Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка в 5 классе в формате ФГОС с применением интерактивной доски. Это урок "открытия нового знания". Открытие нового знания пятиклассниками происходит через решение исследовательской задачи в группе. На уроке исполузуются учителем ИКТ-технолтгии. Интерактивные задания взяты из Единой коллекции электронных образовательных ресурсов. А также на этапах урока использованы возможности интерактивной доски: затенение, перемещение...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)Урок русского языка в 5 классе. Учитель Насонова Е.Ю.


Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

1. Деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.

2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов - изучения категории одушевленности/неодушевленности имен существительных

3.Стимулировать творческую активность детей, развивать умения и навыки в решении проблемных задач, а также поисковой деятельности с использованием компьютерных средств.

Оборудование:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/) по данной теме:

  • Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 5-7 класс». Мультимедиа урок «Имя существительное».

  • Набор цифровых ресурсов к учебникам: Учебники «Русский язык. Теория», 5класс, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное».

Компьютерная презентация, выполненная учителем.

Учебник Русский язык. 5 класс. Авторы: Быстрова Е.А., Москва, Русское слово, 2014.

Время реализации: 45 минут.

Медиапродукт

Среда: программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской Elit Panaboard book.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

Структура презентации

№ п/п

Структурные элементы

Временная реализация

№ слайда

1

Мотивация

3 минута

№2 - 4

2

Актуализация знаний

3 минуты

№5 - 6

3

Выявление места и причины затруднений

3 минута

№7

4

Построение проекта выхода из затруднения

3минуты

№8

5

Реализация построенного проекта

9минут

6

Первичное закрепление

7 минут

№8

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

5 минут

№9

8

Повторение

7

№10

9

Рефлексия

5

№11

Схема взаимосвязи кадров презентации:

11

10

1

3

5

7

9

8 000

6

4

2

Содержание слайдов:

№1 - титульный лист

№2-4 - задание «Отгадайте загадку»

№5 - тема урока (затенение)

№6 - определение затруднения по теме урока

№7 - исследовательская задача, противоречие (затенение)

№8 - цель проекта

№9 - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (затенение)

№10 - игра «Собери слова»

№11- подведение итогов урока, домашнее задание

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  1. повышение мотивации к обучению;

  2. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;

  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем учебного материала и показа демонстрационных фрагментов;

  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Технологии и методы: информационные, проблемный, частично-поисковый


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ИКТ

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Задание «Отгадайте загадку» (Коллекция интерактивных загадок)

Определить, одушевленный или неодушевленный предмет загадан.

взаимодействие с учителем

Л,П,К,Р

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

1.Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

2. Что помогло определить, одушевленное существительное или нет?

(Как известно, одушевленные существительные - это те, которые называют живые предметы (людей, животных), а неодушевленные - все остальные. Определить, одушевленное существительное или нет, можно по вопросу: кто? - одушевленное; что?- неодушевленное)

3. Определите одушевленное или неодушевленное существительное «дуб», «кукла». Объясните выбор.

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, формулируют тему и цели

П,К,Л

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

3

Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

1.Составим текст исследовательской задачи.

2.Выявление противоречия.

1. «Как известно, одушевленные существительные - это те, которые называют живые предметы (людей, животных), а неодушевленные - все остальные. Определить, одушевленное существительное или нет, можно по вопросу: кто? - волк, одушевленное; что?- дом, неодушевленное. Но почему дуб - что? а кукла - кто?»

2. «Противоречие между знанием того, что «кукла» с точки зрения биологии - неживой предмет, и незнанием грамматических свойств одушевленных/неодушевленных существительных».

П,К

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

1. Какие цели определяют нашу дальнейшую деятельность?

Определяют цели.

«Определить грамматические свойства одушевленных, неодушевленных существительных»

Определяют тему, план, способы, средства, сроки

П,Р,К

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

5

Реализация построенного проекта.

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого типа

1.Организует деловое общение в группе, наблюдает за работой в группах ( Ясна ли цель? На каком этапе находитесь? Достаточно ли времени для работы? Каков результат? Оцените полученный результат).

1.Работа в группах.

Выдвижение гипотез:

Если…

Информационный поиск (работа со статьей учебника).

Результат: «существительное «кукла» относится к одушевленным, так как….»

П,Р,К

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач

1.Спикеры групп представьте результатов работы в группах.

Выслушивает ответы.

2. Подведем итоги работы групп.

1.Представляют результаты работы в группе.

Обсуждение.

2.Определяют способ проверки одушевленности/неодушевленности имен существительных.

П,К,Р

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение

Самостоятельно выполняют упражнение с самопроверкой (на слайде)

П,К,Р

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

8

Включение в систему знаний и повторение

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного

П,К,Р

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)

9

Рефлексия учебных действий на уроке.

Цель:

самооценка обучающимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

1.Учитель предлагает составить синквейн.

2. Подводит итоги урока: «Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»

3. Дает дифференцированное домашнее задание.

4.Выставляет оценки за урок.

Составляют синквейн.

Выставляют оценки за урок.

Подводят итоги урока.

Выбирают домашнее задание.

Л,П,К,Р

Методическая разработка урока русского языка по теме Одушевленные и неодушевленные существительные (5 класс)



© 2010-2022