Разработка урока развития речи Чудо, прошедшее через века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть - Сертинская средняя общеобразовательная школа»

Чебулинского района Кемеровской области






Урок развития речи.

Тема: «Чудо, прошедшее через века».



Составитель: Кузьмина Светлана Анатольевна,

учитель МБОУ «Усть - Сертинская средняя

общеобразовательная школа»

Чебулинского района Кемеровской области





Адрес проживания:

652281, Кемеровская область,

Чебулинский район,

село Усть - Серта,

ул. Сибирская,18

2014 год

Урок развития речи в 8 классе \ 2 часа.

Тема: «Чудо, прошедшее через века».

Кузьмина Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Усть - Сертинская средняя общеобразовательная школа» Чебулинского района Кемеровской области. Адрес: 652281, Кемеровская область, Чебулинский район, село Усть - Серта, ул. Сибирская, 18

Цели урока:

1. Способствовать возрождению эпистолярного жанра.

2. Познакомить с историей письма в России.

3. Научить правильному оформлению писем.

Оборудование: карта «Россия в XIV - XVIII века» со стрелками разного цвета, выставка книг, плакат с изображением верстовых столбов и почтовой тройки, магнитофонная запись русской народной песни «Когда я на почте служил ямщиком», песня «В землянке», кроссворд, солдатское письмо в форме треугольника, схема-опора, записи на доске.

Эпиграф урока: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

К.Г.Паустовский.

Ход урока:

I. Звучит мелодия «Когда я на почте служил ямщиком». В центр класса выходят двое обучающихся в кафтанах. Ребята кланяются и, обращаясь к одноклассникам, рассказывают:

1 «ямщик»:

Слово «ямщик» татарского происхождения (ямщик от «ян-чи» - проводник).

Русь. X век. Для населения вводится «повоз» - необходимость выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.

2 «ямщик»:

Спустя три столетия появляется специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях.

1 «ямщик»:

В XIV - XVIII веках количество дорог, ямщиков стало расти. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской («ям» от татар. «узам» - дорога) приказ, в который вошла и почтовая часть.

2 «ямщик» подходит к карте «Россия в XIV - XVIII века» и, рассказывая, показывает:

…Архангельск, Новгород, Тверь и другие северные города были соединены «ямами» с Москвой. Мы, ямщики, старались расселяться отдельными слободами.

1 «ямщик»:

В 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. Нам выдали форменные кафтаны из зеленого сукна с нашитыми на них орлами из красного сукна.

2 «ямщик»:

Называть нас стали почтарями, потому что через левое плечо мы надевали почтовый рожок. Позже у нас появился отличительный знак - бляха с «двуглавым орлом».

1 «ямщик»:

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте.

Протяженность почтовых трактов в середине 18 века доходила до 1500 верст. В 18 же веке впервые появилось почтовое сообщение между Петербургом и Москвой туда и обратно (показывает по карте) - два раза в неделю.

2 «ямщик»:

К 1780 году в России было уже три почтамта в Петербурге, Риге и Москве (по карте).

1 «ямщик»:

Чтобы отправить письмо, необходимо было заплатить. Например, за письмо от Москвы до Пскова - 8 копеек, от Москвы до Новгорода - 6 копеек, от Москвы до Риги -10копеек за каждые 4,26 граммов письма. Для простых людей это было очень дорого.

В 1837 году почта впервые была доставлена из Петербурга в Царское село по железной дороге (на карте).

2 «ямщик»:

Первые почтовые марки появились в нашей стране 160 лет назад, в 1848 году, а 10 марта 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством 10 копеек.

1 «ямщик»:

В 1865 году была учреждена земская почта, и в наших услугах люди перестали нуждаться.

(«Ямщики» присоединяются к остальным обучающимся)

II. Слово учителя.

Ребята, а что такое письмо? (выслушиваются ответы учащихся)

В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим "Толковым словарем", давал слову "письмо" такое разъяснение: "Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому". Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма!

Согласно словарю С.И.Ожегова одно из значений слова письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь, а другое - умение писать, учиться искусству письма.

Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.

Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра.

(Учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду).

Я хочу дать вам маленькую подсказку: все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.

Разработка урока развития речи Чудо, прошедшее через века



  1. Героические сказания, песни (эпос).

  2. Учреждение для пересылки писем (почта).

  3. Способ письма в Древнем Междуречье (клинопись).

  4. Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (связь).

  5. Письменный документ, на основании которого строится научное исследование (источник).

  6. Способ письма в Древнем Египте (иероглиф).

  7. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (слово).

  8. Название приказа XVI в., который руководил перевозкой письменных сообщений (ямской).

  9. Природный материал для письма в древнем Новгороде (береста).

  10. Переносчик писем в древности (гонец).

  11. Название станций, учрежденных в XVIII веке вместо ямских дворов (почтовые).

  12. Название страны, в которой была изобретена бумага (Китай).

Итог по работе с кроссвордом:

Как же называется этот жанр? (ЭПИСТОЛЯРНЫЙ)

III. Лексический комментарий.

На доске записаны слова, расставлены ударения. Запишите эти слова в тетради и объясните их значение.

Афоризм - изречение, выражающее какую- либо обобщенную мысль.

Корреспондент - человек, ведущий переписку.

Адресат - тот, кому адресовано письмо.

Каллиграфия - искусство четкого красивого письма.

Постскриптум - после написанного - приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается буквами P. S. (лат.)

IV.Обращение к эпиграфу урока.

1. Выразительное чтение подготовленным учащимся.

2. Ответ на вопрос учителя:

- Какой вывод можно сделать из данных слов Константина Паустовского?

V.Работа со схемой - опорой:

Разработка урока развития речи Чудо, прошедшее через века

Структура любого письма:

Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма:

1. Приветствие.

2. Вступление.

3.Основная часть.

4. Заключение.

5. Подпись. Дата.

VI. Работа в группах (15 минут). Исследовательская деятельность.

1группа: А.П.Чехов «Ванька».

2 группа: Д.С.Лихачев «Письма о прекрасном».

3 группа: М.Горький «Письма сыну».

4 группа: А.Кутуй «Неотосланные письма».

Примечание: все произведения прочитаны обучающимися заранее.

Задание:

Подготовить сообщение по плану:

1. Определить адресата.

2. Определить вид письма.

3. Выявить структуру письма.

4. Кратко передать содержание письма.

VII. Выступление представителей групп.

VIII. Выступление заранее подготовленных ребят:

1. Анализ письма личного характера.

Солдатские письма.. Я держу в руках потертое временем письмо из нашего школьного музея, его передала жительница нашего села. Я прочту всего несколько строк:

Здравствуй, моя родная Любушка! Получил от тебя долгожданное письмо. Я очень беспокоюсь, как ты там одна справляешься с нашим сыном.

За меня не переживай, питаюсь я отлично, обут, одет.

Одного только не хватает. Хочу дожить до нашей встречи. Все пройдет, я верю, что вернусь к вам. Час нашей победы приближается. Береги сына. До скорой встречи. Крепко целую тебя и сына. 20 октября 1944 года.

Твой Иван.

Это письмо носит характер частного неофициального письменного общения. Как к любому виду писем, к письмам личного характера существуют определенные требования. Во-первых, надо ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, необходимо верно выбрать тональность. Так, рассматриваемое нами письмо, адресованное жене, написано простым, понятным языком. Кроме этого, оно подкупает своей задушевностью.

Структура данного письма (на доске):

1. Приветствие.

2. Описание событий.

3. Пожелание, просьба.

4. Прощание.

5. Подпись.

Нужно отметить, что при написании посланий такого вида нужно учитывать и возраст, и пол адресата.

2. Анализ писем А.Блока - Л.Д.Менделеевой.

Анализ писем поэта своей возлюбленной позволяет выявить их структуру (на доске):

1. Обращение.

2. Вступление, которое начинается разнообразно (с пожелания, любезности, извинения)

3. Изложение материала, интересующего адресата.

4. Заключение (изъявление чувств преданности, почтения).

5. Подпись. Дата написания письма.

Эти письма также имеют личный характер, что доказывается определенной задушевной тональностью, своеобразной лексикой. Сегодняшним молодым людям есть чему поучиться у Александра Блока.

3. Анализ деловых писем.

Язык деловой переписки официален, учтив, корректен, точен и краток.

Все деловые письма делятся на реактивные (констатирующие совершившийся факт) и инициативные), предваряющие возможность свершения факта).

К реактивным относятся следующие виды писем:

сопроводительное письмо, гарантийное письмо, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение. Все эти письма не требуют ответа, их цель - информирование.

Деловое письмо может быть и одноаспектным, и многоаспектным, то есть одно и тоже письмо может содержать и просьбу, и напоминание, и гарантию, и предложение.

Составляются деловые письма на специальных бланках учреждения, предприятия.

Структура информирующих писем следующая:

1. Сообщение определенных сведений.

2. Комментирование изложенной информации и сообщение инструкций.

3. Вежливое завершение письма.

4. Подпись ответственного лица. Печать.

IX. Слово учителя.

Почти 70 лет прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное: "Победа". Не тускнеет этот праздник, он наполняется всё новым содержанием. Этот праздник радости, свободы, братства.

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником (показать письмо военных лет).

Сколько стихотворений и песен было сложено в эту пору. «Я вернусь» - этими словами часто завершались послания к родным. Молитвой к родным стало стихотворение Константина Симонова « Я вернусь»

X. Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

XI. Звучит песня «В землянке».

Слово учителя (на фоне музыки):

Всего 16 строк из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку, но именно эти строки в трудные минуты помогали и солдату, и его родным.

Письма согревали бойца, поднимали в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте встанем и почтим погибших минутой молчания.

XII. Минута молчания.

XIII. Итог урока.

Письма. Их всегда ждешь. А, получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы адресату было все ясно.

XI век. Телеграф, телефон, электронная почта… И все же были целые тома писем (обращение к выставке книг).

Я думаю, каждый из вас, заглядывая в почтовый ящик, желает увидеть маленькое чудо - письмо.

Пишите письма!

XIV. Домашнее задание.

Написать письма:

1 вариант - деловое письмо информирующего характера

2 вариант - дружеское письмо личного характера (письмо другу о родном крае).


© 2010-2022