5 кл. раст-рос-

Сдвоенный урок в 5 классе "Правописание корней раст- рос-". Урок построен по требованиям ФГОС. В деятельностном режиме (работа групп) ученики решают проектную задачу "Составление опорного конспекта по правописанию корней раст- рос-". Каждая группа исследует и обрабатывает свою часть нового материала, затем каждая группа презентует наработанное остальным группам. Вывешивается на доску своя часть опорного конспекта. В итоге урока появляется полная опорная схема. Дети сами объясняют новый материал....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в пятом классе. 2 урока.

Правописание корней РАСТ-, РАС -.

Решение проектной задачи.

  1. Предметные цели: Формирование у учащихся умения распознавать, объяснять и применять данное правило.

  2. Метапредметные цели: расширение опыта творческой деятельности, формирование УУД в изучаемой области.

  3. Личностные: формирование умения работы в группе, умения высказывать свою точку зрения, умения публичной речи.

Оборудование: проектор, компьютер, дидактический материал для групп, чистые листы, маркеры.

Форма работы на уроке: групповая. Дети сидят в четырех группах. В ходе урока решается проектная задача. В результате урока разрабатывается опорная схема. Каждая группа в ходе урока разрабатывает свою часть учебного плаката, затем все наработки соединяются. По мере выступления групп каждый ведет индивидуальные записи в справочнике.

Проектная задача: Задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

  1. Мотивационно-целевой этап

Ввод в затруднение (фиксация затруднения, установление причин затруднения)

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации, вставьте подходящие по смыслу слова.
    Запишите эти слова. Если будет затруднение в выборе буквы, оставьте место.

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

  1. Назовите записанные слова.

Весной на грядке выросли ландыши.

Некоторые луковицы проросли .

Из земли показался первый росток.

Цветы прорастают в трещинах асфальта.

Комнатный апельсин растет в цветочном горшке.

В нижнем ярусе леса растет молодая поросль .

Арбузы выращены в моем саду.



  1. Какие встретились затруднения в правописании слов?

  2. Определите тему урока.

(Правописание корней РАСТ-, РАС -.)

  1. Какая задача встает перед нами? Что в ходе урока мы должны будем сделать? (Рождение цели. Узнать, когда пишется А, О в корне, составить алгоритм рассуждения, научиться его применять)

  2. Проектирование будущих учебных действий.

Как будем решать нашу задачу?

(Разделим материал на группы. Изучим его и предложим остальным.)



  1. Процессуальный этап. Работа групп. Построение схем и алгоритма. Выступление и запись остальными участниками.

Задания группам.

1 группа. Определение лексического значения однокоренных слов.

(Уровень сложности повышенный).

Ход работы в группе.

  1. Рассмотрите картинки, предложенные в начале урока.

  2. Разделите картинки между участниками. Впишите слова. Слова должны получить однокоренными.

  3. Обсудите результат.

  4. На какую тему все эти слова? Сформулируйте общее лексическое значение слов с этим чередованием.

  5. Составьте схему запоминания. Распределите, кто схему оформит.

  6. Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.

2 группа. Изучение нового материала.

(Уровень сложности средний).

Ход работы в группе.

  1. Изучите правило в учебнике.

  2. Каждый участник составляет схему, объясняющую правило. Схема должна быть удобной для запоминания.

  3. Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный. Распределите, кто схему оформит.

  4. Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.

Помните: от вас зависит, как поймет его класс.

Корректирующее слово учителя. Если схемы получились не очень удачными, учитель показывает свой вариант на слайде.

5 кл. раст- рос-

3 группа. Слова - исключения.

(Уровень сложности средний).

Ход работы в группе.

  1. Прочитайте правило в учебнике.

  2. Из этого правила есть исключения. Внимательно прочитайте их на раздаточном материале.

  3. Каждый участник придумывает удобный способ запоминания слов-исключений. Представьте их в схеме или модели.

  4. Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный.

  5. Объясните материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.

Запомни! Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав, РОСТОКИНО

Корректирующее слово учителя. Если схемы получились не очень удачными, учитель показывает свой вариант на слайде.

5 кл. раст- рос-





4 группа. Составление алгоритма рассуждений.

(Уровень сложности повышенный).

Ход работы в группе.

  1. Прочитайте правило в учебнике.

  2. Составьте алгоритм рассуждения, как пользоваться правилом. Алгоритм должен быть кратким и удобным для запоминания. Для этого обсудите, что должно быть первым в ходе рассуждения, что должно идти потом и т.д.

  3. Представьте наработки в схеме или модели. Распределите, кто схему оформит.

  4. Выберите выступающих.

  5. Представьте понятно и четко материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.


III. Рефлексивно-оценочный этап. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

  1. Посмотрите на доску. У нас получилась опорная схема, состоящая из схем и алгоритма. Что осталось непонятным?

  2. Закрепление. Решение небольшого теста.

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

Ответы: 1. 3,4 2. 1, 3

  1. Письменная рефлексия.

А) Познавательная рефлексия - что я понял, что непонятно:

  • Кратко запишите правило.

  • Что непонятно?

Б) Социальная рефлексия - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ:

  • Опишите, как вам работалось в группе.

  • Что нужно изменить при работе в группе?

В) Психологическая:

  • Напишите SMS из 20-30 слов: как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему?



  1. Дифференцированное домашнее задание.

1 вариант - упражнение из учебника.

2 вариант - составить карточку - словарный диктант из 10-15 слов с пропусками букв.









Задания группам.

1 группа. Определение лексического значения однокоренных слов.

Ход работы в группе.

  1. Рассмотрите картинки, предложенные в начале урока.

  2. Разделите картинки между участниками. Впишите слова. Слова должны получить однокоренными.

  3. Обсудите результат.

  4. На какую тему все эти слова? Сформулируйте общее лексическое значение слов с этим чередованием.

  5. Составьте схему запоминания. Распределите, кто схему оформит.

  6. Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-5 кл. раст- рос-

2 группа. Изучение нового материала.

Ход работы в группе.

  1. Изучите правило в учебнике.

  2. Каждый участник составляет схему, объясняющую правило. Схема должна быть удобной для запоминания.

  3. Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный. Распределите, кто схему оформит.

  4. Выберите выступающих. Представьте понятно и четко материал другим группам.

Помните: от вас зависит, как поймет его класс.


3 группа. Слова - исключения.

Ход работы в группе.

  1. Прочитайте правило в учебнике.

  2. Из этого правила есть исключения. Внимательно прочитайте их на раздаточном материале.

  3. Каждый участник придумывает удобный способ запоминания слов-исключений. Представьте их в схеме или модели.

  4. Обсудите результат. Выберите самый удачный вариант или объедините несколько в один удобный.

  5. Объясните материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.

Запомни! Исключения: отрасль, ростовщик, росток, Ростов, Ростислав, РОСТОКИНО

4 группа. Составление алгоритма рассуждений.

Ход работы в группе.

  1. Прочитайте правило в учебнике.

  2. Составьте алгоритм рассуждения, как пользоваться правилом. Алгоритм должен быть кратким и удобным для запоминания. Для этого обсудите, что должно быть первым в ходе рассуждения, что должно идти потом и т.д.

  3. Представьте наработки в схеме или модели. Распределите, кто схему оформит.

  4. Выберите выступающих.

  5. Представьте понятно и четко материал другим группам. Помните: от вас зависит, как поймет его класс.

9


© 2010-2022