Статья Урок литературы по ТРКМ в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат эффективных технологий можно в самом общем виде описать так: формирование метапредметных умений, направленных на развитие ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по ТРКМ в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 2.Обучение в современной школе чаще всего направлено на передачу детям определённого объёма знаний и отработку навыков. Но всем известно, что усвоение готовых знаний и воспроизведение заданных действий закрепляет лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительной деятельности «приказано - выполняй». Традиционное классно-урочное обучение порой бывает монотонно и однообразно. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Размышляя над этой проблемой, таким образом, прихожу к выводу, что необходимо разнообразить и активизировать школьную жизнь.

Слайд 3.Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости.

Критическое мышление -

  • это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;

  • это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений;

  • это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения;

  • это отправная точка для развития творческого мышления.

Слайд 4.Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):

  • это мышление самостоятельное,

  • это мышление обобщенное,

  • это мышление проблемное и оценочное,

  • это мышление аргументированное,

  • критическое мышление есть мышление социальное.

Слайд 5.Технология РКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. С 1996 г. технология распространяется совместно с институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Американские ученые модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. ТРКМ может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Слайд 6.В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова (evocation)

  • Фаза реализации смысла (realization of meaning)

  • Фаза рефлексии (reflection)

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает - «Что хочу узнать?»

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.

Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Базовая модель («Вызов - Реализация смысла - Рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

Слайд 7.Роль учителя в ТРКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло,

  • сталкивает различные суждения,

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений,

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Слайд 8. Примером использования данной технологии является методическая разработка урока для 7 класса по теме: « Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».


Краткий план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: « Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».

Класс:7

Предмет: литература

Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному восприятию рассказа.

2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

3.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

4. Провести сравнение (найти сходство и различие) двух персонажей посредством мыслительных операций - анализа и синтеза.

5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока

(организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей, синквейном).

6.Организовать рефлексивную деятельность учащихся.

7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся прогнозируют тему, цели урока с помощью ключевых слов.

2.Учащиеся работают с текстом рассказа.

3.Учащиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

4.Ученики проводят сравнение (находят сходство и различие) двух героев (Бирюк и мужик-вор).

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности,

высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- компьютер, проектор,

-фрагмент художественного фильма по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»,

- раздаточный материал для работы в группах (таблица для характеристики образа главного героя),

- рабочие тетради по литературе,

- карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда...», «Мне понравилось...», «Мне было трудно, когда...»).

Слайд 10. Рассмотрим карту урока

Этапы

урока.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

Формируемые

универсальные учебные действия

Слайд10

Органи-

зацион-

ный

Приветствие.

Проверка

готовности к уроку.

Настрой учащихся

на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

* Регулятивные.

Стадия вызова.

Создание учебной мотивации. Прием

«Корзина идей»

Слайд 11




Составление ассоциативного ряда к слову нравственность, определение лексического значения слова в группах, запись ключевых слов.

Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Постановка цели урока

* Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль),

* познавательные

( поиск информации),

*коммуникативные

( работа в группах)

Слайд 12-13

Стадия

осмысления

1.Презентация «Нравственные проблемы рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией.

Организация работы со схемой.

Составление кластера.

Слайд 13-14

2.Сопоставление двух героев Слайд 15


Организация работы со схемой для сравнения двух героев (диаграмма Венна) Слайд 16

1.Заполнение таблицы в группах, систематизация информации по характеристике главного героя.

Составление кластера


2.Просмотр фрагмента фильма по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Осмысление содержания: сравнение двух героев, определение сходства и различия.

Особое внимание обращается на поведение героев, особенности речи, характеры образов, авторскую позицию.

Выбор ответа при групповой работе.

* Личностные,

* коммуникативные (работа в

группах),

* познавательные

( отбор информации)

Слайд 17

Стадия рефлексии.

Беседа по вопросам.

Какие нравственные проблемы рассматривает автор в рассказе «Бирюк»?

Побуждение к свободным высказываниям.

Корректировка прогноза


Организация работы по созданию синквейна. Слайд 18


Организация оценочной деятельности учащихся

Участие в беседе по вопросам учителя.

Делают вывод по уроку



Сравнение прогноза с информацией, полученной на уроке.

Дополнение первоначальных записей.

Создание синквейна в группе.

Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:

- мне понравилось...,

- мне было трудно, когда...,

- мне было интересно, когда...

* Личностные

( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор),

* регулятивные

( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий),

* коммуникативные (работа в группах),

* познавательные

( исследование, поиск)

Слайд 19. Технология критического мышления раскрывает творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Использование приемов работы по РКМЧП создаёт в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Они (приёмы) делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и экспериментатора, как проверяющего, так и проверяемого.


© 2010-2022