- Преподавателю
- Русский язык и литература
- В музее русского языка
В музее русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбачева Н.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
«В музее русского языка»
Цели: знакомство с историей русского языка; воспитание любви к родному языку; формирование бережного отношения к языку. Ход занятия
Организационный момент. Звучит музыка. Выходят ведущие (экскурсоводы) 1 чтец: Родные, знакомые предкам слова уходят из обихода. А с ними история предков и жизнь. Все дальше от нас год от года. К словечкам от бабки привадила мать, Милы они с самого детства. И я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства Но как отстоять его, не растерять, И есть ли такие средства? (А. Яшин) 1 Экскурсовод: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас в нашем необычном музее- Музее русского языка. В музее находятся удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство- русский язык. 2 Экскурсовод : Язык - основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времени, связь поколений. И сегодня мы приглашаем в 1 зал нашего музея: «Рождение Языка» ( Выходят Кирилл и Мефодий). Мефодий: Мы, брат, Кирилл и Мефодий, те самые братья из греческого города Салоники, которые придумали русский алфавит. Кирилл: Мы с превеликим удовольствием проведем для вас увлекательный экскурс в историю возникновения славянской письменности. Кирилл: То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю. Мефодий: Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать. Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы - от сопротивления. Кирилл: А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: "Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел". Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука. Мефодий: Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными тогда, когда другие народы уже читали и писали книги. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые Волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными - клубки могли разматываться, веревки рваться, слова - узелки легко забываться, однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли». Кирилл: И вот в 863 году произошло важное событие. Мы с братом по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Этот алфавит назывался «глаголица», от слова глагол, что обозначает "речь", "слово". В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали мы ее основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века. Мефодий: Позднее, в Болгарии, наши ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Кирилл: Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы (на экране проецируется кириллица). Мефодий: Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли. Кирилл: Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Мефодий: Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас. 1чтец По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. 2 чтец Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. 3 чтец Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. ( Выходят экскурсоводы). 1 Экскурсовод: А мы с вами переходим в другой зал: « Русский язык в 18 веке». 2 Экскурсовод : … может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. 1 Экскурсовод: Конечно же, речь пойдет о «первом русском университете»- Михаиле Васильевиче Ломоносове. ( выходят Докладчики) 1. Докладчик: М.В.Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, -казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное…Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто. 2. Докладчик: …крестьянский сын Михайло Ломоносов научившийся читать и писать у местного дьячка и прочитавший лишь две светские книги -Арифметику Магницкого и Грамматику Смотрицкого решил стать ученым. Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке, художественной литературе, языкознании, искусстве и просвещении. 1. Докладчик: Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней. ( выходит «Ломоносов», садится за стол, берет в руки перо и, задумываясь, произносит слова) Ломоносов: Ой, и богат русский язык! В нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильная в изображении краткость греческого и латинского языка.» Однако русский язык сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Первоочередная задача - очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. Как же это сделать? ( задумывается) В российском языке есть три рода речений, то есть, три рода слов. К первому относятся слова, общие для славянского и русского языка, например, слава, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например, отверзаю, взываю. К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, это чисто русские слова. От различного сочетания слов этих групп и рождаются ТРИ ШТИЛЯ- высокий, средний и низкий. Высокий штиль торжественный, важный, складывается из слов 1 и 2 групп. Им должно писать поэмы, оды. Средний штиль состоит из слов первого и третьего рода. Этим стилем нужно писать трагедии, элегии, сатиры. Низкий штиль состоит исключительно из русских слов. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни. 2 Докладчик: Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранными словами. 1 Докладчик: Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота и другие. Многие научные слова он упростил: вместо квадратуум- квадрат, оризонт- горизонт, вместо препорция- пропорция. 2 Докладчик: Русский язык совершенствовался в произведениях А.Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина… 1 Экскурсовод: А мы с вами переходим в другой зал: «« Русский язык в 19 веке». 2 Экскурсовод: « Языку нашему надобно воли дать, своеобразно с его духом»,- писал А. С. Пушкин. Пушкин относился внимательно к простому слову. Уже ранние заметки Пушкина свидетельствуют о поисках источников развития и усовершенствования русского литературного языка, среди которых на первое место выдвигаются источники народные, фольклорные. Восторженное отношение Пушкина к сказкам, из которых «каждая есть поэма», широко известно. 1 Чтец ( со свечой в руках): Все было мудро предназначено Судьбой - и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светелке теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала. 2 Чтец: А кто он ей? Не сын. Не внук- дитя господское. И все же Арина чуяла: барчук Ей был на свете всех дороже. Все ребятишки хороши, Дай Бог им крепкого здоровья! Во всех не чаяла души. Но этот был ее любовью. И не к нему ли Всяку ночь Арина шла со сказкой сладкой?- Весьма до сказок был охоч Ее питомец ненаглядный. Что сказки?- Вымысел один. Скорее, детям для острастки. Но малолетний господин В них видел более, чем сказки. А зорко око, чуткий слух Не зря даны ему природой - Он понимал: Там русский дух! Там Русью пахнет! И свободой. Хоть до свободы путь далек, Но сказки правду говорили. И добру молодцу намек Уже звучал в устах Арины. Сама не ведая о том, Она урок ему давала. Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала! Любовью сердца своего Купель бессмертную согрела, И душу певчую его Оберегала, как умела. Могла бы век ему служить, Когда б судьба не разделила… Ведь в целом мире, может быть, Она одна его любила. Найдет ли счастие- как знать?- Кудрявый мальчик со свирелью? А ей теперь в веках стоять Над этой светлой колыбелью. (Н. Доризо «Арина Родионовна») 1 Экскурсовод: Александр Сергеевич считал народную речь «живым и кипящим источником». Им был выдвинут принцип «нагой простоты языка», и Пушкин в поэзии смело использовал бытовую лексику народной жизни. Освободив литературный язык от искусственных запретов и канонов, Пушкин открыл путь для его естественного и свободного саморазвития. 1 Чтец: Все в нем Россия обрела- Свой древний гений человечий, Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила,- Все в нем Россия обрела. Мороз и солнце… Строчка- ода! Как ярко белый снег горит! Доныне русская природа Его стихами говорит! Все в нем Россия обрела- Своей красы любую малость. И в нем увидела себя, И в нем собой залюбовалась. И вечность, и короткий миг, И радость жизни. И страданье… Гармония- суть мирозданья, Лишь он один ее постиг! Все в нем Россия обрела, Не только лишь его бессмертье,- Есенина через столетье, Чья грусть по- пушкински светла. Все в нем Россия обрела,- Свою и молодость, и зрелость, Бунтарскую лихую смелость, Ту, что веками в ней жила,- Все в нем Россия обрела. И никогда ей так не пелось. 2 Экскурсовод: В развитии современного русского языка , формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских художников слова- писателей 19 ( начала 20 ) века: М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова…) 1 Чтец: -Как будто целый мир тебе знаком, 1 Экскурсовод: Одним из крупных событий 19 века является издание четырехтомного словаря В.И. Даля (в нем собрано более 200 тыс. слов) Чтец: Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь. На всех словах- события печать, Огни дались не даром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век заживать чужой…» В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Не, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. 1 Экскурсовод: А мы с вами переходим в другой зал: «« Русский язык в 20 веке». Валерий Брюсов писал: Но побеждён иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты - Мститель мой, Ты - мой Спаситель, Твой мир - навек моя обитель, Твой голос - небо предо мной! 1 Экскурсовод: 20 век-это век научного подхода к изучению языка. Это исследования Л. В. Щербы, И.И. Срезневского… Большой вклад в развитие языка внесен составителями словарей: С. И. Ожеговым, Д.Н. Ушаковым, И.С. Ильинской, и др. Именно словари являются отражением и развития и обогащения языка и русской культуры. 2 Экскурсовод: Зал «Век 21». Новый век только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Чего стоят иностранный слова, бурным потоком хлынувшие в родной язык; язык «СМС», «Чатов», «Асек»… Кажется, мы совсем забыли, что родной язык- «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает …Пушкин». Язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя «велик и могуч», певуч и звучен. Уже сегодня мы должны задуматься над тем, какой язык мы оставим в наследство нашим потомкам? Вряд ли они поблагодарят нас за то, на что мы променяли язык Пушкина… 1 Экскурсовод: Писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.. Язык- это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Как всякое живое на земле не может смириться со своей смертью, так и живая нация тоже не может смириться перед лицом деградации своего языка. 2 Экскурсовод: Вы не поверите, но в нашем музее есть еще один зал « Русский язык.Век 101». Чтец: Шел на Земле сто первый век, И путь Земли был мудр и долог, И жил на свете человек, Чудак, а проще - археолог. И как-то под пластами лет, Под массой всяких наслоений Он странный отыскал предмет, Изделье давних поколений. Предмет был сделан из листков, Сухих и желтых, словно осень, Таких прозрачных, что легко Сквозь них струилась неба просинь. И археолог в тишине С листков очистил пыль забвенья И прочитал на желтизне: «Я помню чудное мгновенье» И вдруг постиг он, что окрест Поет и плещет мирозданье, Что он всю жизнь несет свой крест Любви, надежды и страданья. И археолог счастлив был, Так счастлив, что и не заметил, Как те листки рассыпал в пыль Уж слишком современный ветер. И запах легкий, как печаль, Исчез в последнем дуновенье, Но в сердце колокол звучал: «Я помню чудное мгновенье». ( О. Лебедушкина «Фантастическое») 1 Экскурсовод: Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину - наш родной русский язык! Чтец: Язык пришел к нам по наследью, Для нас дороже он всего. Мы заменять чужою медью Не смеем золота его. Как стража драгоценной чаши, Должны мы дар веков сберечь, И новым блеском жизни нашей Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский) |