Разработка урока Односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2.

Тема. Односоставные определённо-личные

и неопределённо-личные предложения.

Цель: дать представление об особенностях определённо-личных

и неопределённо-личных предложений, формировать умение

находить определённо-личные и неопределённо-личные

предложения по их значению, структурным особенностям;

развивать умение различать односоставные и двусоставные

предложения, использовать односоставные предложения

в разных стилях; прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация к уроку.

Ход урока.

І. Объявление темы и цели урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Работа по карточкам (приложение 1).

2. Орфоэпическая разминка.

Поставить ударение в словах:

безудержный, баловать, базилик, бутыль, верба, брала, вычурный, газирование, гастрономия, генезис. (Самопроверка, слайды 2,3)

3. Орфографическая пятиминутка.

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. (Слайд 4)

Арт…ллерия, б…ллада, гум…низм, ист…на, инт…ллект, к…ллектив, лаб…ринт, проп…ганда, р…жиссёр, с…туация, ув…ртюра, мини…тюра.

(Взаимопроверка, 1 ошибка = -1 балл, слайд 5)

4. Беседа с учащимися.

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

  • На какие группы делятся односоставные предложения?

5. Выборочная проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают свои сочинения, называют односоставные предложения)

ІІІ. Работа над темой урока.

1. Определённо-личные предложения.

1) Слово учителя.

Запишите предложения, обозначьте в них грамматические основы; определите, чем выражены главные члены. (Слайд 6)

  • Обожаю всяческую жизнь. (В.Маяковский)

  • Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех. (М.Исаковский)

  • Люблю вагонов и кают геометрический уют. (В.Шефнер)

  • Приеду весною, ворота открою. (Е.Долматовский)

  • Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.

(Е.Долматовский)

Вопросы и задания.

- Дайте грамматическую характеристику частям речи, которыми выражены главные члены.

- Можно ли определить лицо, выполняющее действие? Важно ли в этих предложениях наличие подлежащего?

- Попробуйте ввести подлежащее. Что изменится? (При введении подлежащего снижается смысловое значение действия - сказуемого).

Такие предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица (единственного или множественного числа) и определённо указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), называются определённо-личными. Эти предложения часто встречаются в разговорной речи.

2) Работа с учебником (§ 16).

- познакомиться с правилом;

- выполнить упражнение 154 (устно).

2. Неопределённо-личные предложения.

1) Слово учителя. (Слайд 7)

Перед вами задача:

- списать данные предложения, выделить грамматические основы, охарактеризовать главные члены;

- ответить на вопрос: кто выполняет действие?

  • Пете уже разрешали гулять возле дома. (В. Катаев)

  • Не зря Байкал называют жемчужиной Сибири. (В. Распутин)

  • На воду спускали парус. (И. Гончаров)

  • Его везли из крепости, из Бреста. (К. Симонов)

  • Толкуют о новых законах, о ценах на скот и на рожь. (С. Есенин)

- попробуйте сами дать определение таким предложениям. (Ребята выводят определение)

Неопределённо-личные предложения обозначают действие, которое производится неопределённым лицом. В таких предложениях важно само действие, а не его исполнитель. Сказуемое в них выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. (Слайд 8)

2) Работа с учебником (§ 17)

Выполняем устно упражнение 159.

3) Самостоятельная проверочная работа (слайд 9):

- определить виды простых предложений - а - определённо-личное;

б - неопределённо-личное;

в - прочие.

Взаимопроверка. Ключ: 1 - в 6 - б

2 - а 7 - в

3 - б 8 - а

4 - б 9 - а

5 - в 10 - б (Слайд 9)

IV. Подведение итогов работы.

1. Беседа с учащимися.

  • Какие предложения мы называем определённо-личными?

  • Какова сфера употребления таких предложений?

  • Кто производит действие в этих предложениях? (Сам рассказчик)

  • Какие предложения называются неопределённо-личными?

  • Можно ли в них определить лицо, выполняющее действие?

2. Оценивание работы учащихся по результатам самопроверки и взаимопроверок.

V. Домашнее задание: читать учебник (§§ 16, 17), выполнить упражнения 157, 160.

Разработка урока Односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения

Приложение к уроку 2.

Карточка 1.

Определите, двусоставное или односоставное предложение:

а - двусоставное,

б - односоставное.

1. Героя в бой водила песня.

2. Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам, по дорогам, по селеньям малым.

3. Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.

4. В наступленье, боевые рати, сыновей державы собирайте.

5. Танк, почерневший в объятьях пожара.

6. Сапёры наводят в ночи переправу.

7. Помню отважных ребят, славных друзей и хороших солдат.

8. С боем входим в город Брянск.

9. Помнят всегда и везде победный год наш сорок пятый.

10.Жить и верить - это замечательно.

Карточка 2.

Определите, двусоставное или односоставное предложение:

а - двусоставное,

б - односоставное.

1. Родины себе не выбирают.

2. Правдой всё на свете победишь.

3. Обожаю всяческую жизнь.

4. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

5. Юность склонна к быстрым обобщениям.

6. Старайся дать уму как можно больше пищи.

7. Лицом к лицу лица не увидать.

8. Многое ещё, наверно, хочет быть воспетым голосом моим.

9. Есть в мире сотни замечательных явлений.

10.Полей величие немое.


© 2010-2022