Урок по русскому языку на тему Интересные морфемы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

по курсу___русский язык________________________________________

класс ________5а______________________________________________

учитель ___Асташкина Н.Г.________________________


  1. Методическая записка:

Данный урок проходит в рамках учебного курса русского языка в пятом классе общеобразовательных школ в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи.» по учебнику Г.Г. Граник для 5-х классов.

Урок разработан для 5-го класса, где возрастной психологической особенностью является активность учащихся, поэтому целесообразно подготовить учеников класса к тому, что урок требует от них взаимного уважения друг к другу.

Данный урок представляет собой урок обобщения и систематизации знаний. Урок построен в форме монтажа с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Дети творческие, имеют высокую мотивацию к обучению, что способствует созданию благо-

приятной творческой атмосферы на уроках.

Урок несет в себе важное развивающее значение: учит видеть, находить и объяснять изученные в разделе «Морфемика» орфограммы, выбирать главное из пройденного материала, развивает логическое мышление и речь. Урок расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к родному языку.

Связь теории с практикой на данном уроке очевидна: учащиеся приобретают навыки работы с источниками.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с литературой и историей, изобразительным искусством, музыкой.

На данном уроке использована технология коммуникативного обучения, работа в группа. Форма урока- монтажа приемлема для возраста пятиклассников, а частично-поисковый метод, используемый на уроке, позволит продолжить формирование навыков самостоятельной работы.


  1. План урока

Дата урока:

Тема урока: Интересные морфемы.

Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик

  • знает структуру слова.

  • умеет производить морфемный и словообразовательный разбор слова, определяет условия выбора приставок на з и с; умеет находить слова с чередующимися гласными в корне, умеет работать в паре и группе.

  • использует приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Межпредметные связи: история и литература, искусство и музыка .

Оборудование и наглядность: учебник , доска, раздаточный материал, сигнальные карточки, Б.Кустодиев «Весна», музыка Вивальди «Весна»


  1. Конспект урока


  1. Ход урока:

1. Организация класса.

. Сообщение темы и цели урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас необычный урок, урок- монтаж «Интересные морфемы». Мы повторим все о морфемике, вспомним структуру слова, какие морфемы служат для образования новых слов, какие изменяют форму слова, поговорим о корне слова, поработаем с основными орфограммами, изученными в разделе «Морфемика»

В течение урока каждый из вас должен быть внимателен и активен. Успехов вам!

А сейчас, ребята, откройте тетради, давайте запишем сегодняшнее число, место работы и тему нашего урока «Интересные морфемы».

Давайте вспомним, какие же вы знаете морфемы?

2. Сценка «Кто главнее и важнее?»

ВЕДУЩИЙ: Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное - суффиксы.

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-.

ВТОРОЙ СУФФИКС: Иногда словно стучат каблучками: -ек-. -ик-. -чик-, -ник-.

ТРЕТИЙ СУФФИКС: Иногда поют, как птички: -чив-. -лив-, -чив-, -лив-! А бывает, будто просят о чем- то: и..., льи...

ВЕДУЩИЙ: Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть!

ВТОРАЯ ПРИСТАВКА: А написать самой - это вам не списать у кого- нибудь! И все это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие- нибудь слова?

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: Конечно нужны, и очень много! Мы привели сюда целую семью слов «лесок», «лесовик», «лесник».

ВТОРОЙ СУФФИКС: Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим- и деревьев станет меньше!(лесок)

ТРЕТИЙ СУФФИКС: А вот уже и нет никаких деревьев! Зато вот оно- сказочное существо, доброе, волшебное!(лесовик)

ПЕРВЫЙ СУФФИКС: А вот и человек, который охраняет лес!(лесник) И все эти превращения совершили мы, суффиксы!

ПЕРВАЯ ПРИСТАВКА: Зато если хотят сказать про что- нибудь, что они очень- очень, ну просто очень- преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный. прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

ВЕДУЩИЙ: Спорили приставки и суффиксы, спорили- чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался- встал между ними.

КОРЕНЬ: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что- нибудь без меня, без корня, сказать!

ВЕДУЩИЙ: С тех пор корень как главный в слове решил так.

КОРЕНЬ: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки,- слева, а вы, суффиксы,- справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома- терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные.

У приставок- вот какие , а у суффиксов- совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:

ВЕДУЩИЙ: Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

КОРЕНЬ: В корне- смысл, но не весь.

Главный, но неполный.

ПРИСТАВКА: Потому приставка есть-

Смысл она дополнит!

СУФФИКС: Рад я в этом ей помочь,

После корня стать не прочь!

Ну и что ж, что после корня,-

Все равно я всех проворней!

УЧИТЕЛЬ: Корень, конечно, всех проворней, в нем заключен основной смысл, но и другие части слова тоже важны.

А сейчас, ребята, мы с вами и поработаем по учебнику. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 120. Хочу напомнить вам, что мы учимся по совершенно новому учебнику вы, как Колумбы, открыватели Нового учебника, а замечателен он тем, что в нем очень нового, познавательного и развивающего.

(работа по учебнику)

Правила эти не новы для вас, вот мы с вами сейчас и закрепим полученные знания.

Работа в группах

А сейчас, ребята, разделимся на варианты, для каждого варианта будет предложено своё задание:

1 вариант ИГРА «Горка».

На доске и у каждого ученика табличка- кроссворд.

Урок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемы

Урок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемы

Урок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемы

Урок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемыУрок по русскому языку на тему Интересные морфемы

Задание для 1 варианта:

УЧИТЕЛЬ: В воскресенье дети решили покататься с горки . Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто впишет в пустые клетки родственные слова.

(Примерный материал:

Лыжи, лыжня, лыжник, лыжница;

Сани. санки, санный, саночки;

Гора, горка, горочка, гористый;

Зима, зимка, зимний, зимушка)


УЧИТЕЛЬ: При помощи каких морфем образованы новые слова?

(суффикса)

А еще какая морфема участвует в образовании новых слов?

(приставка)

ЗАДАНИЕ для 2-го варианта : За одну минуту напишите как можно больше слов с разными приставками и общим корнем БЕЖАТЬ.

УЧИТЕЛЬ: Проверяем написанное. Итак, подведем итог : Для чего нужны приставки и суффиксы?

Приставки и суффиксы нужны для словообразования!

А меняет форму слова (ребята хором ОКОНЧАНИЕ!)

Работа с орфограммами, изученными в теме «Морфемика».


Приставки на З и С.

УЧЕНИК: Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС».

Глухие звуки- это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ-

Перед согласными глухими

Всегда меняют З на С.

УЧИТЕЛЬ: Какой человек натянул перчатки на пятки? (рассеянный )

Как в русских сказках зовут Кощея? (бессмертный)

Назовите приставки в словах- ответах, объясните их написание.


ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово ЗДАНИЕ?

Все учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове ЗДЕСЬ,

Помни все условия,

Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.

ВТОРОЙ УЧЕНИК: Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

...десь, ...доровье, ...дание

Лишены содержания.

Верните З, и снова

Заговорят три слова.

ТРЕТИЙ УЧЕНИК: В современном языке З действительно входит в корень слов здание, здоровье, здесь, зги. Но знаете ли вы, что только в слове здание- корень -зд-? Стоит лишь подобрать однокоренные слова к нему: создать, созидать, зиждитель, создатель, зодчий- и все становится ясным.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕНИК: В остальных же словах раньше писалось С, а не З, причем в слове здоровье С- была приставкой. Приставка эта озвончилась перед Д, и из сдоровья получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий, как дерево».

ПЯТЫЙ УЧЕНИК: здесь возникло из славянского съ-де-съ, в начале и в конце стояло сь (указательное местоимение этот), в середине суффикс -де-. Значит, и в начале слова здесь было сперва с, которое позже перед звонким д перешло в з.

Корни с чередованием.


ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Уж особое создание

Корни с чередованием!

Чтобы правильно писать,

Правила должны мы знать!

-ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно:

«С этим мы вполне согласны.

Если суффикс А за корнем

Пиши букву А спокойно!»

ВТОРОЙ УЧЕНИК: Корни -РАСТ- и -РОС-

Встали во весь рост

И сказали: «Букву А

Пишем, ребята, не всегда.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни,

Нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,

Существуют исключения:

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали,

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале.

УЧИТЕЛЬ: Правило мы четко знаем,

А теперь мы просигналим!

(Учитель читает слова, дети сигналят А или О)

Предлагать, предложить, прилагательное, сложение, слагаемое, изложение, растение, вырос, подрастать, росточек, отрасль, ростовщик, Ростов

УЧИТЕЛЬ: А сейчас, ребята, мы проверим домашнее задание: прочтите, какие вы выписали слова с чередующимися гласными в корне, с гласными, проверяемыми ударение, с непроверяемыми гласными.

(учащиеся зачитывают домашнее задание).

Учитель : ребята, на слайде написаны слова. ДЛЯ закрепления знания поработаем над ними. Перепишите их, вставьте пропущенные буквы и устно объясните условие выбора той или иной буквы.

РАБОТА СО СЛОВАМИ, КОТОРЫЕ ИЗОБРАЖЕНЫ НА СЛАЙДЕ,ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (письменно)

Ра..стилалась, соб…рались, оз…рить, бе…крайние, бл…стать, ра…горелись, подр…сли, накл…нились.

УЧИТЕЛЬ: Перед вами картина Б.Кустодиева «Весна». Напишите сочинение -миниатюру по картине, (4-5 предложений), используя слова, над которыми вы только что работали.

УЧАЩИЕСЯ ПИШУТ СОЧИНЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ, ЧАЙКОВСКОГО «Времена года».

Прочтение одной-двух работ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель: 1. что нового вы узнали на уроке?

  1. скажите, пожалуйста, ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

  2. кто, по вашему мнению, заслуживает отличных оценок?

ВЫСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

упр. 452 (работа с таблицей)

Литература:

1) Поурочные планы «Уроки русского языка в 5 классе»: методическое пособие/Автор-составитель Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003

2) «Занимательный русский язык»: пособие для учителя и учащихся/ Г.А. Александрова. - СП.: Тригон, 2003.

3) «Секреты орфографии»: пособие для учителя и учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение,2001


© 2010-2022