План-конспект урока по теме: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект по русскому языку

Класс: 8

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель:

-научить находить в тексте однородные члены предложения

Задачи:

- углубить знания учащихся об однородных частях реи;

- воспитать интерес к русской литературе;

-развить письменную и устную речь;

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: игровой момент, опрос домашнего задания, работа в группе, в паре, индивидуально, мозговой штурм, работа по тексту, выполнение письменных заданий, пятистишье, эссе

Оборудование: бумаги, цветные кубики, фломастеры, иллюстративный материал, видеоклипы

Межпредметные связи: русская литература

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Деление на группы. Учащиеся подходят к волшебному мешку и выбирают разноцветные кубики. Находят свои цвета и рассаживаются по местам. Раздаются тексты.

  1. Опрос домашнего задания. Предложения с однородными членами.

  2. Мозговой штурм.

Дядя, помогать, Эвелина, жизнь, мама, слепой, папа, Петрусь

Задание: Составить предложение из данных ниже слов.

- Какие члены предложения называются однородными?

4. Групповая работа.

Работа по тексту. Теоретический материал.

- Объясните знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах предложения, опираясь на дидактический материал.

Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов: В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.

В схемах предложений обобщающее слово обозначено значком Θ (по правилам, внутри кружка должна быть жирная точка), однородные члены обозначены по правилам - значком Ο.

1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов ставится двоеточие: На столе лежали письменные принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры. [Θ: Ο, Ο, Ο]

2. Перед обобщающим словом после перечисления ставится тире: Дети, старики, женщины - всё смешалось в живом потоке. [Ο, Ο, Ο - Θ]

- О каком произведении идет речь? Кто является ее автором? С каким предметом будет связан наш урок?

План-конспект урока по теме: Обобщающие слова при однородных членах предложенияПлан-конспект урока по теме: Обобщающие слова при однородных членах предложения

4. Выполнение заданий. Работа в группе, в паре, индивидуально.

Работа по тексту.

1) Чтение текста.

Петр понимает всю глубину своего несчастья. Он становится озлобленным, мучает близких. Дядя Максим с Петром идут к чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Тайком от всех он уходит вместе с нищими слепцами. В странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость. Ему кажется, будто он сам видит небо, землю, солнце- все окружающее.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта: к мелодиям жизни, к песням слепцов. Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

2) Беседа по тексту.

1 группа- Почему Петр становится озлобленным? Почему он не хочет слышать песню слепцов? Порассуждайте.

2 группа- Почему дядя заставляет подать нищим милостыню? Зачем он ему предлагает попробовать жизнь нищих?

3 группа- Любит ли его Эвелина? Чего боится больше всего Петр?

4 группа- Почему дядя Максим приходит к мысли, что он прожил не зря?

Кому он больше помог: себе или мальчику?

-Есть ли в наше время, когда слепой человек может добиться успехов? Приведите примеры из жизни. Видеоклипы. Физминутка.

План-конспект урока по теме: Обобщающие слова при однородных членах предложенияПлан-конспект урока по теме: Обобщающие слова при однородных членах предложения

3) Выполнение письменного задания к тексту. ( Работа с интерактивной доской)

-В выделенных предложениях поставьте знаки препинания. Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова при них. Составьте схемы.

5. Синквейн. Составление пятистишья.

1. Мальчик

2.

3.

4.

5.

Правила написания синквейна: Образец:

1. имя существительное; девочка

2. 2 прилагательных (какой?); начитанная, воспитанная

3. 3 глагола (что делает?); читает, учит, отвечает

4. фраза из ЧЕТЫРЕХ слов; Девочка учит наизусть стихотворение.

5.- синоним к первому юница

6. Тестовое задание «ВЕРНО НЕВЕРНО»

1) Однородные члены - не отвечают на один и тот же вопрос.

2) Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

3) Обобщающее слово - это слово, которое не является общим обозначением для однородных членов предложения.

4) Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.

5) В данном предложении правильно поставлены знаки препинания.

На столе лежали письменные принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры.

6) Перед обобщающим словом после перечисления ставится тире

Ключ: н, в, н, в, в,в

«5»- 0 ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

«2»- 3 ошибки


  1. Домашняя работа.

-Из художественной литературы найти и выписать 4 примера.

Творческое задание - эссе « Судьба человека в его руках!»

Итог урока. Учащиеся пишут свои пожелания и предложения.

8. Оценивание.

Лист оценки

Класс: Дата:

Ф.И.

д/з-2 бала

Работа по тексту

(правило)-1бал

Работа по отрывку повести-

1 бал

Письменное задание к тексту-1бал

Синквейн-

1 бал

Тест-4 бала

«5»- 4 бала

«4»- 3 бала

«3»- 2 бала

«2»- 1 бал

Итого

9-10б-«5»

7-8б.-«4»

5-6б.-«3»


















© 2010-2022