Повышение эффективности обучения учащихся в старших классах по русскому языку

Страницы из "Рабочей тетради по русскому языку для учащихся 10 - ых классов. Трудные случаи орфографии"           Грамотность всегда была одной из составляющих развитой личности, залогом профессионального успеха, а в современном мире еще и одним из признаков конкурентноспособной  личности.           Формирование знаний, умений и навыков правописания происходит на протяжении всех лет учебы, но особенно важное значение оно приобретает в 10-11 классах, когда учащимся  в течение ограниченного времени предстоит повторить материал, изученный в основной школе (738 часов), и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.           Наиболее трудным и объемным разделом является  «Орфография». Поэтому именно проблеме повышения  эффективности обучения старшеклассников по закреплению навыков правописания посвящена  данная  статья.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение эффективности обучения учащихся старших классов по закреплению навыков правописания

Грамотность всегда была одной из составляющих развитой личности, залогом профессионального успеха, а в современном мире еще и одним из признаков конкурентноспособной личности.

Формирование знаний, умений и навыков правописания происходит на протяжении всех лет учебы, но особенно важное значение оно приобретает в 10-11 классах, когда учащимся в течение ограниченного времени предстоит повторить материал, изученный в основной школе (738 часов), и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Наиболее трудным и объемным разделом является «Орфография». Поэтому именно проблеме повышения эффективности обучения старшеклассников по закреплению навыков правописания посвящена данная статья.

В преддверии перевода системы обучения на ФГОС(ы) повышается роль самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, делает их активными «добытчиками» знаний, а не просто пассивными слушателями, а роль учителя переориентируется с «начальника» на помощника и консультанта.

В рамках этой задачи нами была разработана «Рабочая тетрадь по русскому языку (трудные случаи орфографии) для учащихся 10-11 классов». Новизна этой работы заключается в попытке соединить теоретические сведения по орфографии с разнообразными практическими занятиями и пошаговая структура изложения материала.

Структура «Рабочей тетради» и ее электронной версии представляет собой следующее:

  1. Теоретическая часть ( в виде таблиц с примерами)

  2. Практическая часть:

а) упражнения с правильным написанием орфограмм (это психологический фактор, позволяющий учащемуся, не боясь сделать ошибку, проверить, как усвоен материал, и в случае необходимости вновь обратиться к теории);

б) тренировочные упражнения, позволяющие закрепить навыки правописания;

в) контрольные упражнения или тесты;

г) работа над ошибками.

Вашему вниманию предлагается несколько страниц из «Рабочей тетради».

-2-

Правописание

безударных личных окончаний глагола

Шаг 1.

Вспомни правило

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 1 спряжения

1)Все глаголы на -ИТЬ (кроме брить и стелить)

1)2 глагола на -ИТЬ ( брить и стелить)

2) 7 глаголов на -ЕТЬ:

смотреть, видеть, ненавидеть,

терпеть, вертеть, обидеть

и зависеть

2)Все остальные глаголы на:

-ЯТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ,-ОТЬ, -УТЬ,-ТИ и др.

3) 4 глагола на - АТЬ

слышать, дышать, гнать, держать



Шаг 2.

Как выбрать нужную букву в безударном личном окончании глагола (алгоритм)

  1. Ставлю глагол в начальную форму (неопределенную).

  1. Смотрю, на что кончается (не на окончание, а на суффикс перед -ТЬ).

  1. Определяю спряжение.

  1. Если спряжение 1 , то беру гласные из слова ЕДУЮ; если спряжение 2, то гласные из слова ИГРАЯ.

Например: борОТЬся - 1 спр., значит, они борЮТся

держАТЬ - 2 спр., значит, они держАТ

Шаг 3.

Прокомментируйте правильное написание. В случае затруднения обращайтесь к таблице и алгоритму.

-3-

  1. гонят 2) дремлют 3) дышит 4) повеет 5)хлопочет 6) пробираешься 7)ищешь 8) не обидишь 9) слышит 10) колет 11) полют 12) стелют 13) они клеят

14) расстилает 15) играете 16) лелеют 17) дышат 18) бреют 19) плещет

20) стелет

Шаг 4.

Образуйте нужную форму глагола настоящего или будущего времени

Он (кликать)

Мороз (щипать)

Ему (махать)

Трава (стелить)

Море (плескать)

Они (бороться)

Все (дремать)

Его он (обидеть)

Водопад (клокотать)

Они (клеить)

Они (строить)

Враги (клеветать)

Они (полоскать)

Меня он (услышать)

Ветер (хлестать)

Меня (лечить)

Волки (рыскать)

Он (вертеть)

Ты (ненавидеть)

Они (увидеть)

Шаг 5.

Найдите и исправьте ошибки, графически объяснив орфограмму.



Веет прохладой, туман расстилаится, борешься с невзгодами, долго продержешься, взбираешься на гору, выручет из беды, держут за руку, засыпают в кроватке, борятся с волнами, пилет доски торопишься на встречу, смотрешь мультфильмы, тревожемся о ребенке, лечемся в клинике, больной видет, фонарь светет, лелеишь младенца.



Шаг 6.

Помни!

-4-

Глаголы с приставкой ВЫ- перетягивают на себя ударение.

Такие глаголы следует проверять бесприставочными.

Например :

выглядишь - глядИШЬ ( убрали приставку, ударение падает на окончание),

значит, пишу, что слышу;

вымокнет - Мокнет ( убрали приставку, ударение на окончание не падает),

значит, определяю спряжение ( мокнУТЬ -1 спр.) - пишу Е.

Шаг 7.

Правописание форм повелительного и изъявительного наклонений

  1. В формах глаголов повелительного наклонения всегда пиши суффикс -И

КрикнИте погромче.



  1. В глаголах изъявительного наклонения выбор гласной в окончании глагола зависит от спряжения:

Когда крикнЕТЕ (крикнуть, 1 спр.) , немедленно прячьтесь.

Когда вы смотрИТЕ (смотреть, 2 спр.) телевизор, не выключайте свет.


Шаг 8.

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните орфограмму.

Выпиш…те красиво и грамотно. Пиш…те мне чаще. Как только выйд…те из леса, увид…те поле. Вспомн…те стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Когда вспомн…те, то прочтите наизусть. Вынес…те из комнаты лишние вещи. Когда вынес…те вещи, скажите мне об этом. Выйд…те на несколько минут из комнаты. Выбер…те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер…те, приступайте к написанию доклада.

-5-

Шаг 9.

Тест. Найди строчку, где все слова написаны верно.



  1. клеет

колит

борются

рисуем

  1. затеят

улучшат

дышут

жалит

  1. полет

бросается

щиплет

машет

  1. обидишь

ищишь

реят

пилит

  1. сушет

видят

машут

зреет

Шаг 10.

Сделай работу над ошибками

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Буквы О, Ё (Е) после шипящих

Шаг 1.

Вспомни правило

В корне слова после шипящих под ударением пиши Ё ( кроме слов -исключений)

Например: жёлтый , чёлн, кошёлка

Правило-помощник : всегда в корне пишется Ё , если есть чередование с Е

Например: чЁрный - чЕрнеть

Помни!

Слова-исключения пишутся с О

Шорох, чокаться, трущоба,

Шов , крыжовник и обжора

Шоколад, шоссе, шофер,

шоры, шорник и жонглер,

ожог (сущ.) руки джойстик, шорты, капюшон ожёг (глагол) руку

-6-

Шаг 2.

Вспомни правило

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий на -О после шипящих и ц под ударением всегда пиши -О ; без ударения -Е.

Например: дружОк, шалашОм, овражЕк, холщОвый, чужОго, ситцЕвый, общО, певучЕ.

Исключение: еще.

Помни!

В глаголах и отглагольных образованиях всегда пиши Ё.

Например: бережЁт (беречь) ; ночЁвка (ночевать), увлечЁнный (увлечь).

В иноязычных словах всегда пиши Е : ретушЁр, дирижЁр, коммивояжЁр.

Шаг 3.

Прокомментируйте правильное написание

  1. шЁпот 2) шОрохи 3) щЁголь 4) кошЁлка 5) жЁлудь 6) дешЁвый 7)обжОра 8) шОв 9) поджЁг стог 10) ожЁг (руку) 11) причЁска 12) дирижЁр 13) пчЁлы 14) грушЕвый 15) шЁлк 16) башмачОк 17) задачЕй 18) бечЁвка 19) сгущЁнка 20) клочОк 21) стужЕй 22) алычОвый 23) тягачОм 24) тушЁнка 25) совершЁнный 26) обнажЁнный 27)печЁт 28) песцОвый 29) чЁрт 30) крыжОвник.

Шаг 4.

Исправьте ошибки.

Щёголь, бечовка, жёваный, решётка, жёлоб, бесшовный, жордочка, тушёнка, верблюжонок, пришёл, испечённый, зачёт, прожорливый, чёрточка, девчёнка, нашоптывать, корчовка, шоковый, печонка, галчёнок, сгущонка, сокращен, жосткий, горячо, ретушор, ножём, лягушёнок, жонглер, шорох, речёнка, жжот, кошолка,, копчёный, чорствый, пощёчина.

-7-

Шаг 5.

Вставьте пропущенные буквы, графически объяснив написание. Расставьте знаки препинания.

Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил ж…лудевый кофе изредка ч…каясь со своим отражением в т…желом глянцевитом самоваре стоящем на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…РТ был больш…й обж…ра и несмотря на изж…гу и больную печ…нку объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем ч…рт молодцевато встряхнув ч…лкой пустился танцевать чеч…тку. Однако ч…рт был не очень удачным танцором и совершив один не совсем удачный скач…ок врезался в самовар и обж…г свой пятач…к покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…рт кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. Правду говорят что небереж…ного Бог береж…т ч…ртыхнулся ч…рт ч…ртовской пословицей.

Шаг 6.

Тест. Найдите неверно написанные слова.

  1. Шопот 2) шорох 3) чёрствый 4) кошолка 5) кружок 6) дирижор 7) обжора 8) чёлка 9) ожог (руку) 10) щёлка 11) юбчонка 12) ещо 13) шёв 14) горячё 15) сгущёнка 16) девчёнка

Шаг 7.

Сделай работу над ошибками.


Рахманова И.И.,

учитель русского языка и литературы,

Санкт-Петербург



© 2010-2022