Урок руского языка Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в 6 классе

Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимыЦели урока: Обучающие: Продолжить изучениелексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы, познакомить с термином паронимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подхо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Загородняя О.Ф.

Урок русского языка в 6 классе

Дата: 13. 10. 14.

Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Цели урока:

Обучающие: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы, познакомить с термином паронимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, внедрять в процесс обучения техники формативного оценивания для корректировки учебного процесса на раннем этапе, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)

Оборудование: тесты, ноутбук, иллюстрации, учебник, карточки сигнальные, листы самооценивания, карточки «речевые образцы», дерево знаний.

Тип урока :Урок новых знаний

Вид урока: урок - практикум

Форма работы: групповая

Ход урока

Этап вызова

Игра «Атомы - молекулы»

Все обучающиеся беспорядочно передвигаются по классу, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».

Ребята рассаживаются по группам из 5 человек

Психологический настрой

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: : и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: : а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Работа с иллюстративным материалом.

Ребята, какой сейчас месяц? ( октябрь)

Обратите внимание на картинку. Каким в это время года мы можем видеть лес? ( с ярко - красными листьями)

Подберите похожие по смыслу слова к слову красный ( багряный, пунцовый, алый, огненный, пламенный…)

О каких словах русского языка идет речь? ( о синонимах) Что вы о них знаете?

Посмотрите на след. осенние иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? ( слова - антонимы - тонкий, толстый, мокрый сухой.)

- Почему я разместила картинку с изображением месяца?

( это омонимы - месяц календарный и месяц светило)

Значит тема нашего урока - Это лексические понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы - запишите. А кто может продолжить цепочку данных слов? Какой термин будет уместен?

Паронимы.

Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке?

Формулируем цель.

2. Этап осмысления.

1. «Блиц - опрос»

Ребята, что является мельчайшей единицей языка? ( звук)

Что является основной значимой единицей языка ?( слово)

Какая наука изучает совокупность всех слов? ( лексика)

Какое значение имеет слово? ( лексическое и грамматическое)

Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти? ( в толковом словаре)

Что значит лексическое значение слова? ( то, что слово обозначает)

Грамматическое? ( например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола?)



  1. Работа с терминами.

«Речевые образцы» ( техника формативного оценивания)

  1. Антонимы - это слова___________ и той же_____ ________ с ____________ лексическим __________.



  1. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают ___________, но отличаются друг от друга _______________ и употреблением в речи.



  1. Омонимы - это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.



  1. Паронимы - слова, сходные по ___________ и частично совпадающие в морфемном составе, но не _________________ по значению.

Учащиеся строят ответ и приводят примеры.



  1. Выборочный ( элективный) тест ( техника формативного оценивания)

Учащиеся получают карточки с буквами «С» ( синонимы), «П» ( паронимы), «А» ( антонимы), «О» ( омонимы) и одновременно отвечают, т. е. поднимают карточку с правильным ответом.

Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.



  1. О каком понятии идет речь?

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил ученый - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную. ( М.Цветаева)

( Антонимы)

  1. Пекло, жара, зной. «С»

  2. Одеть - надеть. «П» Когда мы употребляем данные глаголы? ( что - либо надевать - пальто, перчатки. Одевать - кого - либо. Одеть ребенка.)

  3. Шел я с сумкой за плечом,

вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду? ( омоним ключ )


  1. Шляпка гриба и шляпка девочки ( Ни одну карточку не поднимаем, т. к это многозначное слово, отлич. от омонимов внешним сходством)

4.Составить синквейны со словами

Омонимы

Синонимы

Паронимы

5. Мини - тест. ( техника формативного оценивания)

1. Укажите ряд антонимов:

A) Горячий, теплый.

B) Истина, правда.

C) Соединение, разъединение.

D) Вражда, ненависть.

E) Добро, сочувствие.

2. Найдите строчку синонимов.

A) Пурга, буран.

B) Рассвет, полночь.

C) Утро, вечер.

D) Жара, холод.

E) День, ночь.

3. Укажите ряд омонимов:

A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.

B) Девичья коса, острая коса.

C) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.

D) Хвост самолета, хвост птицы.

E) Гребень горы, гребень петуха.

4..Какие слова являются паронимами?

А) Скрытый - скрытный,

В) Огонь -пламя,

С) Добрый -ласковый,

Д) Скупой -жадный.

5. Найдите фразеологизм со словами - синонимами.

А)Ни жив ни мертв

В) От мала до велика

С) Вокруг да около

Д) Всеми правдами и неправдами.

Ключ

  1. С

  2. А

  3. В

  4. А

  5. С

Взаимопроверка

Сдают тест.

Вывод урока : Какую роль играют в нашей речи С, А, П, О?

Разминка ( Физ. минутка)

3.Этап рефлексии

За это время урока у нас выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны, считаете, что узнали что - то новое - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок ничего нового не принес - зеленые листочки.

Лист оценивания «Мои достижения на уроке»

Урок руского языка Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в 6 классе

Ф.И. ________________________

Если справился с заданием, то поставь себе 1 балл.

Блиц - опрос

Работа с терминами

«Речевые образцы»

Выборочный тест ( карточки)

Синквейн

Мини - тест


Итоговая оценка______________

Подведение итогов.






© 2010-2022