- Преподавателю
- Русский язык и литература
- 5 кл. раст-рос-
5 кл. раст-рос-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ощепкова С.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в пятом классе. 2 урока.
Правописание корней РАСТ-, РАС -.
Решение проектной задачи.
-
Предметные цели: Формирование у учащихся умения распознавать, объяснять и применять данное правило.
-
Метапредметные цели: расширение опыта творческой деятельности, формирование УУД в изучаемой области.
-
Личностные: формирование умения работы в группе, умения высказывать свою точку зрения, умения публичной речи.
Оборудование: проектор, компьютер, дидактический материал для групп, чистые листы, маркеры.
Форма работы на уроке: групповая. Дети сидят в четырех группах. В ходе урока решается проектная задача. В результате урока разрабатывается опорная схема. Каждая группа в ходе урока разрабатывает свою часть учебного плаката, затем все наработки соединяются. По мере выступления групп каждый ведет индивидуальные записи в справочнике.
Проектная задача: Задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
-
Мотивационно-целевой этап
Ввод в затруднение (фиксация затруднения, установление причин затруднения)
-
Внимательно рассмотрите иллюстрации, вставьте подходящие по смыслу слова.
Запишите эти слова. Если будет затруднение в выборе буквы, оставьте место.
-
Назовите записанные слова.
Весной на грядке выросли ландыши.
Некоторые луковицы проросли .
Из земли показался первый росток.
Цветы прорастают в трещинах асфальта.
Комнатный апельсин растет в цветочном горшке.
В нижнем ярусе леса растет молодая поросль .
Арбузы выращены в моем саду.
-
Какие встретились затруднения в правописании слов?
-
Определите тему урока.
(Правописание корней РАСТ-, РАС -.)
-
Какая задача встает перед нами? Что в ходе урока мы должны будем сделать? (Рождение цели. Узнать, когда пишется А, О в корне, составить алгоритм рассуждения, научиться его применять)
-
Проектирование будущих учебных действий.
Как будем решать нашу задачу?
(Разделим материал на группы. Изучим его и предложим остальным.)
-
Процессуальный этап. Работа групп. Построение схем и алгоритма. Выступление и запись остальными участниками.
Задания группам.
1 группа. Определение лексического значения однокоренных слов.
(Уровень сложности повышенный).
Ход работы в группе.
-
Рассмотрите картинки, предложенные в начале урока.
-
Разделите картинки между участниками. Впишите слова. Слова должны получить однокоренными.
-
Обсудите результат.
-
На какую тему все эти слова? Сформулируйте общее лексическое значение слов с этим чередованием.
-
Составьте схему запоминания. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.
2 группа. Изучение нового материала.
(Уровень сложности средний).
Ход работы в группе.
-
Изучите правило в учебнике.
-
Каждый участник составляет схему, объясняющую правило. Схема должна быть удобной для запоминания.
-
Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.
Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
Корректирующее слово учителя. Если схемы получились не очень удачными, учитель показывает свой вариант на слайде.
3 группа. Слова - исключения.
(Уровень сложности средний).
Ход работы в группе.
-
Прочитайте правило в учебнике.
-
Из этого правила есть исключения. Внимательно прочитайте их на раздаточном материале.
-
Каждый участник придумывает удобный способ запоминания слов-исключений. Представьте их в схеме или модели.
-
Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный.
-
Объясните материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
Запомни! Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав, РОСТОКИНО
Корректирующее слово учителя. Если схемы получились не очень удачными, учитель показывает свой вариант на слайде.
4 группа. Составление алгоритма рассуждений.
(Уровень сложности повышенный).
Ход работы в группе.
-
Прочитайте правило в учебнике.
-
Составьте алгоритм рассуждения, как пользоваться правилом. Алгоритм должен быть кратким и удобным для запоминания. Для этого обсудите, что должно быть первым в ходе рассуждения, что должно идти потом и т.д.
-
Представьте наработки в схеме или модели. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих.
-
Представьте понятно и четко материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
III. Рефлексивно-оценочный этап. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
-
Посмотрите на доску. У нас получилась опорная схема, состоящая из схем и алгоритма. Что осталось непонятным?
-
Закрепление. Решение небольшого теста.
Ответы: 1. 3,4 2. 1, 3
-
Письменная рефлексия.
А) Познавательная рефлексия - что я понял, что непонятно:
-
Кратко запишите правило.
-
Что непонятно?
Б) Социальная рефлексия - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ:
-
Опишите, как вам работалось в группе.
-
Что нужно изменить при работе в группе?
В) Психологическая:
-
Напишите SMS из 20-30 слов: как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему?
-
Дифференцированное домашнее задание.
1 вариант - упражнение из учебника.
2 вариант - составить карточку - словарный диктант из 10-15 слов с пропусками букв.
Задания группам.
1 группа. Определение лексического значения однокоренных слов.
Ход работы в группе.
-
Рассмотрите картинки, предложенные в начале урока.
-
Разделите картинки между участниками. Впишите слова. Слова должны получить однокоренными.
-
Обсудите результат.
-
На какую тему все эти слова? Сформулируйте общее лексическое значение слов с этим чередованием.
-
Составьте схему запоминания. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.
2 группа. Изучение нового материала.
Ход работы в группе.
-
Изучите правило в учебнике.
-
Каждый участник составляет схему, объясняющую правило. Схема должна быть удобной для запоминания.
-
Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.
Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
3 группа. Слова - исключения.
Ход работы в группе.
-
Прочитайте правило в учебнике.
-
Из этого правила есть исключения. Внимательно прочитайте их на раздаточном материале.
-
Каждый участник придумывает удобный способ запоминания слов-исключений. Представьте их в схеме или модели.
-
Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный.
-
Объясните материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
Запомни! Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав, РОСТОКИНО
4 группа. Составление алгоритма рассуждений.
Ход работы в группе.
-
Прочитайте правило в учебнике.
-
Составьте алгоритм рассуждения, как пользоваться правилом. Алгоритм должен быть кратким и удобным для запоминания. Для этого обсудите, что должно быть первым в ходе рассуждения, что должно идти потом и т.д.
-
Представьте наработки в схеме или модели. Распределите, кто схему оформит.
-
Выберите выступающих.
-
Представьте понятно и четко материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.
9