Конспект урока по литературе на тему «Добро пожаловать в мир литературы» (5 класс)

  Вводный урок по литературе в 5 классе на тему «Добро пожаловать в мир литературы» проходит в атмосфере сотрудничества, а также учения без принуждения. Основной целью данного урока является создание условий для ознакомления учащихся со спецификой нового учебного предмета. Он включает в себя игровые задания, задания творческой и интеллектуальной направленности, благодаря которым становится динамичным, живым и содержательным. Урок построен по технологии развития критического мышления, поэтому фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»


Цели:

1. Создать условия для ознакомления учащихся со спецификой нового учебного предмета, его целями и задачами.

2. Формировать умение работать с учебником и читательским дневником.

3. Заинтересовать новым учебным предметом.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

А.Блок

Стадия вызова:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова ходим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

ЛИТЕРАТУРИЯ!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы его назовем первым, вводным, т. е. самый первый урок по новому для вас предмету - литературе. Почему же он называется вводным? (звучат предположения детей, которые можно записывать на доске: самый первый, урок-знакомство, вводит в мир новых знаний и т.д….)

  • Чем же мы будем заниматься на нашем первом уроке?

  • А на остальных уроках литературы?

Спасибо за интересные и умные ответы, и за веселые ответы тоже. А сейчас предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Верите ли вы, что…» (ответы «да» (хлопнуть в ладони) или «нет» (топнуть ногами)

  1. …кабинет литературы отличается от других учебных помещений?

  2. …учебник литературы отличается от других учебников?

  3. … читающий и понимающий литературу человек - интересный?

  4. … предмет литература не нужен для сдачи экзаменов?

  5. … литература помогает в жизни?

  6. … важно и полезно дружить с книгой?


  • Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку? Посмотрите на портрет этого замечательного русского поэта, с произведениями которого мы еще познакомимся на наших уроках.


Стадия осмысления:

  1. Беседа о прочитанном летом.

На слайдах появляются иллюстрации к произведениям: «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Робинзон Крузо» Д.Дефо и др. - 5-7 иллюстраций.

Задание: 1) узнать произведение и автора, 2) сжатый пересказ эпизода произведения, изображенного на картинке.

  • Какие еще произведения были вами прочитаны?

  • Какие из них вы порекомендовали бы своим друзьям? Почему?


  1. Знакомство с Читательским дневником.

Первую запись в Читательском дневнике ребятам предстоит выполнить на одном из библиотечных уроков, посвященном ведению Читательского дневника. На вводном уроке целесообразно мотивировать ребят на эту работу и показать Читательские дневники шестиклассников. Тогда они с нетерпением будут ждать первый библиотечный урок.

  • Ребята, а кто из вас с удовольствием посещает библиотеку?

  • Книги какой тематики вы чаще всего выбираете там?

  • О самых интересных и полезных книгах, прочитанных вами самостоятельно, вы сможете написать в Читательском дневнике. А те, кто любит рисовать, смогут изобразить в них своих любимых героев. (показ Читательских дневников шестиклассников)


Физкультминутка (под минусовку «В гостях у сказки»)

Прыгните 5 раз на правой ноге те, кто любит сказки.

Хлопните 5 раз над головой те, кто любит читать фантастические рассказы.

Поверните голову вправо-влево 4 раза те, кто знает сказку «Аленький цветочек».

Прыгните 5 раз на левой ноге те, кто знает стихотворение о природе.

Покажите, как взлетали гуси-лебеди.

Покажите, как тянулась за яблочком сестрица Аленушка.


  1. Знакомство с учебником-хрестоматией «Литература 5 класс» (автор В. Я. Коровина и др.) (два варианта знакомства с учебником - учитель может использовать любой: традиционный или игровой)

Вариант 1

  • Кто авторы учебника?

  • Какие художники оформляли книгу?

  • Какие разделы есть в учебнике?

  • Для какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов?

  • Какую роль играют сноски?

  • Для чего предназначены статьи, помещенные после изучаемых произведений?

  • Какова роль вопросов и заданий? Чему они помогают?

  • Что такое форзац и как он связан с содержанием книги?

Вариант 2

(Если класс творческий, активный - это выясняется на первых этапах урока - можно предложить им выступить с рекламой учебника литературы - индивидуально или в составе группы, но для рекламы надо внимательно рассмотреть учебник и подумать, что следует о нем сказать и в какой форме)


Чтение вступительной статьи вслух. Подчеркиваем незнакомые слова!

  • Кто может объяснить, что обозначают данные слова?

  • Давайте посмотрим, какое толкование дается им в словаре Ожегова (на слайде, карточках или прочитать вслух).

Словарная работа

Нравственность - внутренние духовные качества человека (милосердие, сострадание, доброта, справедливость, честность и т.д.), правила поведения.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.

Подвижник - человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.

Реальные - действительно существующий, не воображаемый.

Критик - человек, занимающийся критикой: обсуждением, разбором чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки.

(по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

  • Что хотели нам сказать авторы учебника в статье?

  • Так ли просто стать настоящим читателем?


  1. Литературоведение:

  • Существуют ли специальные слова в литературе? Можете ли вы их назвать?

Задание: Внимательно прочитайте литературоведческие термины и подчеркните те из них, которые вам знакомы и вы могли бы их объяснить.

(Термины могут быть показаны на слайде и распечатаны для каждого ребенка на цветном принтере)

Конспект урока по литературе на тему «Добро пожаловать в мир литературы» (5 класс)


  • Какие молодцы! Вы пришли в мир художественной литературы не с пустыми руками.


Стадия рефлексии:

Литература - это…. (записать 4-5 определений-ассоциаций)

Заключительное слово учителя:

Литература в жизни человека играет большую роль, это известно человеку с давних времен. Вдумчивое чтение книги - это всегда творчество или сотворчество. Научиться понимать книги, научиться мыслить, думать нам помогут уроки литературы.

Спасибо за работу на уроке, было очень приятно с вами сотрудничать.

Домашнее задание: подобрать пословицы о книгах, записать их в тетрадь или придумать рассказ по одной из них


Список литературы:


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2001.

  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.

© 2010-2022