Статья Взгляд эксперта на экзаменационное сочинение ЕГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЕГЭ

Сочинение.

Рязанова Александра Яковлевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ№1» г. Губкинского

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).»

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!

  1. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!

  2. Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7)Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя - этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8)Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9)На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые. силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

  1. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём ее блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

  2. Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

(14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть... (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу й воображению!

(По М. Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) - великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.





С1

Великий русский поэт и писатель девятнадцатого века М.Ю. Лермонтов в своем тексте приглашает читателей к разговору о Москве, столице нашей Родины. «Москва не безмолвная громада камней холодных,…У нее есть своя душа, своя жизнь, свой язык…»,- пишет поэт. Думаю, что проблема, поставленная автором текста, связана с сохранением культурных и нравственных ценностей России, олицетворенных в образе столицы.

Иллюстрируя свою позицию, М.Ю.Лермонтов выражает безмерную любовь к Москве, как «сердцу» России, ко всем достопримечательностям, которые в ней находятся и, конечно же, к ее истории, в которой как в зеркале отражается и вся история нашей страны.

Я разделяю авторскую позицию и попытаюсь ее доказать на литературных примерах. Древняя столица на протяжении многих веков привлекала внимание известных поэтов, писателей, художников. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов, двухсотлетие которого в этом году отмечал весь цивилизованный культурный мир, признавался в искренней сыновней любви к столице в поэме «Сашка»:

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Тему Москвы и ее исторического прошлого поэт также рассматривает в своем стихотворении «Бородино»; в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». А его московские впечатления отразились в очерке «Панорама Москвы», текст из которого и предложен нам для анализа.

О Москве писал и кумир М.Ю.Лермонтова - А.С.Пушкин: "Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось» Именно в Москве он создал ряд своих произведений: стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие, которые до сих пор остаются актуальными и читаемыми.

Говоря о дне сегодняшнем, хочу обратить внимание на то, что Москва по-прежнему остается лучшим культурным центром России и столицей, привлекающей внимание туристов всего мира.

Практически каждый год я бываю в Москве и не перестаю восхищаться ее культурными достопримечательностями: Третьяковской галереей, Кремлем, собором Василия Блаженного, Красной площадью, многими музеями, театрами и библиотеками.

В Москве как в зеркале отражается наше прошлое, настоящее и будущее, наша история, без которой не будет России и русского человека с его загадочной, непонятной для иностранцев душой. Считаю, что тема Москвы, рассматриваемая автором текста, является актуальной и сегодня, когда в мире становится все очень и очень не просто.



© 2010-2022