Урок литературы Тема Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе

«Тема Родины и родной природы в творчестве поэта»

«Моя лирика жива одной большой любовью,

любовью к Родине.

Чувство Родины - основное в моем творчестве».

С.А.Есенин

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой Есенина С.А.

  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте, уметь определить их роль в художественном произведении.

  3. Развивать образное и эстетическое мышление.

  4. Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

  5. Обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества.

  6. формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,

  7. формирование собственного мировоззрения.


  1. Мотивация и актуализация.

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня с утра чудесное настроение! А все потому, что сегодня мы с вами будем говорить о лирике, то есть о стихах. А любите ли вы стихи? Какие?

У: Замечательно! Мы с вами сегодня будем изучать стихотворения С.А. Есенина - одного из самых русских, самых песенных поэтов нашей родины. Какие стихотворения у С.А Есенина вы знаете с начальной школы?

У: Спасибо, молодцы!

Говоря о стихотворениях, нельзя не говорить и о приемах звукописи, и изобразительно-выразительных средствах языка. Какие средства выразительности вы знаете? (Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, звукопись)

Давайте постараемся найти средства выразительности в первом его стихотворении.

II. У: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении Сергея Безрукова, чье творчество неразрывно связано с образом С. Есенина. Попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (слайд )

У: Что вы чувствуете, слушая или читая это стихотворение? Какое у вас создается впечатление?

Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.

Д: Конечно же, это образ отца. Сейчас я вам зачитаю эти строчки, и вы скажете, что вы представляете. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.

У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога, как и край родной.

У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?

Д: Голубой, золотой, белый.

У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность - например, необозримые голубые дали)

Золотого? (нарядность, солнце, тепло)

Белого? (чистота, гармония, миролюбие)

У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.

У.: Какие художественные средства использует Сергей Есенин? В 1 строфе, во 2 строфе?

У: Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее.

Д: «Л» и «Н».

У: Подсчитайте их количество.

Д: «Л» встречается 9 раз, а «Н» 5 раз.

У: Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно)

Д: Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания.

У: Как называется такой прием в литературе, когда повторяются согласные звуки.

Д: Аллитерация.

У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?

Д: Это лето, нет, это весна!

У: А как нам узнать, лето это или весна?

Д: Там говорится про яблонный цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.

У: Какие средства выразительности использует автор в 3 и 4 строфе?

Обратите внимание, что клен - любимое дерево Есенина. А здесь он говорит, что они похожи.

С помощью разных средств выразительности, Есенин рисует природу более возвышенной, сказочной. Как вы думаете, с каким словом ассоциируется у Есенина родная природа? (С родиной)

III. А сейчас давайте подумаем, что же каждый из нас включает в понятие Родины? Что такое Родина? Давайте нарисуем на доске цветок из лепестков-составляющих образ родины для вас.

(Цветок на доске)

Молодцы! Спасибо!

IV.

«Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни... После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле... Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем близко, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами... А совсем рядом с этими местами можно увидеть село Константиново, небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин - в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

V. Есенин любил природу в разное время года. Будь то зима, весна, осень или лето, для него она была исключительной.

А сейчас давайте обратимся к учебнику, найдите, пожалуйста, стихотворение «Поет зима, аукает». Какое средства выразительности чаще всего встречается в тексте? С помощью каких средств «оживает» зима? (олицетворение) Кто выразительно нам его прочитает?

Чтение…

Поет зима, аукает…

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Давайте найдем олицетворения в тексте (Поет зима, аукает; зима баюкает; облака плывут; вьюга стучит по ставням, вьюга злится; по двору метелица, ковром стелется)

Что такое олицетворение? (распечатка на доску) (опорный конспект в тетради)

Чем бывают чаще всего выражены олицетворения? (Глаголом - распечатка на доску)

Для чего используется в тексте? (распечатка на доску)

Создает ли художественный образ? (ДА)

  1. Творческое задание «Соревнование с писателем»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

_______________ на лугу.

____________ невидимкой,

________ лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

_____________ сосна.

_____________к старушка,

_____________ на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и __________ шаль.

Бесконечная дорога

__________ лентой вдаль.

(Подвязалась, убегает, понагнулась,

расшумелись, дремлет, оперлась,

стелет, заколдован)

  1. Домашняя работа.

  1. Все: наизусть 1 понравившееся стихотворение Есенина;

  2. Доп. - составить и выучить синквейн о Родине;

  3. Доп. - проиллюстрировать понравившееся стихотворение.



  1. Раздача цветов ( или предварительно раскрашивание по контуру)

  2. Рефлексия. Смайлы.

  3. Оценивание.




© 2010-2022