Мастер-класс по русскому языку на тему Типы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение «Методический центр»

Романовского муниципального района

Саратовской области









Мастер-класс по русскому языку

на тему «Типы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении»







Подготовлен:

Лавровой Александрой Ивановной,

учителем русского языка и

литературы

МОУ Романовская средняя

общеобразовательная школа





2016 год

Цель: обобщить, систематизировать знания обучающихся 11 класса о типах подчинительной связи придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Задачи:

- повторить теоретические сведения о типах подчинения придаточных;

-закрепить навыки пунктуационного оформления сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;

-закрепить навыки соотнесения предложения с графической схемой.

Использованные методы:

-метод «Ресторан»;

-игровые методы.

Формы работы:

-индивидуальная;

-групповая;

фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, флипчарт.

Ход занятия:

Если вы будете изучать русский язык,

страстно любить его, то вам откроется

мир безграничных радостей,

ибо безграничны сокровища русского языка.

В.Луговской

I.Вступительное слово учителя

-Добрый день, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем ресторане «Лингвиния».

Ресторан наш не совсем обычный:

Здесь пищу получают для ума.

И в этот день, по-зимнему привычный,

Сюда я пригласила вас сама.

-У нашего ресторана есть свой девиз: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

-Представьте себя учащимися 11 класса. Для того чтобы узнать, чем вас будут угощать в ресторане, предлагаю разгадать необычную загадку. Это триз-загадка:

Последовательное, но не прохождение.

Однородное, но не масса.

Параллельное, но не прямая.

Смешанное, но не жидкость.

-Отгадка зашифрована в следующей строке:

ыпти чинияподне даныхприточ

-Кроме того, если вы обратитесь к нашему девизу и определите структуру предложения, вы всё поймете (ответы).

-Верно! Сегодня я вас угощу типами подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении. На ваших столиках лежит меню с перечнем блюд, которые будут представлены вашему вниманию. Также перед вами информационная карта посетителя ресторана. В неё вы будете заносить результаты своей работы. За каждое правильно выполненное задание ставьте себе 1 балл, за ошибку - 0 баллов.

II.Основная часть занятия (тренинги)

- Тема «Типы подчинения придаточных» вам знакома. Мы постараемся обобщить всё, что нам известно о типах подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении. Составим кластер. Ваша задача - называть всё, что вы знаете, помните в связи с этой темой: понятия, которые, на ваш взгляд, имеют к ней отношение; ассоциации, которые возникают. На флипчарте я графически представлю информацию, полученную от вас, так мы создадим «модель хаос», а затем сгруппируем языковые понятия и получим модель «планета и её спутники». В центре будет изображено то, что является предметом нашего обсуждения.

-Итак, мы назвали четыре типа подчинения придаточных. Я предлагаю закончить предложения:

1.При этом способе подчинения первое придаточное относится к главному предложению и называется придаточным первой степени, второе придаточное относится к придаточному первой степени и называется придаточным второй степени и т.д. Такое подчинение называется _____________. (последовательным)

Пример: [Дети рассказали],(что нарвали тех цветов), (которые любила мама).

2.При этом способе подчинения придаточные относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению. Такое подчинение называется _____________ (параллельным/неоднородным).

Пример: (Когда поднялось солнце) ,[ мы увидели картину],( которая удивила всех).

3.При этом способе подчинения придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части, отвечают на одинаковые вопросы и являются одинаковыми по значению. Такое подчинение называется ______________ (однородным).

Пример: [Слышу], (как дубы ведут беседу), (как лесной ручей бежит в овраг).

4. При этом способе подчинения наблюдается сочетание различных типов подчинения, названных выше. Такое подчинение называется _________________ (смешанным/комбинированным).

Пример: (Коль жить), (коль любить),[ все печали растают], (как тают весною снега).

-Я раздам вам памятки, на которых представлены схемы для всех типов подчинения. Соотнесите каждую схему с соответствующим ей типом подчинения придаточных. Эти памятки вам будут помогать.

-Не забудем про некоторые «подводные камни»:

1.При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. Запятая между союзами не ставится, если далее идет вторая часть союза то или так.

Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое.(Л.Толстой)

2.Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

Буду работать, пока у меня пальцы могут держать перо и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни.(К.Паустовский)

-Итак, перед нами проблема: как определить тип подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными? Воспользуемся алгоритмом:

-выделить грамматические основы;

-указать предикативные части;

-указать средства связи, характер связи частей сложного предложения;

определить, на какой вопрос отвечают придаточные;

-определить вид придаточной части, сделать вывод о типе подчинения.

- Предлагаю поработать всем вместе - поучаствовать в игре «Веришь - не веришь». Перед вами карточки «Да» - «Нет». Я читаю вопрос, вы поднимаете карточку «Да», если ваш ответ утвердительный, карточку «Нет», если не согласны.(предложения выведены на слайд)

1. В предложении Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. последовательное подчинение придаточных?

2. В предложении В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение. параллельное подчинение придаточных?

3.В предложении Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. однородное подчинение придаточных?

-Теперь работаем индивидуально. Предлагаю написать цифровой диктант.

Я читаю предложения и утверждения, относящиеся к ним. Вы слушаете предложения (предложений на слайде нет, только на слух); если вы считаете утверждение верным, записываете цифру «1», если ошибочным -« 0».

1.Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился. - параллельное подчинение (1)

2.Есть пословица, которая гласит, что сила силу ломит. - однородное подчинение (0)

3.Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает.- последовательное подчинение (1)

4.Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади. - смешанное подчинение (0)

-Верная комбинация цифр 1010.

-Следующее задание вы будете выполнять парой. Назовем его «Найди отличия».

-Найдите минимум два отличия между следующими предложениями. Даю вам 1 минуту. Свой ответ аргументируйте.

Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь.

Когда наступит весна, я услышу, как птицы начнут песни петь.

-Снова работаем вместе. Предлагаю вашему вниманию блюдо «Третье лишнее». Вы увидите сейчас блоки предложений, ваша задача - найти среди них «лишнее» и аргументировать свой ответ.

1.Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

2.На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет.

3.Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какой я видел её в последний раз.

В предложениях следующего блока знаки препинания не расставлены.

1.Давно заметил что когда ветерок проникающий в лес качает ветви деревьев то в этом есть особенная глубокая прелесть.

2.Лесник доложил что если всмотреться на вырубке все пни покрыты мелкими опятами.

3.Я давно заметил что если происходит какая-то большая неприятность то мелкие неприятности расступаются перед ней добровольно уступают дорогу.

-Теперь предлагаю вам блюдо «Потерявшиеся схемы». Вам нужно установить соответствие между схемой и типом подчинения придаточных. Работаем в парах.

1.(Когда…), (которые…), [..то…].

2.[ ], (что, (когда…), …).

3.(Чтобы…) и ( ), [ ].

4.(Где…), [ ], (какое…).

5.[ ], (что…), (которое…).

6.[ ], (как…), (как…).

7.[ ], (что (если…), то…).

1

2

3

4

5

6

7


А - последовательное подчинение

Б - однородное подчинение

В - параллельное подчинение

- Перед вами «текст-загадка».(работа в паре) Прочтите его и скажите, какой(-ие) тип (-ы) подчинения придаточных предложений вы в нем не нашли.

Важнейший эмоциональный источник любви к Родине это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас.

Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том что не было бы ни цветущего сада ни ласковой материнской песни если бы не пролили свою кровь за свободу тысячи героев.

Родная земля становится бесконечно дорогой когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми которые отстояли красоту.

- Вы все работаете активно. Могу сказать, что вы молодцы. Предлагаю вам игру «Кто хочет стать отличником?» Задания будут даваться по рядам, можно воспользоваться помощью зала.

1.В каком из предложений однородное подчинение придаточных?

А) Перестань говорить тотчас, когда заметишь, что раздражаешься.

B) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову, я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно.

C) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

D) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.

2.В каком из предложений последовательное подчинение придаточных?

A) Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня.

B) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух.

C) Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся.

D) В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли.

3. В каком из предложений параллельное подчинение придаточных?

A) Мы спустились в овраг, где протекал небольшой ручей, который безмолвно сливался с рекою.

B) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

C) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим.

D) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

-Надеюсь, вам понравился наш ресторан. Как в любом ресторане, в нашем есть книга отзывов и пожеланий. Оставьте в ней свои отзывы о сегодняшней встрече.

Закончите предложения так, чтобы у вас получилось СПП с несколькими придаточными.

- Мне понравилось в этом ресторане, потому что…

- Жаль, что…

-Ресторан, в котором…

-Хотелось бы побывать ещё раз в ресторане, где…

-Считаю полезным проводить такие встречи, так как…

- Сегодняшняя встреча в ресторане была интересной для всех, кто…

-Уважаемые гости, до новых встреч!

© 2010-2022