ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Игра посвящена одному из самых известных произведений А.С.Пушкина – роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой – загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: датировано оно 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского Лицея – последняя, которую застал поэт.                 Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Еще в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина. «Этой историей можно гордиться» - это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева. Итогом работы стали «История Пугачева» ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Учитель:

Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С.Пушкина - роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой - загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: датировано оно 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского Лицея - последняя, которую застал поэт.

Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Еще в юности зачитывался «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина. «Этой историей можно гордиться» - это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева. Итогом работы стали «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка».


  1. Представление команд.


  1. Чей это портрет?

1 команда. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю?» (Савельич)

Вопросы:

  1. Имя и фамилия Савельича. (Архип Савельев)

  2. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Петр Гринев закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, - принес 100 рублей, проигранных Зурину)

  3. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик выучился русской грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля).

  4. За какие достоинства стремянный Савельич получил «повышение», став дядькой маленького барина? (… за трезвое поведение).

2 команда. В молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне. (Гринев-отец).

  1. Как оформил конверт письма своему сыну Гринев-старший? («Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость).

  2. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринев? (премьер-майором).

  3. «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет …» Закончите реплику Гринева-отца. (солдат, а не шаматон).

  4. С какой просьбой обращается Гринев-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу? ( «Моего повесу… держать в ежовых рукавицах»).

3 команда. С пятилетнего возраста был отдан на руки стремянному. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте…. (Петр Гринев).

  1. Как сам Гринев определил жанр своего стихотворения, посвященного Маше? (Песенка)

  2. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гриневым поинтересуется: «В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?» Как на последний вопрос ответил Гринев? ( Такова воля начальства)

  3. Как долго был без сознания раненый Гринев? (Пришел в сознание на пятые сутки).

  4. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринева, обучая его игре в бильярд? (Пуншем).

  1. Блиц-опрос.

1 команда.

  1. Чем наградил Петруша Гринев вожатого? (Заячьим тулупом)

  2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэди).

  3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с империатрицей? (В Царском Селе).

  4. Где произошла первая встреча Петра Гринева и гусара Зурина? (В трактире в Симбирске).

  5. Какая песня была любимой у Пугачева? («Не шуми, мати зеленая дубровушка»).

  6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с империатрицей? (Белая собачка английской породы).

2 команда.

  1. Кто окликнул Гринева во время поединка со Швабриным? (Савельич).

  2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошелся с ним Андрей Петрович гринев? (Прогнал со двора).

  3. Сколько глав в произведении? (14).

  4. От кого узнали родители Гринева о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина).

  5. В какой полк был зачислен Петруша тГринев еще до своего рождения? (В Семеновский).

  6. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? ( пятый год).

3 команда.

  1. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринева? ( В Казани).

  2. Какое применение нашел Птеруша Гринев географической карте? (Соорудил из нее змея).

  3. Когда последний раз видел Гринев Пугачева? (Во время казни).

  4. Как объяснил Петруша Гринев генералу в Оренбурге смысл русской пословицы «держать в ежовых рукавицах»? (Обходиться ласково, давать побольше воли).

  5. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак).

  6. Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачеву? (Государь).


  1. Пушкин и русский фольклор.

Каждой команде предлагается по две пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев романа. Растолковать смысл каждой из них и вспомнить, при каких обстоятельствах она сказана.

1 команда.

Пускай потянет лямку да понюхает пороху. (Андрей Петрович Гринев)

Небо с овчинку показалось. (Пугачев)

2 команда.

Дай вам Бог любовь да совет. (Пугачев)

Конь и о четырех ногах, да спотыкается. (Савельич)

3 команда.

Долг платежом красен.(Пугачев)

Казнить так казнить, жаловать так жаловать. (Пугачев)


  1. Чья реплика. Определить, какому именно персонажу принадлежат реплики.

1 команда.

«Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое» (Иван Кузмич Миронов).

«Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть еще полезна Отечеству» (Петр Гринев).

2 команда.

«Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке» (Василиса Егоровна)

«Для примера и страха вели повесить хоть меня старика» (Савельич)

3 команда.

«За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся» (Андрей Петрович Гринев)

«Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу» ( Екатерина 2)


  1. Работа с иллюстрациями. Рассказать, какой эпизод изображен на картинке.


  1. Конкурс капитанов.

Сложите из отдельных фрагментов три пословицы со словом «честь» и однокоренными словами.

Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.

Где честь, там и правда.

Бесчестье хуже смерти.


  1. Подведение итогов.

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Какие же загадки мы попытались сегодня разгадать? Загадка романа - это загадка жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.









Дай Бог тому

честь, кто её

умеет снесть.

Где честь, там

и правда.

Бесчестье

хуже смерти.

1 команда.

Пускай потянет лямку да понюхает пороху.

Небо с овчинку показалось.

2 команда.

Дай вам Бог любовь да совет.

Конь и о четырех ногах, да спотыкается.

3 команда.

Долг платежом красен.

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

1 команда.

«Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое»

«Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть еще полезна Отечеству»

2 команда.

«Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке»

«Для примера и страха вели повесить хоть меня старика»

3 команда.

«За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся»

«Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу»


© 2010-2022