Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»

"Урок проводится в 10 классе в соответствии с календарно – тематическим планированием в системе уроков по орфографии и морфологии. "Тип урока – актуализация знаний и умений обусловил структуру занятия: организационный момент, обобщение теоретических знаний, применение их на практике, работа с текстом, объяснение домашнего задания, подведение итогов урока. Тип урока определяет и целеполагание. "Ведущая цель – создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Живите с гласными в согласье!»

Класс: 10

Учитель: Чернышева Е.В.

Тип урока: актуализация знаний и умений

Форма урока: урок-практикум

Цели и задачи:

Обучающие: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений; стимулировать поисковую деятельность учащихся;

Развивающие: способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях, выделять главную мысль в содержании текста;

Воспитательные: стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примере чуткого отношения к прекрасному.

Внутрипредметные связи: «Лексикология», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

Оборудование:

-презентация PowerPoint по теме урока;

-опорные листы.


План урока:

I. Организационный момент:

-актуализация;

-постановка целей и задач урока.

II. Основная часть:

-обобщение теоретических знаний по теме;

-практическая часть;

-работа с текстом.

III. Заключение:

-выводы по теме урока;

-выставление отметок;

-домашнее задание.



Ход урока:

I. Организационный момент:

Число, классная работа.

Актуализация:

Ребята, спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

Г…рмония, опт…мизм, насл…ждение.

- Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии? (орфограммы - безударные гласные в корне);

- Чем отличаются? (проверяемые, непроверяемые безударные гласные);

Целью нашего сегодняшнего урока является…

II. Основная часть:

2.1. Обобщение теоретических знаний по теме:

Безударные гласные в корне

Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

Мы сегодня акцентируем свое внимание на правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне

Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»

Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»

Непроверяемые Проверяемые

Следует обратиться Следует изменить слово

к орфографическому словарю или подобрать однокоренное

слово с ударением на проверяемой гласной

2.2. Практикум:

Непроверяемые безударные гласные:

А) в сказке Экзюпери мудрый лис открыл Маленькому принцу свой секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Для того. Чтобы грамотно писать, нужно иметь ещё и зоркий ум: он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про таких говорят: у них есть орфографическая зоркость. Сейчас - лингвистическая компетентность.

Компетентный - знающий, авторитетный в какой-либо области

Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее

Привилегия - преимущественное право, льгота

Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением

Виртуоз

Кампания

Компания

Б) Вставьте пропущенные буквы.

В) Как же быть с последними словами?

Кампания -

Компания -

Следует учитывать лексическое значение слова!

Г) Составьте с этими словами предложения. Постарайтесь, чтобы они были сложными.

Проверяемые безударные гласные:

Лексическое значение также необходимо знать и при написании слов с проверяемой гласной в корне. Давайте в этом убедимся.

А) Я предлагаю вставить пропущенные буквы, выделив корень и подобрав проверочное слово(работа ведётся у доски):

Прим...рять платье -

Прим…рять поссорившихся друзей -

Посв…тить фонарём -

Посв…тить рассказ маме -

Ум…лять недруга о пощаде -

Ум…лять значение поступка -

Лингвистическая задача

Б) Как вы считаете, можно ли проверить гласную в корне слова бросать глаголом разбрасывать? (нельзя, так как в глаголах с формами на -ывать, -ивать вместо корневого О часто бывает А). Как быть?

Урок русского языка «Живите с гласными в согласье!»

В) Кроме того, запомните.. слова с полногласными сочетаниями -оро-, -оло- надо проверять словами с полногласием:

Сторожить - сторож, сторожка;

Похолодание - холод, холодный.

Пословицы

  1. Рукой победишь одного, а головой - тысячи.

  2. Пиши, да не спеши.

  3. Простота, чистота, правота - вот лучшая красота.

Тестовое задание

Первое задание выполняется вместе с учителем, остальные - самостоятельно.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Обн…жить, пок…яние, г…ризонт

2) Л…цемерие, инт…ллект, стр…дание

3) Ув…дание, бл…гословить, п…хота

4) П…ссимист, ум…лять (достоинство), в…ртуоз

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Объед…нение, разв…вается (на ветру), п…радокс

2) Г…рмония, прив…легия, р…яль

3) Ст…рожил (сад), сем…нар, обл…ктиться

4) Просл…влять, просв…щение, вопл…тить

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Насл…ждение, зак…ренелый, ф…стиваль

2) Р…скошный, по…виться, изв…ните

3) Экз…меновать, охр…нять, г…рнизон

4) Препод…ватель, опт…мизм, выст…вка

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная в корне?

1) Н…визна, нас…ление, огл…нуться

2) Кл…вать, возр…жать, п…лемика

3) К…мпания (друзей), прим…тивный, комп…тентность

4) Б…рьба, мот…вировать, наст…вление

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная в корне?

1) Инт…ллигентность, к…литка, ф…льтровать

2) Предв…щать, раст…лковать, сер…ал

3) К…рьерист, абон…мент, нав…ждение

4) От…ждествление, щ…бетание, д…лина

Работа с текстом.

Давайте вернемся к последней пословице. О чем она заставляет задуматься?

Я предлагаю прочитать миниатюру Леонида Енгибарова «Полезный совет».

Полезный совет

Тихий пруд. Ивы опустили в воду уже жёлтые пряди, как на крышу черного р…яля, и слушают тихие звуки осеннего парка.

Лодки, серые клавиши, выщерблены и погнуты…

Сижу на берегу с приг…ршней камней…

За спиной разд…ётся гол…с: «Никогда не понимал этого бесполезного занятия - бр…сать камни приг…ршнями. Если это так уж необходимо - дождитесь зимы, притащите по льду мешок камней и высыпьте на середину. Весной все будет на дне».

Человек поднимает в…ротник и уходит. Он никогда не увидит ажурных кругов, идущих по воде от брошенного камня, не услышит шёпот листьев и журчание ручейка.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

  2. Определите проблему данного текста. Поможет вам в этом справочный материал. Среди предложенных вариантов выделите проблему, которая отражена в тексте.

Справочный материал.

  • Проблема трепетного отношения человека к прекрасному;

  • Проблема ответственности человека перед будущим за судьбу красоты;

  • Проблема нравственного выбора.

3) Давайте попробуем сформулировать данную проблему в предложении. В помощь вам предлагаются типовые конструкции, которые могут служить опорой для отражения проблемы в сочинении.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…

  • Автор текста затрагивает проблему…

  • В центре внимания автора - проблема…

  • В тексте (имя и фамилия автора в р.п.) поднимается проблема…

  • Текст (имя и фамилия автора в р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

  • (Имя и фамилия автора в и.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекает внимание автора.

III.Заключение:

1. Выставление отметок;

2. Домашнее задание:

1. Работа с текстом Д.С. Лихачева (вставить пропущенные буквы, определить проблему текста).

2. Выполнить задание на карточке.

Домашнее задание.

1) Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Сформулируйте проблему текста.

По-настоящему сильный и зд…ровый, уравновешенный человек не будет без нужды г…ворить громко, не будет ругаться и употреблять ж…ргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так в…сомо.

Наш язык - это в…жнейшая часть нашего общего пов…дения в жизни. И по тому, как г…ворит человек, мы сразу и л…гко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень инт…лл..гентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «зак…мплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, инт…лл…гентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, зам…чая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо. Наша речь - в…жнейшая часть не только нашего пов…дения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей сп…собности не подд…ваться влияниям среды, если она «затягивает».

по Д.С. Лихачеву.

Справочный материал.

  • Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития;

  • Как научиться хорошей речи?

  • Употребление жаргонных слов;

  • Проблема богатства и бедности речи человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Вставьте пропущенные буквы, пользуясь орфографическим словарем.

В…ранда, в…н…грет, д…в…денд, ид…алист, ин…угурция, пл…гиат, тр…виальный, д…летант, п…лисадник, д…р…жёр, пров…кация, пр…ор…тет, в…рнисаж, ст…пендия, б…гряный.




Опорный конспект

Задание № 1.

П…ссимист*

Прим…тивный

Пр..в…легия*

П…р…докс*

К…мпетентный*

В…ртуоз

К…мпания_______________________________________________________________

К…мпания _______________________________________________________________

Задание № 2.

Прим...рять (платье) - ________________________________________________

Прим…рять (друзей) - _______________________________________________

Посв…тить (фонарём) -______________________________________________

Посв…тить (рассказ) - ______________________________________________

Ум…лять (о пощаде) - _______________________________________________

Ум…лять (значение) -________________________________________________

Задание № 3.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Обн…жить, пок…яние, г…ризонт

2) Л…цемерие, инт…ллект, стр…дание

3) Ув…дание, бл…гословить, п…хота

4) П…ссимист, ум…лять (достоинство), в…ртуоз

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Объед…нение, разв…вается (на ветру), п…радокс

2) Г…рмония, прив…легия, р…яль

3) Ст…рожил (сад), сем…нар, обл…катиться

4) Просл…влять, просв…щение, вопл…тить

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) Насл…ждение, зак…ренелый, ф…стиваль

2) Р…скошный, по…виться, изв…ните

3) Экз…меновать, охр…нять, г…рнизон

4) Препод…ватель, опт…мизм, выст…вка

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная в корне?

1) Н…визна, нас…ление, огл…нуться

2) Кл…вать, возр…жать, п…лемика

3) К…мпания (друзей), прим…тивный, комп…тентность

4) Б…рьба, мот…вировать, наст…вление

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная в корне?

1) Инт…ллигентность, к…литка, ф…льтровать

2) Предв…щать, раст…лковать, сер…ал

3) К…рьерист, абон…мент, нав…ждение

4) От…ждествление, ща…бетание, …

Задание № 4.

Полезный совет

Тихий пруд. Ивы опустили в воду уже жёлтые пряди как на крышу черного р…яля и слушают тихие звуки осеннего парка.

Лодки, серые клавиши, выщ…рблены и погнуты…

С…жу на берегу с приг…ршней к…мней…

За сп…ной разд…ётся гол…с: «Никогда не понимал этого бесп…лезного занятия - бр…сать камни приг…ршнями. Если это так уж необходимо - дождитесь зимы, прит…щите по льду мешок к…мней и высыпьте на середину. В…сной все будет на дне».

Человек поднимает в…ротник и уходит. Он никогда не увидит ажурных кругов идущих по воде от брошенного камня не услышит шёпот листьев и журчание ручейка.

Леонид Енгибаров.

Справочный материал

  • Проблема трепетного отношения человека к прекрасному;

  • Проблема ответственности человека перед будущим за судьбу красоты;

  • Проблема нравственного выбора.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…

  • Автор текста затрагивает проблему…

  • В центре внимания автора - проблема…

  • В тексте (имя и фамилия автора в р.п.) поднимается проблема…

  • Текст (имя и фамилия автора в р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

  • (Имя и фамилия автора в и.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекает внимание автора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.

1) Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Сформулируйте проблему текста.

По-настоящему сильный и зд…ровый, уравновешенный человек не будет без нужды г…ворить громко, не будет ругаться и употреблять ж…ргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так в…сомо.

Наш язык - это в…жнейшая часть нашего общего пов…дения в жизни. И по тому, как г…ворит человек, мы сразу и л…гко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень инт…лл..гентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «зак…мплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, инт…лл…гентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, зам…чая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо. Наша речь - в…жнейшая часть не только нашего пов…дения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей сп…собности не подд…ваться влияниям среды, если она «затягивает».

по Д.С. Лихачеву.

Справочный материал

  • Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития;

  • Как научиться хорошей речи?

  • Употребление жаргонных слов;

  • Проблема богатства и бедности речи человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Вставьте пропущенные буквы, пользуясь орфографическим словарем.

В…ранда, в…н…грет, д…в…денд, ид…алист, ин…угурция, пл…гиат, тр…виальный, д…летант, п…лисадник, д…р…жёр, пров…кация, пр…ор…тет, в…рнисаж, ст…пендия, б…гряный.

8

© 2010-2022