика к песне «Журавли»

6.Итог урока. Комментарии оценок.



© 2010-2022